3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
Даже самый первый взгляд, брошенный на общество, позволяет заявить, что молодежь занимает особое место в его социальной структуре. Предваряя анализ молодежи в категориях различных научных школ, давайте попытаемся разобраться в сущности поколения как социального явления.
Понятие поколения чрезвычайно многогранно. Зачастую поколение определяется как социально-возрастная категория, номинальная группа. К одному поколению принадлежат люди, возраст которых помещается в некотором интервале. Таким образом, поколение часто предстает в виде интервала времени между средним возрастом родителей и их детей. С этой точки зрения говорят о длине поколения и измеряют ее определенным числом лет. Так, например, еще Геродот писал, что триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, потому что три поколения составляют столетие.
Древнейшее значение, подсказываемое самой этимологией слова (generatio - порождение), - биолого-генеалогическое: поколение - звено или ступень в цепи происхождения от общего предка, а межпоколенные отношения суть отношения между родителями и детьми, предками и потомками.
Тем не менее, уже в древних текстах слово «поколение» употребляется не только в генеалогическом смысле, но и для обозначения современников или сверстников.
В социальной философии XIX в. понятие поколения впервые стало предметом теоретического анализа вне семейно-генеалогического контекста как социально-историческое явление. Здесь сразу появилось два направления исследования. Позитивистско-натуралистическая ориентация стремилась выделить структурные аспекты поколенной общности, локализовать ее во времени и придать самому термину пространственно-хронологическую определенность. Романтически-гуманистическая традиция, напротив, подчеркивала внутреннее, духовное единство поколения, общность идей и деятельности. В первом случае интерес привлекали факторы, детерминирующие поколенную общность, во втором - поколение выступало как динамическая связь, субъект исторического творчества.
Коль скоро поколение становится понятием социальным, возникает вопрос о его длительности. Французский юрист Ж. Дромель, анализируя феномен политического поколения, определяет его длину в виде 16 лет. Согласно сформулированному им «закону поколений», господство одного поколения продолжается около 16 лет, после чего власть переходит к следующему поколению.
Если Дромель подчеркивает прерывность поколений, то философ А. Курно акцентирует внимание на их преемственности и сосуществовании: в обществе все возрасты перемешаны, а все переходы постепенны; поколения не следуют друг за другом, как на генеалогическом древе, а сосуществуют и взаимодействуют. Немецкий статистик Г. Рюмелин вводит количественное понятие длины поколения, определяя ее как среднюю возрастной разницы между родителями и детьми в данный период. При этом выясняется, что длина поколения не одинакова в разных странах и зависит от средней продолжительности жизни, рождаемости и других факторов.
Если позитивистская теория пыталась придать поколению объективную, количественно измеряемую определенность, то немецкие романтики и их последователи сосредоточили главное внимание на субъективной, духовно-символической общности. Так, В. Дильтей подчеркивает, что поколение - не только определенный временной интервал, равный приблизительно 30 годам, но и духовная общность людей, которые выросли в одно и тоже время, и чей жизненный мир сформировался под влиянием одних и тех же исторических событий.
Попытки соединить первый и второй подходы нашли свое отражение в творчестве испанского философа X. Ортего-и-Гассета. Он пытался «очистить» понятие поколения как от его биологических истоков, так и от свойственного романтикам индивидуализма. Поколение, по его словам, - не горстка выдающихся личностей и не масса случайных индивидов-ровесников, а своего рода «динамический компромисс между массой и индивидом», качественно новая интегрирующая сила, без которой нет субъекта исторической деятельности. Философ сравнивает поколение с караваном, в котором идет пленный, но одновременно втайне свободный и удовлетворенный человек.
Подобно своим предшественникам, Ортега обозначает исторические поколения, продолжительность которых он считает равной 15 годам, именами великих людей: поколение Декарта (1626), Гоббса и Гроция (1611), Галилея, Кеплера и Бэкона (1596), Джордано Бруно, Тихо Браге и Сервантеса (1581).
В начале ХХ столетия в анализе поколения появляется новый культурно-исторический подход. Для него был свойственен акцент не столько на хронологической одновременности существования группы людей, сколько на общности их значимых социальных переживаний и деятельности. Согласно представителям данного направления любые конструкты поколений условны, так как не обладают универсальной хронологической длительностью. Их длительность зависит от скорости исторического обновления - чем значительнее перемены, совершающиеся в единицу времени, тем больше люди склонны замечать у себя «поколенные различия». Многое зависит и от типа протекания процесса: резкие, революционные перемены создают своего рода травматический эффект, усиливающий ощущение межпоколенных различий, тогда как постепенные, эволюционные сдвиги зачастую не замечаются и не сразу символизируются в культуре.
Таким образом, условно можно выделить, по меньшей мере, пять значений поколения.
Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. В зависимости от уровня рождаемости, а так же иных обстоятельств, поколение может быть большим или малым по численности, с преобладанием тех или иных социальных групп, мужчин или женщин.
Антропологическое поколение указывает на происхождение от общего предка и дает представление о генеалогии семьи.
Историческое поколение - отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен приблизительно 20-25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. В зависимости от условий жизни, омоложения семьи, средней продолжительности жизни число поколений может увеличиваться или сокращаться.
Хронологическое поколение - период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пережившего на личном опыте уникальные, неповторимые события, которые оказали существенное влияние на весь ход дальнейшей истории.
Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав именно их свидетелями и участниками событий, реформ, революций. Например, поколение 90-х, шестидесятники и т.д.
В процессе своего существования человек как представитель того или иного поколения проходит через определенные замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни, совокупность которых получила название жизненный цикл.
Все народы выделяют этапы детства, взрослости и старости, но внутри этой периодизации существует множество вариаций, обусловленных культурой социума. Например, мужчины племени масаи в XIX веке имели шесть возрастных ступеней, тогда как мужчины нуэр знают только две возрастные ступени – мальчиков и взрослых мужчин. Причем зачастую количество выделяемых в жизненном цикле этапов совпадает с магическим числом, присутствующим в культуре народа. Так «седмица» лежит в основе возрастной стратификации у древних греков и римлян. Некоторые древние германские племена предпочитали число 6: (саксы, лангобарды, баварцы). У африканского народа котоко жизненный цикл делится на 8 стадий.
В современной научной теории и социальной практике разработано достаточно большое количество подходов к периодизации жизненного цикла. Так, в схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней), грудной возраст (10 дней – 1 год), раннее детство (1-3 года), детство (7-12) лет, подростковый возраст (13-16 лет), юношеский возраст (17-21 год), зрелый возраст (22-55 лет), пожилой возраст (56-74 года), старческий возраст (75-90 лет), долгожители (90 лет и старше).
В зарубежной литературе наибольший интерес представляет теория Э. Эриксона, выделившего в жизненном цикле восемь этапов развития личности. Особенности каждого из них графически можно представить следующим образом.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.