logo search
Uchebnik

3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл

Даже самый первый взгляд, брошенный на общество, позволяет заявить, что молодежь занимает особое место в его социальной структуре. Предваряя анализ молодежи в категориях различных научных школ, давайте попытаемся разобраться в сущности поколения как социального явления.

Понятие поколения чрезвычайно мно­гогранно. Зачастую поколение определяется как социально-возрастная категория, номи­нальная группа. К одному поколению принадлежат люди, воз­раст которых помещается в некотором интервале. Таким образом, поколение часто предстает в виде интервала времени между средним возрастом родителей и их детей. С этой точки зре­ния говорят о длине поколения и измеряют ее определенным числом лет. Так, например, еще Геродот писал, что триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, потому что три поколения составляют столетие.

Древнейшее значение, подсказываемое самой этимологией слова (generatio - порождение), - биолого-генеалогическое: по­коление - звено или ступень в цепи происхождения от общего предка, а межпоколенные отношения суть отношения между родителями и детьми, предками и потомками.

Тем не менее, уже в древних текстах слово «поколение» упо­требляется не только в генеалогическом смысле, но и для обозначения современников или сверстников.

В социальной философии XIX в. понятие поколения впервые стало предметом теоретического анализа вне семейно-генеалогического контекста как социально-историческое явление. Здесь сразу появилось два направления исследования. Позитивистско-натуралистическая ориентация стремилась выделить структурные аспекты поколенной общности, локализовать ее во времени и придать самому термину пространственно-хронологическую определен­ность. Романтически-гуманистическая традиция, напротив, под­черкивала внутреннее, духовное единство поколения, общность идей и деятельности. В первом случае интерес привлекали фак­торы, детерминирующие поколенную общность, во втором - поколение выступало как динамическая связь, субъект истори­ческого творчества.

Коль скоро поколение становится понятием социальным, воз­никает вопрос о его длительности. Французский юрист Ж. Дромель, анализируя феномен политического поколения, определяет его длину в виде 16 лет. Согласно сформулированному им «закону поколений», господство одного поколения про­должается около 16 лет, после чего власть переходит к следу­ющему поколению.

Если Дромель подчеркивает прерывность поко­лений, то философ А. Курно акцентирует внимание на их преемственности и сосуществовании: в обществе все возрасты перемешаны, а все переходы постепенны; поколения не следуют друг за другом, как на генеалогическом древе, а сосуществуют и взаимодействуют. Немецкий статистик Г. Рюмелин вводит количественное поня­тие длины поколения, определяя ее как среднюю возрастной разницы между родителями и детьми в данный период. При этом выясняется, что длина поколения не одинакова в разных странах и зависит от средней продолжительности жизни, ро­ждаемости и других факторов.

Если позитивистская теория пыталась придать поколению объективную, количественно измеряемую определенность, то немецкие романтики и их последователи сосредоточили глав­ное внимание на субъективной, духовно-символической общно­сти. Так, В. Дильтей подчеркивает, что поколение - не только опре­деленный временной интервал, равный приблизительно 30 го­дам, но и духовная общность людей, которые выросли в одно и тоже время, и чей жизненный мир сформировался под влияни­ем одних и тех же исторических событий.

Попытки соединить первый и второй подходы нашли свое отражение в творчестве испанского философа X. Ортего-и-Гассета. Он пытался «очистить» понятие поколения как от его биологиче­ских истоков, так и от свойственного романтикам индивидуализ­ма. Поколение, по его словам, - не горстка выдающихся лично­стей и не масса случайных индивидов-ровесников, а своего рода «динамический компромисс между массой и индивидом», каче­ственно новая интегрирующая сила, без которой нет субъекта исторической деятельности. Философ сравнивает поколение с караваном, в котором идет пленный, но одновременно втайне свободный и удовлетворенный человек.

Подобно своим предшественникам, Ортега обозначает исто­рические поколения, продолжительность которых он считает равной 15 годам, именами великих людей: поколение Декарта (1626), Гоббса и Гроция (1611), Галилея, Кеплера и Бэкона (1596), Джордано Бруно, Тихо Браге и Сервантеса (1581).

В начале ХХ столетия в анализе поколения появляется новый культурно-исторический подход. Для него был свойственен акцент не столько на хронологической одновременности существования группы людей, сколько на общности их значимых социальных переживаний и деятельности. Согласно представителям данного направления любые конструкты поколений условны, так как не обладают универсальной хронологической длительностью. Их длительность зависит от скорости исторического обновления - чем значительнее перемены, совершающиеся в единицу време­ни, тем больше люди склонны замечать у себя «поколенные раз­личия». Многое зависит и от типа протекания процесса: рез­кие, революционные перемены создают своего рода травмати­ческий эффект, усиливающий ощущение межпоколенных различий, тогда как постепенные, эволюционные сдвиги зачастую не замечаются и не сразу симво­лизируются в культуре.

Таким образом, условно можно выделить, по меньшей мере, пять значений поколения.

  1. Демографическое поколение, или когорта, озна­чает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. В зависимости от уровня рождаемости, а так же иных обстоятельств, поколение может быть большим или малым по численности, с преобладанием тех или иных социальных групп, мужчин или женщин.

  2. Антропологическое поколение указывает на происхождение от общего предка и дает представление о генеалогии семьи.

  3. Историческое поколение - отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен приблизительно 20-25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. В зависимости от условий жизни, омоложения семьи, средней продолжительности жизни число поколе­ний может увеличиваться или сокращаться.

  4. Хронологическое поколение - период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколе­ние. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пе­режившего на личном опыте уникальные, неповторимые собы­тия, которые оказали существенное влияние на весь ход дальнейшей истории.

  5. Символическое поколение означает общность со­временников, жизнь которых совпала с особым периодом исто­рии, сделав именно их свидетелями и участниками событий, ре­форм, революций. Например, поколение 90-х, шестидесятники и т.д.

В процессе своего существования человек как представитель того или иного поколения проходит через определенные замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни, совокупность которых получила название жизненный цикл.

Все народы выделяют этапы детства, взрослости и старости, но внутри этой периодизации существует множество вариаций, обусловленных культурой социума. Например, мужчины племени масаи в XIX веке имели шесть возрастных ступеней, тогда как мужчины нуэр знают только две возрастные ступени – мальчиков и взрослых мужчин. Причем зачастую количество выделяемых в жизненном цикле этапов совпадает с магическим числом, присутствующим в культуре народа. Так «седмица» лежит в основе возрастной стратификации у древних греков и римлян. Некоторые древние германские племена предпочитали число 6: (саксы, лангобарды, баварцы). У африканского народа котоко жизненный цикл делится на 8 стадий.

В современной научной теории и социальной практике разработано достаточно большое количество подходов к периодизации жизненного цикла. Так, в схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней), грудной возраст (10 дней – 1 год), раннее детство (1-3 года), детство (7-12) лет, подростковый возраст (13-16 лет), юношеский возраст (17-21 год), зрелый возраст (22-55 лет), пожилой возраст (56-74 года), старческий возраст (75-90 лет), долгожители (90 лет и старше).

В зарубежной литературе наибольший интерес представляет теория Э. Эриксона, выделившего в жизненном цикле восемь этапов развития личности. Особенности каждого из них графически можно представить следующим образом.