14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия) разработана на период до 2016 года и призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает ко всему прочему решение задач, определяемых национальным проектом в области образования. В частности предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, а так же молодые семьи. В качестве важнейшей цели ГМП Стратегия определяет развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социально-экономическая политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, которые в состоянии создать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Важнейшим инструментом такого вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития.
Развитие созидательной активности молодежи. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России.
Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К ним прежде всего относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку неуспешности, сократит базу для развития различных фобий в общественном сознании. Кроме того, прямая финансовая поддержка этих категорий жителей страны будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу.
Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность государства и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем, стоящих перед молодежью и обществом. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.
Одновременно цель и приоритеты государственной молодежной политики взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагают межведомственный характер их достижения.
Реализацию ГМП предполагается осуществлять на основе следующего комплекса принципов:
проектный подход;
учет интересов и потребностей всех групп молодежи;
приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики;
взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса;
информационная открытость;
измеряемость результатов реализации проектов и независимость их оценки.
Реализацию государственной молодежной политики по-прежнему планируется осуществлять через проектный подход. Вследствие чего в рамках приоритетных направлений предполагается реализовать ряд общенациональных проектов.
В рамках первого приоритетного направления - «Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России» - разработаны следующие проекты.
Проект «Российская молодежная информационная сеть “Новый взгляд”», направленный на:
информирование молодых жителей страны о возможностях организации своей жизни в обществе;
пропаганда позитивных ценностей российского общества и формирование образа успешного россиянина.
Адресат проекта - молодые люди и все жители России, начиная от родителей и заканчивая сотрудниками учреждений, работающих с молодежью.
Основными направлениями работы в рамках данного проекта провозглашены:
развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);
развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;
развитие молодежных информационных проектов и программ;
пропаганда ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, служение отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность и пр.) средствами социальной рекламы;
разработка и распространение социальной рекламы в обществе силами молодых граждан;
создание равных условий для получения информации молодежью, проживающей в сельских, рабочих и удаленных районах;
поддержка международных информационных молодежных проектов, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.
Основными каналами трансляции информации выступят средства массовой коммуникации, признанные в молодежной среде: популярные Интернет ресурсы, телевизионные программы, в первую очередь, региональные, FM-радиостанции, мобильная связь, неформальное общение («из рук в руки»), а так же каналы информирования населения в регионах РФ, эффективность применения которых доказана опытом. Проект призван не подменять собой все существующие каналы и средства коммуникации, а объединить наиболее эффективные в единое информационное пространство, доступное для российской молодежи.
Важное направление реализации проекта - освоение молодыми людьми навыков пользования информацией и ее применения в жизни. Особое внимание будет уделено молодежи, проживающей в сельской местности, где есть трудности с доступом к СМИ. В рамках проекта планируется поддерживать региональные и местные инициативы, направленные на развитие информационной культуры молодежи.
Проект «Доброволец России» направлен на:
вовлечение молодежи в многообразную социальную практику и деятельность институтов гражданского общества;
поддержка молодежных инициатив, направленных на улучшение качества жизни общества;
развитие в обществе толерантного отношения и готовности молодежи помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Главными направлениями его реализации являются:
развитие проектной деятельности общественных организаций и молодежных объединений;
развитие функциональных молодежных клубов и доступных мест проведения свободного времени;
привлечение добровольцев к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
привлечение на добровольной основе организаторов массового молодежного спорта, туризма и досуга для молодежи;
интеграция российского добровольчества в международное добровольческое движение.
Адресат проекта - каждый молодой человек в возрасте от 14 до 25 лет, живущий в России, готовый предоставить собственную проектную идею для экспертизы и поддержки в сообществе.
В ходе реализации проекта на базе некоторых регионов планируется организовать экспериментальные площадки, где молодежь получит возможность реализовывать задуманные социальные и иные проекты. В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.
Проект «Карьера» направлен на содействие процессу адаптации молодежи к рыночным отношениям. В качестве основных целей проект предполагает:
способствовать формированию навыков построения карьеры и эффективного самопродвижения молодых людей на рынке труда;
содействовать развитию форм самоорганизации молодежи в экономической деятельности.
Направлениями реализации проекта выступают:
развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
вовлечение молодежи в деятельность различных трудовых объединений;
организация профориентационной работы по обоснованному выбору молодежью профессии или вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
поддержка социально-экономических инициатив молодежи.
Адресат проекта – молодые люди от 14 до 25 лет, не имеющие достаточного опыта эффективной деятельности на рынке труда, стабильной трудовой занятости.
По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория проекта может быть условно разделена на следующие группы:
Первая группа (от 14 до 18 лет) – несовершеннолетние участники проектов, задействованные на основе частичной занятости и ответственности. Проводимая здесь работа прежде всего направлена на содействие процессу организации трудовой практики и приобщения молодых людей к труду в коллективе.
Вторая группа (от 18 до 25 лет) – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, реализующие проекты сезонных и временных работ на основе персональной ответственности, а так же проекты частичной занятости во время учебы. Здесь ведется работа по развитию творческой активности молодежи, формированию чувств сопричастности и ответственности.
Третья группа - молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск первого рабочего места. Основная работа здесь направлена на внедрение эффективных форм и механизмов взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
В рамках второго приоритетного направления – «Развитие созидательной активности молодежи» - выделяются следующие проекты.
Проект «Команда» преследует цель предоставить возможность молодым людям проявить свою активность в общественной жизни и освоить навыки самоорганизации.
Работу по проекту планируется вести по следующим направлениям:
подготовка молодежи к эффективной деятельности в сфере гражданского общества;
формирование навыков самоорганизации и самоуправления молодежи;
развитие моделей и форм самоуправления молодежи;
вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;
развитие молодежных общественных организаций и объединений;
вовлечение молодежи в программы по развитию лидерства;
привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;
поддержка молодежных инициатив в области пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
включение молодых людей в международные лидерские проекты, и работу международных молодежных органов.
Адресат проекта – вся российская молодежь.
Участники проекта – молодые люди, ориентированные на развитие лидерства, склонные к самоорганизации и самоуправлению.
Проект «Успех в твоих руках» направлен на выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности.
Для достижения этой цели планируется осуществить:
поддержку способной, инициативной, талантливой молодежи;
развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;
поощрение разработки и исследования молодежью проблем, имеющих значение для развития страны;
привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения;
внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи;
вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий;
популяризация и пропаганда успехов российской молодежи в мировом сообществе.
Настоящий проект рассматривает в качестве целевого адресата всех молодых россиян, и открыт для участия молодых людей, обладающих мотивацией к достижениям в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни.
Работу в рамках третьего приоритетного направления – «Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» - планируется выстроить вокруг реализации проекта «Шаг навстречу». Цели проекта:
оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
включение молодежи с ограниченными возможностями в единое социально-экономическое пространство, общественно-политическую и культурную жизнь.
Основные направления реализации:
развитие адресной мобильной социальной работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
развитие групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи;
реализация программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для групп молодежи, испытывающих трудности в интеграции;
общественная экспертиза доступности среды жизнедеятельности молодежи;
развитие проектов интеграции и вовлечения молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества вместе со сверстниками;
развитие форм трудовой и общественной самодеятельности молодых людей и групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Адресат проекта – молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их здоровые сверстники.
Участники проекта – все молодые жители страны, неравнодушные к чужой беде, готовые делом помочь тем, кто объективно нуждается в такой помощи.
Используя все средства распространения информации, в рамках проекта планируется развернуть мобильную социальную работу с молодыми людьми и группами молодежи, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В качестве исполнителей подобной работы планируется привлечь молодежные организации и объединения.
Среди главных задач проекта - информирование общества о необходимости и возможностях создания доступной среды, для всех его членов, в том числе и для инвалидов, развитие в обществе толерантного отношения к людям с теми или иными ограничениями.
Для обеспечения социальной интеграции и адаптации молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут прилагаться усилия по вовлечению этих ребят в деятельность молодежных общественных организаций, клубов, организаций по месту жительства, трудовых отрядов, с тем, чтобы дать возможность им почувствовать себя неотъемлемой частью общества.
Таким образом, благодаря заявленному подходу в современной истории России впервые планируется создать систему общенациональных проектов, адресованных всей молодежной аудитории страны. Став их участниками, молодые люди смогут практически применить знания, полученные в системе образования и воспитания, оценить их достаточность и сформулировать новые образовательные запросы.
Для реализации проектов предлагается создать схему управления, которая позволит вывести их действительно на общенациональный уровень, сделать массовыми и действенными. Для руководства всем ходом выполнения Стратегии предполагается создать общественно-государственный Совет по реализации Стратегии. В него кроме представителей государства войдут видные общественные деятели, представители социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, в том числе молодежных, представители Федерального Собрания Российской Федерации. Аналогичные Советы могут создаваться на региональном уровне.
Для успешной реализации проектов требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий. К основным организационно-правовым условиям можно отнести:
Обновление государственных образовательных стандартов с учетом необходимости формирования ключевых умений и навыков, необходимых молодежи для успешной жизни в современном обществе.
Формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций, что предполагает:
внесение изменений в государственные образовательные стандарты по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику;
пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики;
совершенствование системы подготовки кадров в сфере молодежной политики.
Внесение изменений в законодательство РФ в части:
определения полномочий и ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере молодежной политики;
предоставления государственных грантов в сфере государственной молодежной политики;
организационно-правового обеспечения деятельности молодежных общественных организаций;
организации добровольческой деятельности в Российской Федерации.
Научное обеспечение государственной молодежной политики: выявление и исследование доминирующих тенденций в молодежной среде; оперативная разработка подходов к решению вновь возникающих проблем; оценка результатов возможных изменений; разработка государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, по специальностям, представленным в сфере государственной молодежной политики; подготовка ежегодного Доклада о положении молодежи в Российской Федерации Президенту и Правительству РФ.
Модернизация государственной статистики в области государственной молодежной политики: разработка и пересмотр сложившихся требований и параметров сбора, обработки и предоставления широкой общественности информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни России.
Необходимые материально-финансовые ресурсы определяются на основе имеющегося опыта, прогноза демографической ситуации в России до 2016 года и расчетов, согласно которым затраты на одного участника проекта должны составлять от 2000 до 4000 рублей в год. Однако в любом случае доля средств федерального бюджета не должна быть меньше 20%.
Главным результатом реализации Стратегии должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики предполагается проводить по двум основным группам результатов.
К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:
повышение уровня ее здоровья;
повышение уровня образования;
повышение уровня доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.
Вторая группа результатов будет характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:
сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений среди молодежи;
повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества.
Оценивая государственную молодежную политику в целом, следует сказать, что в последнее время здесь произошли серьезные изменения. От технологии «латания дыр» мы перешли к выстраиванию системы мероприятий, завязанных на достижении общих целей. Не менее значимым является признание молодежи в качестве субъекта молодежной политики: вполне понятно, что решение проблем молодежи без молодежи подобно стремлению выиграть войну без армии, опираясь лишь на талант полководца. Тем не менее общая практика проектного подхода, доказавшая свою несостоятельность всем ходом 1990-х, сохраняется до сих пор. Станет ли это камнем преткновения для реализации ГМП в будущем? Вероятно, это окажет определенное влияние. Насколько оно будет сильным, зависит от многих причин и прежде всего от степени догматизма и формализма органов власти в процессе реализации заявленных в рамках ГМП приоритетов.
Вопросы для самоконтроля
Как Вы можете определить государственную молодежную политику и какие цели она преследует?
Какие модели государственной молодежной политики Вы можете назвать? Дайте краткую характеристику каждой из них. Чем, с Вашей точки зрения, определяется выбор в пользу той или иной модели?
Согласны ли Вы с утверждением, что молодежная политика в России началась лишь с середины 1980-х годов? Аргументируйте свою позицию.
Какую роль в рамках государственной молодежной политики в советский период играл комсомол?
Почему первый Закон о молодежи был принят лишь в 1991 году? Какие факторы препятствовали его появлению в более ранний период?
Какие основные кризисные проявления отличали государственную молодежную политику на всем протяжении 1990-хгодов?
Каковы основные механизмы реализации государственной молодежной политики на современном этапе?
Какие направления государственной молодежной политики провозглашены приоритетными в рамках Стратегии развития государственной молодежной политики?
Темы для рефератов и сообщений
Роль международных организаций в деле становления и развития молодежной политики.
Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Комсомол как субъект молодежной политики.
Концептуальные основы социальной защиты молодежи.
Государственная служба по делам молодежи в современной России: возникновение, структура, направления деятельности.
Литература
Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. – М., 1995.
Гусова С.А., Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И.Социальная работа с молодежью. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с.
Доктрина Государственной молодежной политики Российской Федерации. Материалы рабочей группы. - М., 2002.
Забелин В.П.Молодежная политика: стратегия, идеи, перспективы. – М.: Луч, 1998. – 86 с.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2001.
История, теория и практика скаутизма. Программы. Документы и материалы / Сос. Ю.В. Кудряшов. Отв. ред. Ю.В. Пахомов. – Архангельск, 1993.
Коврижных Ю.В.Научное обеспечение реализации государственной молодежной политики и средства массовой информации // Муниципальный мир, 2000. - № 6.
Концепция государственной молодежной политики. - М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ. – М., 2002.
Криворученко В.К.Молодежь и молодежная политика: термины и понятия : учеб. пособие. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005.
Луке Г.А.Инновационное социальное проектирование в региональной молодежной политике. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2002.
Международный год молодежи: участие, развитие, мир. Проект программы подготовки и проведения Международного года молодежи: Доклад генерального секретаря ООН / Документ А/АС 209/2, 17 March1981.
Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад. – М., 2000.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. - № 11.
О работе комсомола // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК / Под общ. ред. А.Г. Егорова и К.М. Боголюбова. Т. 3: 1923-1925. – М., 1984.
Родионов В.А.Молодежь и общество: Проблемы разработки и реализации молодежной политики. - М, 2001.
Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А. – М.: РАГС, 2003. – 548 с.
Социальная работа с молодежью. Учеб. пособ. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2007. – 325 с.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года. № 1760-р - М., 2007.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. В 2 т. – Москва, Тула, 1993.
Федеральная целевая программа РФ «Молодежь России 1998-2000». Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. 201. - №25.
Федеральная целевая программа РФ «Молодежь России 2001-2005»: эффективность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2004. - № 31 (251).
Холостова Е.И.Социальная политика: Учеб. пос. – М.: Инфра, 2001. – 204 с.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.