logo
Uchebnik

14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации

Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия) разработана на период до 2016 года и  призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обес­печит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает ко всему прочему решение задач, определяемых национальным проектом в области образования. В частности предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, а так же молодые семьи. В качестве важнейшей цели ГМП Стратегия определяет  развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социально-экономическая политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, которые в состоянии создать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна  реализовать три приоритета:

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Важнейшим инструментом такого вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития.

Развитие созидательной активности молодежи. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России.

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К ним прежде всего относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку неуспешности, сократит базу для развития различных фобий в общественном сознании. Кроме того, прямая финансовая поддержка этих категорий жителей страны будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу.

Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность государства и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем, стоящих перед молодежью и обществом. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.

Одновременно цель и приоритеты государственной молодежной политики взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагают межведомственный характер их достижения.

Реализацию ГМП предполагается осуществлять на основе следующего комплекса принципов:

Реализацию государственной молодежной политики по-прежнему планируется осуществлять через проектный подход. Вследствие чего в рамках приоритетных направлений предполагается реализовать ряд общенациональных проектов.

В рамках первого приоритетного направления - «Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России» - разработаны следующие проекты.

Проект «Российская молодежная информационная сеть “Новый взгляд”», направленный на:

Адресат проекта -  молодые люди  и все жители России, начиная от родителей и заканчивая сотрудниками учреждений, работающих  с молодежью.

Основными направлениями работы в рамках данного проекта провозглашены:

Основными каналами трансляции информации выступят средства массовой коммуникации, признанные в молодежной среде: популярные Интернет ресурсы, телевизионные программы, в первую очередь, региональные, FM-радиостанции, мобильная связь, неформальное общение («из рук в руки»), а так же каналы информирования населения в регионах РФ, эффективность применения которых доказана опытом. Проект призван не подменять собой все существующие каналы и средства коммуникации, а объединить наиболее эффективные в единое информационное пространство, доступное для российской молодежи.

Важное направление реализации проекта - освоение молодыми людьми навыков пользования информацией и ее применения в жизни. Особое внимание будет уделено молодежи, проживающей в сельской местности, где есть трудности с доступом к СМИ. В рамках проекта планируется поддерживать региональные и местные инициативы, направленные на развитие информационной культуры молодежи.

Проект «Доброволец России» направлен на:

Главными направлениями его реализации являются:

Адресат проекта - каждый  молодой человек в возрасте от 14 до  25 лет, живущий в России, готовый предоставить собственную проектную идею для экспертизы и поддержки в сообществе.

В ходе реализации проекта на базе некоторых регионов планируется организовать экспериментальные площадки, где молодежь получит возможность реализовывать задуманные социальные и иные проекты. В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.

Проект «Карьера» направлен на содействие процессу адаптации молодежи к рыночным отношениям. В качестве основных целей проект предполагает:

Направлениями реализации проекта выступают:

Адресат проекта – молодые люди от 14 до 25 лет, не имеющие достаточного опыта эффективной деятельности на рынке труда, стабильной трудовой занятости.

По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория проекта может быть условно разделена на следующие группы:

Первая группа (от 14 до 18 лет) – несовершеннолетние участники проектов, задействованные на основе частичной занятости и ответственности. Проводимая здесь работа прежде всего направлена на содействие процессу организации трудовой практики и приобщения молодых людей к труду в коллективе.

Вторая группа (от 18 до 25 лет) – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, реализующие проекты сезонных и временных работ на основе персональной ответственности, а так же проекты частичной занятости во время учебы. Здесь ведется работа по развитию творческой активности молодежи, формированию чувств сопричастности и ответственности.

Третья группа - молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск первого рабочего места. Основная работа здесь направлена на внедрение эффективных форм и механизмов взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.

В рамках второго приоритетного направления – «Развитие созидательной активности молодежи» - выделяются следующие проекты.

Проект «Команда» преследует цель предоставить возможность молодым людям проявить свою активность в общественной жизни и освоить навыки самоорганизации.

Работу по проекту планируется вести по следующим направлениям:

формирование навыков самоорганизации и самоуправления молодежи;

Адресат проекта – вся российская молодежь.

Участники проекта – молодые люди, ориентированные на развитие лидерства, склонные к  самоорганизации и самоуправлению.

Проект «Успех в твоих руках» направлен на выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности.

Для достижения этой цели планируется осуществить:

Настоящий проект рассматривает в качестве целевого адресата всех молодых россиян, и открыт для участия молодых людей, обладающих мотивацией к достижениям в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни.

Работу в рамках третьего приоритетного направления – «Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» - планируется выстроить вокруг реализации проекта «Шаг навстречу». Цели проекта:

Основные направления реализации:

Адресат проекта – молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их здоровые сверстники.

Участники проекта – все молодые жители страны, неравнодушные к чужой беде, готовые делом помочь тем, кто объективно нуждается в такой помощи.

Используя все средства распространения информации, в рамках проекта планируется развернуть мобильную социальную работу с молодыми людьми и группами молодежи, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В качестве исполнителей подобной работы планируется привлечь молодежные организации и объединения.

Среди главных задач проекта - информирование общества о необходимости и возможностях создания доступной среды, для всех его членов, в том числе и для инвалидов, развитие в обществе толерантного отношения к людям с теми или иными ограничениями.

Для обеспечения социальной интеграции и адаптации молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут прилагаться усилия по вовлечению этих ребят в деятельность молодежных общественных организаций, клубов, организаций по месту жительства, трудовых отрядов, с тем, чтобы дать возможность им почувствовать себя неотъемлемой частью общества.

Таким образом, благодаря заявленному подходу в современной истории России впервые планируется создать систему общенациональных проектов, адресованных всей молодежной аудитории страны. Став их участниками, молодые люди смогут практически применить знания, полученные в системе образования и воспитания, оценить их достаточность и сформулировать новые образовательные запросы.

Для реализации проектов предлагается создать схему управления, которая позволит вывести их действительно на общенациональный уровень, сделать массовыми и действенными. Для руководства всем ходом выполнения Стратегии предполагается создать общественно-государственный Совет по реализации Стратегии. В него кроме представителей государства войдут видные общественные деятели, представители социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, в том числе молодежных, представители Федерального Собрания Российской Федерации. Аналогичные Советы могут создаваться на региональном уровне.

Для успешной реализации проектов требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий. К основным организационно-правовым условиям можно отнести:

Обновление государственных образовательных стандартов с учетом необходимости формирования ключевых умений и навыков, необходимых молодежи для успешной жизни в современном обществе.

Формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики  и негосударственных организаций, что предполагает:

Внесение  изменений в законодательство РФ в части:

Научное обеспечение государственной молодежной политики: выявление и исследование доминирующих тенденций в молодежной среде; оперативная разработка подходов к решению вновь возникающих проблем; оценка результатов возможных изменений; разработка государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, по специальностям, представленным в сфере государственной молодежной политики; подготовка ежегодного Доклада о положении молодежи в Российской Федерации Президенту и Правительству РФ.

Модернизация государственной статистики в области государственной молодежной политики: разработка и пересмотр сложившихся требований и параметров сбора, обработки и  предоставления широкой общественности информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни России.

Необходимые материально-финансовые ресурсы определяются на основе имеющегося опыта, прогноза демографической ситуации в России до 2016 года и расчетов, согласно которым затраты на одного участника проекта должны составлять от 2000 до 4000 рублей в год. Однако в любом случае доля средств федерального бюджета не должна быть меньше 20%.

Главным результатом реализации Стратегии должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку  реализации стратегии государственной молодежной политики предполагается проводить по двум основным группам результатов.

К первой  группе относятся результаты,  характеризующие  ожидаемые  улучшения в  положении молодежи:

Вторая группа результатов будет  характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное  развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:

Оценивая государственную молодежную политику в целом, следует сказать, что в последнее время здесь произошли серьезные изменения. От технологии «латания дыр» мы перешли к выстраиванию системы мероприятий, завязанных на достижении общих целей. Не менее значимым является признание молодежи в качестве субъекта молодежной политики: вполне понятно, что решение проблем молодежи без молодежи подобно стремлению выиграть войну без армии, опираясь лишь на талант полководца. Тем не менее общая практика проектного подхода, доказавшая свою несостоятельность всем ходом 1990-х, сохраняется до сих пор. Станет ли это камнем преткновения для реализации ГМП в будущем? Вероятно, это окажет определенное влияние. Насколько оно будет сильным, зависит от многих причин и прежде всего от степени догматизма и формализма органов власти в процессе реализации заявленных в рамках ГМП приоритетов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как Вы можете определить государственную молодежную политику и какие цели она преследует?

  2. Какие модели государственной молодежной политики Вы можете назвать? Дайте краткую характеристику каждой из них. Чем, с Вашей точки зрения, определяется выбор в пользу той или иной модели?

  3. Согласны ли Вы с утверждением, что молодежная политика в России началась лишь с середины 1980-х годов? Аргументируйте свою позицию.

  4. Какую роль в рамках государственной молодежной политики в советский период играл комсомол?

  5. Почему первый Закон о молодежи был принят лишь в 1991 году? Какие факторы препятствовали его появлению в более ранний период?

  6. Какие основные кризисные проявления отличали государственную молодежную политику на всем протяжении 1990-хгодов?

  7. Каковы основные механизмы реализации государственной молодежной политики на современном этапе?

  8. Какие направления государственной молодежной политики провозглашены приоритетными в рамках Стратегии развития государственной молодежной политики?

Темы для рефератов и сообщений

  1. Роль международных организаций в деле становления и развития молодежной политики.

  2. Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации.

  3. Комсомол как субъект молодежной политики.

  4. Концептуальные основы социальной защиты молодежи.

  5. Государственная служба по делам молодежи в современной России: возникновение, структура, направления деятельности.

Литература

Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. – М., 1995.

Гусова С.А., Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И.Социальная работа с молодежью. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с.

Доктрина Государственной молодежной политики Российской Федерации. Материалы рабочей группы. - М., 2002.

Забелин В.П.Молодежная политика: стратегия, идеи, перспективы. – М.: Луч, 1998. – 86 с.

Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2001.

История, теория и практика скаутизма. Программы. Документы и материалы / Сос. Ю.В. Кудряшов. Отв. ред. Ю.В. Пахомов. – Архангельск, 1993.

Коврижных Ю.В.Научное обеспечение реализации государственной молодежной политики и средства массовой информации // Муниципальный мир, 2000. - № 6.

Концепция государственной молодежной политики. - М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ. – М., 2002.

Криворученко В.К.Молодежь и молодежная политика: термины и понятия : учеб. пособие. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005.

Луке Г.А.Инновационное социальное проектирование в региональной молодежной политике. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2002.

Международный год молодежи: участие, развитие, мир. Проект программы подготовки и проведения Международного года молодежи: Доклад генерального секретаря ООН / Документ А/АС 209/2, 17 March1981.

Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад. – М., 2000.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. - № 11.

О работе комсомола // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК / Под общ. ред. А.Г. Егорова и К.М. Боголюбова. Т. 3: 1923-1925. – М., 1984.

Родионов В.А.Молодежь и общество: Проблемы разработки и реализации молодежной политики. - М, 2001.

Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А. – М.: РАГС, 2003. – 548 с.

Социальная работа с молодежью. Учеб. пособ. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2007. – 325 с.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года. № 1760-р - М., 2007.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. В 2 т. – Москва, Тула, 1993.

Федеральная целевая программа РФ «Молодежь России 1998-2000». Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. 201. - №25.

Федеральная целевая программа РФ «Молодежь России 2001-2005»: эффективность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2004. - № 31 (251).

Холостова Е.И.Социальная политика: Учеб. пос. – М.: Инфра, 2001. – 204 с.