3.4 Социальное развитие молодежи
Фундаментальная разработка проблем социального развития молодежи в России началась в конце 80-х годов ХХ столетия в секторе социальных проблем молодежи ИСАН СССР под руководством В. Чупрова и была продолжена в Центре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. В самом общем виде под социальным развитием молодежи понимались количественные и качественные изменения социальных характеристик молодежи в процессе ее становления как субъекта общественного воспроизводства.1 В последнее время социальное развитие молодежи все чаще понимается как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням процесс изменения социального положения и сущностных сил молодежи, отражающийся в специфических формах ее социальной деятельности.2
Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если необратимость социальных изменений подрастающего поколения характеризует устойчивость процесса развития, то направленность изменяющихся характеристик молодежи придает ему внутренне взаимосвязанный характер. При этом неустойчивость отдельных позитивных социальных изменений в среде молодежи, появление непрогнозируемых, спонтанных явлений свидетельствует о том, что эти изменения еще не стали необратимыми.
Между тем, являясь составной частью более общих процессов реформирования общественных отношений, социальное развитие молодежи имеет ряд особенностей. Они обусловлены местом, занимаемым молодежью в системе воспроизводства и развития общества. К ним прежде всего следует отнести следующие.
Во-первых, в процессе своего социального развития молодежь не только наследует и воспроизводит сложившуюся социальную структуру общественных отношений, но и участвует в ее активном совершенствовании и преобразовании.
Во-вторых, как становящийся субъект общественного производства молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон своего бытия. Конкретные условия жизнедеятельности молодых людей не могут не накладывать отпечаток как на специфику молодежного сознания, так и на направления и темпы социальных изменений в молодежной среде.
Важную роль в оценке тенденций социального развития молодежи играют критерии и показатели. С их помощью не только фиксируется состояние развития, но и осуществляется управление социальными процессами. При этом показатели развития должны отражать его уровень (темпы), а критерии - направленность происходящих социальных изменений и отвечать требованиям необратимости общественного прогресса в целом.
В наиболее общей форме об уровне социального развития молодежи можно судить по степени воспроизводства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества фактически происходит трансляция социального опыта. В этом случае молодое поколение усваивает его социальную структуру как целое, а данная структура в основе своей отражается в среде молодежи как целостной социально-демографической группе.
Молодое поколение, достигшее социальной зрелости, должно так же усвоить и воспроизвести весь спектр системных социальных отношений, характеризующих данную структуру.
В настоящее время разработана и эмпирически апробирована система показателей, позволяющая количественно оценить качественные изменения. Об уровне и динамике развития молодежи можно судить:
путем их сравнения со стартовыми позициями в каждой возрастной группе молодого поколения (внутрипоколенный анализ) и
путем сравнения с родительским поколением (межпоколенный анализ).
На данный момент сформулированы основные подходы к разработке критериев оценки социального развития молодежи. К ним относятся:
баланс интересов, обеспечивающий общественное согласие различных групп населения, в том числе молодежи в процессе модернизации общества;
возможности, предоставляемые обществом для свободного выбора в многоукладной экономике;
условия, создаваемые обществом для осуществления личной свободы и проявления собственной индивидуальности;
социальные гарантии, предоставляемые обществом молодежи для компенсации обусловленного возрастом социального неравенства;
общественная забота о своем будущем (ресурсы, здоровье, интеллектуальный потенциал, экология, окружающая среда и др.);
уровень осознания молодежью общественных стандартов и требований будущего;
этические нормы отношений в молодежной среде и в обществе, соответствующие Всемирной декларации прав человека;
степень сформированности исторического сознания как меры между прошлым и будущим.
Применение этой системы показателей в исследованиях процесса социального развития молодежи позволяет осуществить сравнительный исторический анализ как внутрипоколенных, так и межпоколенных изменений.
Подводя итоги сказанному, хочется еще раз обратить внимание на то, что молодежь не только занимает определенное положение в социальной структуре общества и в силу этого выполняет ряд специфических функций, но и характеризуется (а может быть это и является самым главным) своим неповторимым культурным набором.
Вопросы для самоконтроля
Какие направления в анализе поколения сложились в социальной философии в ХIХ веке? Дайте их краткую характеристику.
Почему невозможно предложить универсальной длины поколения?
Какой смысл вкладывают в понятие «жизненный цикл»? Какие этапы жизненного цикла принято выделять в науке?
Почему долгое время в отечественной науке молодежь не рассматривалась как отдельная социально-демографическая группа?
Какие общественные функции лежат на плечах молодежи?
Какие возрастные группы принято выделять в молодежной среде? Дайте их краткую характеристику.
Какой смысл социологи вкладывают в понятие «социальное развитие молодежи»?
Является ли изменение молодым человеком прически примером его социального развития? Аргументируйте свой ответ.
Темы для рефератов и сообщений
Молодежь: концептуализация понятия и направления исследования.
Процесс психологического и физического становления молодого человека.
Теории юношеского возраста.
Психологические особенности юношества.
Социальный статус юношества.
Молодежь в системе социальной стратификации.
Социальное развитие молодежи.
Роль молодежи в воспроизводстве социальной структуры общества.
Литература
Алещенок С.В.К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи НИЦ при Институте молодежи. - М.: Институт молодежи, 1998.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И.и др. Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
Глотов М.Б.Поколение как категория социологии // Социологические исследования, 2004. - № 10.
Зубок Ю.А.Проблемы социального развития молодежи в условиях социального риска // Социологические исследования, 2003. - № 4.
Иконников С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. – Л., 1974.
Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16.
Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. – Мурманск, 1994.
Манхейм К.Диагноз нашего времени. – М., 1994.
Молодежь России: социальное развитие. – М.: Наука, 1992. – 205 с.
Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. – М., 1993.
Поликанов А.А., Янаев Г.И. Возмужание. – М., 1973.
Соколов А.В.Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Социологические исследования, 2005. - № 9.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.
Холл К.С., Линдсей Г.Теории личности. – М., 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. Основные положения, исследования и примечания. – СПб., 1997.
Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. Н.С. Слепцов. – М., 1992.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.