logo search
Uchebnik

Восемь этапов развития личности по Эриксону

Этап развития

Психологический кризис

Доминирующая социальная среда

Благоприятный результат

1. Младенчество

Основы доверия в противовес недоверию

Семья

У ребенка вырабатываются довери­тельные чувства к себе, роди­телям и к миру

2. Раннее детство

Самостоятельность в проти­вовес стыду, сомнениям

Семья

Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуваже­нию

3. Возраст в 4—5 лет

Инициатива в противовес чув­ству вины

Семья

Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям

4. Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания

Трудолюбие, усердие в проти­вовес ощущению подчинен­ности, зависимости

Соседи, школа

Ребенок приобретает чувство уверен­ности в своих знаниях и умениях

5. Подростковый период

Осознание собственной лич­ности в противовес путанице с социальными ролями

Группа сверстни­ков и внешние группы

Индивид развивает самоидентификацию - ясное ощущение собственного Я

6. Юность

Любовь в противовес одино­честву

Друзья и партне­ры по сексу

Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретных целей и завязывать продолжитель­ные дружеские и любовные от­ношения

7. Взрослый

Творческий потенциал в про­тивовес застою

Новая семья, работа

Индивида начинают волновать проблемы других людей и об­щество в целом

8. Пожилой возраст

Целостность в противовес от­чаянию

Выход на пенсию и близящаяся смерть

Индивид обретает чувство удовлетво­рения прожитой жизнью

Безусловно, любая периодизация жизненного цикла не только описательна, но и ценностно-нормативна: представителям тех или иных возрастных страт присущ свой, отличный от других набор ценностей, культурных норм и моделей поведения. Нагляднее всего это демонстрирует жизненный цикл, представленный такими этапами, как детство, подростковый возраст, ранняя зрелость или молодость, средний возраст или зрелость, пожилой возраст или старость, смерть. Дадим небольшую характеристику каждого из них.

Детство (0-7 лет). В средние века концепций детства не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства эпохи средневековья изображали взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Никаких специальных слов для обозначения детей в возрасте до 16 лет не существовало. Слово ребенок выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Формирование же концепции детства в обществоведческой литературе началось лишь в начале XVII века.

Диапазон возможностей человека в данный возрастной период, а так же темпы изменений представляются поистине уникальными. Так, к четвертому году жизни большинство детей полностью осваивают язык. Еще раньше дети начинают демонстрировать общечеловеческие реакции: указывают пальцем на разные предметы, наделяют кукол своими собственными социальными ролями, в ходе игры выстраивают ролевые взаимодействия между фигурками солдатиков, кукол, роботов и т.д. К восьми годам дети начинают понимать различия между психологическими и физическими свойствами человека.

Подростковый возраст (7-16(18) лет). В этот период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать в полной мере революционными. Подростки уже не дети, но еще не взрослые. Подобная промежуточность положения, сравнимая с маргинализацией, накладывает свой отпечаток на их социальное положение и психологическое состояние.

Ранняя зрелость (16(18)-30 лет). Именно в данный период большинство молодых людей занимает устойчивое положение в социальной структуре общества. Увеличивается степень их самостоятельности от родителей и других членов семьи. Происходит становление устойчивых преставлений о своем месте в обществе и окончательно оформляется система жизненных целей.

Средний возраст (30-65 лет). Здесь доминирует процесс выполнения людьми своих социально-профессиональных ролей. Оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноценного членства в обществе. Корректируются жизненные планы, а так же определяются ресурсы, необходимые для их реализации. Человек окончательно пытается освободиться от власти других и всячески проявляет свою самостоятельность и независимость.

Пожилой возраст (с 65 лет и до смерти) влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями и приобретение новых, прежде всего, - пенсионер. Появляется чувство беспокойства, связанное с неуверенностью в завтрашнем дне, а так же потерей привычного места в социально-профессиональной стратификации. Этот период характеризуется подчас значительным сокращением круга общения и, как следствие, появлением ощущений одиночества, забытости, брошенности и т.д.

Смерть. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Оно влечет за собой принятие нового социального статуса – умирающий. Происходит переоценка прожитой жизни под углом накопленного опыта. Все это отягощается появлением чувства бессилия, невозможности что-либо изменить (или наоборот – полного удовлетворения прожитой жизнью). Смерть в современном обществе часто оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Если раньше большинство людей умирало дома, то в современном мире человек зачастую заканчивает свою жизнь в домах престарелых или больницах.

Особое место в жизненном цикле человека занимает период молодости.