logo search
Uchebnik

14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России

Процесс становления ГМП в России прошел длинный и сложный путь. В Российской империи решение проблем молодежи являлось актуальным направлением развития государства с начала ХХ столетия. Объективно это было связано с процессами радикализации российского социума того времени, что заставило органы власти взглянуть на молодежь иными глазами. Однако целостного комплекса мероприятий в виде определенной стратегии предложено не было, и вся работа в основном свелась к развитию молодежных движений по английскому варианту скаутизма.1

Историю становления и развития ГМП в СССР формально принято начинать с середины 1980-х годов. Однако фактически эта работа велась на протяжении всего периода советской власти.

В силу идеологических причин большевики формально отрицали имеющийся исторический опыт молодежной политики, однако на деле использовали многие символы царского времени: девиз пионеров, галстук и т.д. В своей политике советское правительство не раз обращалось к проблемам молодежи. Характерно, что каждый раз это совпадало с поворотным этапом в развитие общества и государства. В первые годы после революции борьба за молодежь отражала ее политические интересы. Молодежная политика в основном сводилась к стремлению воспрепятствовать влиянию на молодежь альтернативных политических сил и созданию молодежных союзов, организационно не подчиненных, но духовно связанных с РКП(б). Подобная тенденция имела и международную направленность. Так, ряду стран оказывалась поддержка в деле становления молодежных организаций, аналогичных комсомолу, с целью их объединения в Коммунистический интернационал молодежи.

Новая экономическая политика привела к появлению новых тенденций и в ГМП. В сложившихся условиях партия вновь выдвигает лозунг борьбы за молодежь, но уже не столько с политическими, сколько с экономическими целями. Стратегической проблемой молодежной политики, сформулированной на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года, становиться «увязка личного и группового интереса с интересами целого класса, подчинение повседневной строительной работы общим задачам пролетариата».1

В резолюции «О работе комсомола»2 признается как «совершенно естественное» стремление молодых людей:

Однако подобный подход не получил своего развития и был осужден вместе с НЭПом, так же как и руководители молодежной политики того времени Н.И. Бухарин, Г.И. Сафаров и др.

Описывая тенденции молодежной политики советского руководства первых десятилетий в целом, стоит заметить, что ее целью стало создание принципиально иной молодежи как в психологическом, так и физическом планах, молодежи, которую можно действительно назвать советской. Пожалуй, в первую очередь она была направлена на формирование новой системы ценностей, иного институционального пространства. Одну из центральных ролей в этом процессе играл комсомол.

Конечно, формально он не являлся министерством по делам молодежи, но в действительности на его плечах лежало гораздо больше функций, начиная от разработки планов, системы действий, и заканчивая претворением их в жизнь с детальным контролем на каждой из стадий реализации задуманного. Фактически это был целостный, отлаженный механизм, обладающий некоторыми специфическими чертами.

Во-первых, это было молодежное крыло КПСС, служившее проводником официальных партийно-государственных идей в молодежную среду и главным каналом пополнения рядов партии.

Во-вторых, это было широкое молодежное движение, объединявшее значительную часть молодежи, в том числе по интересам, профессиональному и клубному признакам.

В-третьих, это была молодежная организация явной политической направленности, что особенно сильно проявилось в последние годы ее существования.

В-четвертых, это была организация, непосредственно участвующая в выполнении функций государственного органа в отношении молодежи: система рекомендаций на определенные виды деятельности, поддержка молодежного художественного и технического творчества, предпринимательства, организация досуга, туризма, правоохранительная деятельность, наличие права законодательной инициативы и т.д.

В-пятых, это была организация, мобилизационный потенциал которой мог быть сравни только с силой государства.

И нет ничего удивительного в том, что именно в недрах комсомола был разработан проект закона о молодежи, призванного определить статус и нишу государственной молодежной политики в России.

Впервые попытка изменения молодежной политики была предпринята после ХХ съезда КПСС в середине 1960-х годов. За многие десятилетия существования страны жизненные интересы молодых людей, их цели и идеалы стали предметом внимания научных учреждений, партийных и общественных организаций, государственных органов. Этот период был отмечен стремлением поставить на научную основу формирование молодежной политики, опираясь на данные социологических исследований. Первый Закон о молодежи попытались разработать в 1966 году. Его главная цель состояла в том, чтобы, сосредоточив в едином документе действующие и новые правовые и экономические гарантии различным категориям молодых людей, способствовать самоопределению молодежи в обществе и тем самым повысить ее социальную и политическую активность.

Однако ни общество, ни государство на тот момент, вероятно, не было готово открыто признать реальное существование молодежных проблем и тем самым узаконить их решение. После длительных согласований и обсуждений были приняты лишь отдельные статьи. Повторная попытка была предпринята в конце 1970-х годов, однако и тогда руководство страны не решилось на радикальные реформы, боясь противопоставить молодежь обществу.

К диалогу вновь вернулись лишь в середине 1980-х годов. Тем более представился удобный случай. При подготовке Международного года молодежи в 1985 году ООН рекомендовало правительствам государств провести «тщательный анализ национальной политики, касающейся молодежи, служб по делам молодежи и административных структур, имеющих отношение к вопросам молодежи, а так же механизмов вовлечения молодых людей в процесс принятия решений с тем, чтобы можно было предложить и осуществить необходимую перестройку в этих областях».1 Результатом проделанной работы стала разработка очередного проекта Закона о молодежи. Однако в этот раз на волне глобальных реформ дело не ограничилось лишь очередным обсуждением. В 1989 году законопроект был окончательно подготовлен, а в 1991 году он воплотился в Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», где ГМП впервые была конституирована как государственная деятельность с привлечением к ней негосударственных субъектов. В мае 1991 года в целях управления реализацией Закона был создан Комитет по делам молодежи при Правительстве СССР, однако остаточный характер финансирования во многом парализовывал его деятельность, а августовский путч 1991 года вообще привел к дальнейшему развитию событий по республиканским сценариям.