14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
Процесс формирования государственной молодежной политики в Российской Федерации начался в сложных политических, экономических и социальных условиях. В силу своей организационной слабости и недостаточного финансирования молодежные и детские общественные объединения не имели реальных механизмов влияния на процесс разработки и реализации молодежной политики. А политические партии зачастую сводили свою работу к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи. Существенное негативное влияние имел и тот факт, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи. В этих условиях государственное направление реализации молодежной политики на протяжении всех 1990-х годов оставалось, пожалуй, единственно возможным.
Несмотря на серьезные трудности, в течение первого десятилетия существования новой российской государственности была создана организационная, законодательная и финансовая основа для осуществления государственной молодежной политики.
В условиях федеративного устройства наглядно проявились два уровня государственной молодежной политики с определенной спецификой ее реализации: федеральный и региональный, дополняемые молодежной политикой муниципальных органов власти. При углублении самостоятельности регионов складывался территориальный опыт, сочетающий общее и единичное - всероссийский подход к решению проблем молодежи и особенности, возможности, специфику регионов; создавалась региональная нормативно-правовая база.
Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне представляет собой сложный процесс и включает деятельность всех ветвей власти: Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи при Правительстве РФ, Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи. На региональном уровне существует достаточно разветвленная сеть институтов, включающая в себя Департаменты и Комитеты по делам молодежи при Администрации регионов, а так же соответствующие комитеты в рамках законодательных структур субъектов Федерации.
Следует обратить внимание на то, что процессы, связанные с институциональным обеспечением ГМП, вбирают в себя две группы явлений: формирование органов по ГМП на государственном и муниципальном уровне и формирование учреждений по работе с молодежью. Последние формируются по различным каналам: при государственных и муниципальных органах, как общественные учреждения и как структуры, действующие на коммерческой основе.
За последние 15 лет удалось сформировать элементы законодательной базы для осуществления государственной молодежной политики. Основные подходы к ее реализации были определены в ряде федеральных нормативно-правовых актах: Указ Президента Российской Федерации от 1992 года «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятые Верховным советом РФ в 1993 году; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации» от 1995 года; Постановление Правительства РФ от 1996 года «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»; «Концепция государственной молодежной политики в Российской федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ в 2001 году и «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2006 году. Кроме того, одним из основополагающих документов, касающихся политики Российского государства в области молодежи является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, разработанная в конце 1999 года. Данный документ определяет цели воспитания и обучения, а так же пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Важную роль в реализации ГМП играют федеральные программы «Молодежь России» и «Дети России», а так же иные целевые программы, разработанные различными федеральными органами власти.
Что же касается регионального уровня, то в каждом из субъектов действует собственная нормативная база в области ГМП, отражающая специфику данного региона.
Говоря о молодежной политике на муниципальном уровне, то, как показывает складывающийся опыт, основное ее содержание выражается в следующем: социальная поддержка молодежи и молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.
Важным элементом разработки и реализации ГМП являются ежегодные доклады о положении молодежи. Практика их подготовки в Российской Федерации широко распространена. Вместе с тем положения и выводы, содержащиеся в них, редко становятся предметом обсуждения на заседаниях Правительства.
Следует отметить позитивные сдвиги в решении проблем молодежи по ряду направлений. Активизировались действия по решению проблем занятости молодежи, расширены задачи и определены более четкие ориентиры на уровне федеральных и региональных программ.
Продолжилось формирование системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса.
Факт появления программы предоставления жилищных субсидий молодым семьям на строительство жилья свидетельствует, что делаются первые шаги по пути реализации мероприятий по долгосрочному кредитованию молодежи в целях приобретения жилья и обзаведения домашним хозяйством.
Нарастает процесс формирования кадрового корпуса для работы с молодежью в современных условиях. Если в предыдущие годы работа с молодежью основывалась на идеологической парадигме и планировании ее инициатив на основе общественного поручения, что требовало определенного типа лидеров, то в настоящее время подходы к подготовке специалистов для работы с молодежью становятся более разнообразными. Количественно эта работа менее масштабна, чем в советские годы, но сегодня готовятся практические психологи, социологи, социальные работники и педагоги, ориентированные на работу с молодежью. В ряде территорий формируются государственные заказы на подготовку специалистов для работы с молодежью. Появились специалисты по ювенальной юстиции. Однако работу в области кадровой политики необходимо оптимизировать, сочетая формы довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, а так же повышения квалификации.
Оценивая молодежную политику в РФ как целостный механизм, стоит отметить, что процесс его работы крайне не отлажен. В качестве основных кризисных проявлений можно отметить следующие:
нереалистичность в условиях современного российского общества многих целей и задач;
недостаточная научная обоснованность государственной молодежной политики, что приводит к отсутствию скоординированности в деятельности с другими сферами государственной политики. Как результат - определенная искусственная замкнутость молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения образования, социализации и воспитания и др.);
неразработанность нормативной правовой базы. Точнее сказать отсутствие системы. Процесс нормотворчества в сфере молодежной политики в РФ долгое время имел характер «латания дыр». В совокупности с недостаточным финансированием это привело к тому, что степень проработки нормативной базы в целом ряде регионов оказалась выше, чем на федеральном уровне, а действующие здесь региональные программы приносили куда более ощутимые результаты;
отсутствие законодательного закрепления понятия «молодежь» как единой социальной группы по возрастным критериям, без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;
отсутствие соответствующей потребностям молодежи инфраструктуры специализированных учреждений. Хотя в последнее время здесь наметились некоторые положительные тенденции. Так, по данным на 2002 год в субъектах Российской Федерации функционировало более 900 социальных служб органов по делам молодежи, более 2000 социальных учреждений различной ведомственной подчиненности, более 1350 клубов по месту жительства, более 1000 военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений, клубов, реализующих федеральную целевую программу «Молодежь России». Однако этого количества явно недостаточно. Увеличилось число детей и подростков, участвовавших в летней оздоровительной кампании. Это произошло как за счет стационарных лагерей, так и за счет увеличения доли малозатратных форм организации отдыха и оздоровления молодежи.
Возрождаются лучшие формы культурно-массовых мероприятий: фестивали, КВНы, конкурсы, слеты, турнир «Кожаный мяч», соревнования по другим традиционным видам спорта. Начала выстраиваться система творческих фестивалей студентов на российском уровне. Однако, к сожалению, указанными формами работы охвачено не более 10% молодых людей. По мнению самой молодежи не хватает специализированных служб и информации об их деятельности, таких как молодежные биржи труда; центры информации и документации; телефоны доверия и консультации психологов; службы молодой семьи; центры подростковой медицины; новые типы воспитательных учреждений для беспризорных и девиантных детей;
дезинтеграция деятельности в данной сфере профильных органов государственного управления и их учреждений;
недостаточное кадровое и финансовое обеспечения государственной молодежной политики;
отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы.
Стабилизация работы государственных (федеральных и региональных), а так же муниципальных органов по ГМП зависит от ряда факторов: поиск оптимальной модели управления, интеллектуального и кадрового потенциала, информационного обеспечения, ресурсов бюджетного финансирования, материально-технической базы. Опыт показывает, что постоянное функционирование органа по ГМП позволяет при ограниченности всех других ресурсов продвигать работу вперед, объединять кадры, проводить мероприятия, организовывать молодежь. И исключительно важно, чтобы курс на стабилизацию работы органов по ГМП активно поддерживался руководством субъектов РФ и муниципальных образований.
С целью преодоления кризисных моментов и придания молодежной политике системных качеств, Правительством РФ в 2001 году была принята Концепция государственной молодежной политики. Обосновывая необходимость разработки и принятия подобного документа, в Концепции отмечается, что ГМП в РФ должна обеспечить:
стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к другому мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
Реализация этих положений обеспечивается на следующих принципах:
Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.
Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.
Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегической стороной вопроса стало признание высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает расчет финансовых средств, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и отдаленной перспективе.
Принцип участия - молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующим повышение самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах. Таким образом, молодежные детские общественные объединения признаются активными участниками формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по реализации ГМП строиться на:
соблюдении прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
осуществлении координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществлении государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
сочетании государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;
привлечении молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
предоставлении молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
приоритете общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Заявляя о необходимости комплексного решения молодежных проблем, Концепцией определен ряд приоритетных направлений ГМП, учитывающих социальные потребности молодежи, национальные традиции и региональные особенности. Среди таковых:
поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;
государственная поддержка молодых семей;
оказание социальных услуг для молодежи;
обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.
Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь, которые актуальны в любых социально-экономических условиях функционирования государства. Другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.
Концепцией определен и круг субъектов государственной молодежной политики. Примечательно, что в качестве таковых обозначены не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и общественные организации, граждане, молодежь и молодежные объединения. Субъектность последних определяется посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а так же в иных формах. В случаях, если вносимые предложения требуют проведения исследовательских, проектных и иных видов работ, их организация и финансирование осуществляет, в том числе, и за счет государственных средств.
В целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации федеральные органы государственной власти совместно с молодежными, детскими общественными объединениями один раз в три года созывают Всероссийский конгресс молодежи. Здесь обсуждается доклад о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, вырабатываются рекомендации, принимаются обращения к молодежи и федеральным органам государственной власти. Подобная законодательная инициатива нашла отклик и в ряде субъектов РФ в виде разработки положений о региональных молодежных конгрессах. Однако полномочия данного органа, порядок его избрания и финансирования не получили должной проработки как на федеральном, так и региональном уровнях. Вероятно, это стало одной из причин того, что за 7 лет, истекших после принятия Концепции, ни один Всероссийский молодежный конгресс так и не состоялся.
Отдельно стоит обратить внимание на механизмы реализации государственной молодежной политики в РФ. Согласно Концепции они представляют собой совокупность нескольких блоков, а именно:
Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.
Научно-информационный механизм: определение стратеги государственной молодежной политики, поддержка фундаментальных научных исследований проблем молодого поколения, управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.
Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.
Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.
Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования.
Анализ их функционирования позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.
Безусловно, разработка и принятие подобного документа явилось значимым событием не только для ГМП, но и общества в целом. Однако изменившиеся социально-экономические условия и ряд сохранившихся проблем сформировали новый социальный заказ, ответом на который стала разработка и принятие в 2006 году Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.