11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
Термин «семейная политика» стал употребляться в отечественной науке сравнительно недавно - в 70-е годы ХХ века. Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные цели и выстроена на различных принципах. К примеру, во Франции основной целью государственной семейной политики является повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей. Правительства США и Великобритании вообще не включают проблемы семьи в сферу своей ответственности. В Китае провозглашена «политика однодетной семьи». Для поощрения такой семьи разработана система льгот: лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание.
Внимание российских политиков и ученых к проблемам семьи резко возросло в 1990-е годы. Здесь можно отметить работы А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, А.Г, Вишневского, В.В. Елизарова, В.М. Медкова, Н.М. Римашевской и др.
Государственная семейная политика в современной России - результат длительного развития на протяжении всего ХХ столетия, в ходе которого можно выделить ряд этапов.
Вплоть до начала ХХ столетия институт семьи в России имел достаточно специфические очертания, во многом сейчас утраченные. Патриархальность, родственный характер, религиозность; все это являлось неотъемлемой чертой семейной жизни в России на рубеже веков. Естественно это не могло не повлиять на характер семейной политики в Российской империи того времени. Семейный уклад, близкий к современному типу, стал появляться лишь в конце XIX столетия. Однако о его доминировании можно говорить лишь со 2 четверти ХХ века. Новые социально-экономические и политические условия потребовали новых взаимоотношений государства и семейных структур. Общий анализ сущности и направлений подобных взаимоотношений позволяет выделить в рамках семейной политики советского государства три периода.
Первый период (1917 – середина 1920-х годов) часто называют временем радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. Он характеризуется либеральным законодательством и легитимацией ряда запрещенных в имперский период индивидуальных, в том числе сексуальных прав и свобод.
Советская власть декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» 1917 года утвердила единую процедуру гражданской, светской регистрации брака, отменив церковную регистрацию, бытовавшую до революции в качестве единственно легитимной и легальной. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни: в доступе к работе, образованию, социальным услугам и благам. Россия была не только одной из первых стран мира, провозгласившей равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин. Благодаря этому в СССР на практике была создана одна из первых эмансипаторских в отношении женщин и детей систем социального обеспечения.
Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. В 1917 году с принятием декрета «О расторжении брака» процедура развода стала светской и доступной. Дела о разводах, возбужденных в одностороннем порядке, были переданы из церковного ведения в ведение местных судов. Принятый в 1920 году Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, упрощал процедуру развода: по взаимному согласию он происходил в ЗАГСе, а по заявлению одного из супругов - в суде.
Постановление Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции 1920 года, разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первой в европейской истории практикой легализации абортов. Надо отметить, что введение бесплатного аборта в медицинском учреждении было благом для большинства российских женщин, живших в нужде, страдавших от сложностей быта и отсутствия постоянного и надежного партнера.
Среди эмансипаторских мер советской социальной политики в отношении женщин и детей стоит указать пропаганду и частичную реализацию освобождения женщин от «быта» (снятие и разделение с государством ответственности женщин за рекреационные функции семьи и социализацию детей). В 1920-х годах появились теоретические работы Александры Коллонтай, в которых ставился вопрос о необходимости введения специальной государственной политики в отношении семьи и женщин. Автор, впитав феминистские идеи начала XX века о глубоко неравных, патриархальных отношениях в семье и обществе, предлагала отказаться от традиционных форм семьи и семейной жизни. Она писала о необходимости «революции быта», реорганизации частной и семейной жизни путем социализации домашнего труда (включении женщин в производство, оказании материальной поддержки матерям, организации общественных столовых, прачечных, ремонтных мастерских, яслей, детских садов).1
Однако между революционными риториками о равенстве женщин и мужчин и их воплощением существовали значительные расхождения. При упрощении процедуры развода, неразвитости социальных служб и отсутствии обязательной и фиксированной поддержки со стороны государства женщины, особенно с несовершеннолетними детьми, были экономически зависимы от своих мужей. В городе и деревне оставленные матери с несовершеннолетними детьми вели нищенское существование. К тому же проблема усугублялась введением в семейный кодекс 1918 года дореволюционной, распространявшейся ранее на дворян и городское сословие имперской нормы о раздельном владении супругами имуществом.
Ситуация изменилась только в 1926 году, когда был принят новый Кодекс о браке, семье и опеке, заменивший раздельность супружеского имущества его общностью. Супруги, не имевшие самостоятельного дохода, получали права на часть имущества семьи. Помимо этого Кодекс вводил единый брачный возраст для женщин и мужчин - 18 лет. Декрет о браке 1917 года устанавливал возрастную норму для женщин в 16 лет, а для мужчин - в 18 лет. Кроме того, новый Кодекс придавал правовое значение фактическим брачным отношениям, упрощал процедуру развода (развод производился в ЗАГСе, а не в суде даже в случае одностороннего желания), восстанавливал институт усыновления.
Таким образом, первый период в истории советской семейной политики характеризовался многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни.
В середине 20-х годов ХХ века начался второй период в истории советской семейной политики, который исследователи зачастую характеризуют как время введения репрессивного законодательства в отношении семьи и сексуального поведения. Семейная политика этого периода эволюционировала в сторону ужесточения законодательства по пути «принудительной стабилизации семьи». Правовое значение вновь придавалось только зарегистрированным бракам. Ужесточалась процедура развода: вновь было введено обязательное судебное разбирательство. Законодательством запрещалась процедура установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака, что фактически вновь вводило понятие «незаконнорожденный».
Эти изменения в семейном законодательстве выполняли одновременно две чрезвычайно важные задачи: первая, практическая задача была связана со стимулированием рождаемости в условиях войны и ликвидацией демографического кризиса; вторая - идеологическая - с потребностью стабилизации общества и постулированием норм жизни малой семьи.
Третий период в истории советской семейной политики начался после 1953 года и продлился до распада СССР. Он характеризовался постепенным «смягчением» практик государственного нормирования семейных и внутрисемейных отношений. Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1954 году была снята уголовная ответственность за подпольный аборт, а в 1955 году разрешен аборт по медицинским и социальным показаниям. В это же время отпуск по уходу за ребенком был увеличен и составил 56 дней до и 56 дней после родов, введен оплачиваемый больничный лист по уходу за заболевшим ребенком и т.д.
В таком виде законодательство о семье просуществовало вплоть до 1968 года, когда были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик. В 1969 году с опорой на эти Основы в РСФСР был принят республиканский Кодекс о браке и семье. Новое законодательство значительно упростило процедуру развода (через ЗАГС, в спорных случаях - через суд), узаконило аборт по личному выбору женщины, признало право установления отцовства в добровольном и в судебном порядке, подтвердило режим общей собственности для супругов, регулировало алиментные отношения.
В 80-х годах ХХ столетия были реализованы вполне социал-демократические меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям. В течение 1980-х - начала 90-х годов был увеличен оплачиваемый до- и послеродовой отпуск до 70 дней (вместо 56), продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа и рабочего места, а так же ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства. Эти действия советского государства можно определить как реализацию варианта социал-демократической модели социальной политики.
Поводя итоги, укажем, что, начиная с середины 1930-х годов, в нашей стране сложился особый подход к семье, который просуществовал вплоть до начала 1990-х годов. Для него были характерны следующие черты:
семья понималась как важнейший институт советского общества, поэтому находилась под контролем государства и партии;
материнство рассматривалось как важная социальная и государственная функция женщин и поддерживалось государством морально и материально;
государство брало на себя львиную долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей;
матери несли ответственность за семью и семейный быт;
матери несли ответственность за детей (за их здоровье, учебу, успешную социализацию).
Новый, условно четвертый этап государственной семейной политики, связан с процессом формирования государственности уже в рамках современной России. Безусловно, это потребовало корректировки некоторых принципов, ориентиров, но общая канва осталось прежней, что и позволяет нам говорить об определенной преемственности. Правовые основы современной семейной политики заложили Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, принятая в 1993 году, и Указ Президента РФ от 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики». Здесь обращается внимание на то, государственная семейная политика в РФ направлена на «улучшение условий и повышение качества жизни семьи». Такой подход к семейной политики в современной России, где значительная доля населения принадлежит к низшим социальным слоям или вообще проживает за чертой бедности, вполне объясним.
Необходимость поддержки государством института молодой семьи определяется нарастанием негативных тенденций в ее составе и структуре, проявляющихся в снижении рождаемости и уменьшении количества детей, увеличении числа разводов и количества неполных семей, росте внебрачной рождаемости и сиротства при живых родителях, участившихся проявлениях психологической напряженности в семейных отношениях. Концепцией Государственной молодежной политики предусматривается поддержка по следующим направлениям:
разработка и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни; организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;
совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (через субсидирование, целевое льготное кредитование, ипотечное кредитование, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья), улучшения жилищных условий для молодых малоимущих семей;
формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям.
Проблемы в реализации данных мер возникают, в том числе, и из-за неясности, что считать молодой семьей. В отсутствии однозначного толкования понятия «молодая семья» принимается ее определение, сформулированное в Концепции реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи, утвержденной Распоряжением Государственного Комитета РФ по молодежной политике 28.03.2000 года. В соответствии с ним «молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а так же семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка». При этом в ряде регионов используются иные, отличные от данного определения.
В Российской Федерации система мероприятий по поддержке молодой семьи носит комплексный характер. В рамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» реализуется направление «Комплексные меры по укреплению молодой семьи в России», основными целями которого являются социально-экономическая поддержка молодой семьи; улучшение демографической ситуации в обществе; укрепление института семьи.
На федеральном уровне функционирует Государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики», который координирует работу с молодыми семьями в Российской Федерации. Центр регулярно проводит социологические исследования, выпускает научно-методическую литературу по проблемам создания и функционирования молодой семьи, разрабатывает проекты нормативных правовых документов, проводит научно-практические конференции и семинары по проблемам жизнедеятельности молодых семей. Работа ведется по следующим направлениям:
подготовка молодежи к семейной жизни;
педагогическое консультирование молодых родителей по вопросам воспитания детей и подростков;
предоставление бесплатных или частично оплачиваемых консультаций юридического характера;
специальное медицинское обслуживание малолетних детей и беременных женщин в возрасте до 30 лет;
оказание бесплатной психологической помощи;
научно-методическое обеспечение молодых родителей по вопросам семейной жизни;
подготовка и переподготовка кадров в области социального обслуживания молодежи.
Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства выступает применение дифференцированного подхода к различным типам семей. При осуществлении молодежной политики учитываются особенности социально-экономического развития различных регионов России и их социокультурные традиции, определяющие многие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а так же структура семей и образ их жизни, источники доходов и структура потребностей, возможности реализации своих интересов и т.д.
Принцип дифференцированного подхода предполагает осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми, семей военнослужащих с малолетними детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми, семей с детьми-инвалидами.
Важное место в создании комплексной системы государственной поддержки молодых семей отводится решению жилищной проблемы. Она реализуется в следующих формах:
предоставление субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь, в сельской местности);
предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
воссоздание или организация в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Государственным заказчиком подпрограммы является Министерство образования Российской Федерации. Подпрограмма рассчитана на 8 лет и будет выполняться поэтапно с 2003 по 2010 годы. В соответствии с решениями Правительственной комиссии по делам молодежи от 11 декабря 2002 года определены механизмы ее реализации.
На первом этапе (2003-2004 годы) осуществляется:
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение экспериментов на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Экспериментальные площадки определяются государственным заказчиком на основании конкурсного отбора;
создание системы мониторинга реализации подпрограммы.
На втором этапе (2005-2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в субъектах Российской Федерации;
начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации подпрограммы в практику субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального центра и привлечения в значительном объеме бюджетных средств.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2003-2010 годах федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», составляет 173,4 млрд. руб., в том числе 0,5 млрд. руб. из федерального бюджета, 68,8 млрд. руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, 104,0 млрд. руб. из средств предприятий и других внебюджетных источников (из них 43,3 млрд. руб. – личные средства граждан (молодых семей).
На региональном уровне во многих субъектах Российской Федерации реализация программ поддержки молодой семьи возложена на органы по делам молодежи и органы социальной защиты населения.
В 2002 году в 45 субъектах Российской Федерации были проведены региональные семинары и конференции по вопросам содействия молодым семьям, где обсуждались актуальные проблемы молодых семей, пути и механизмы их решения с участием всех институтов российского общества.
По состоянию на 1 ноября 2002 года в 28 субъектах Российской Федерации были утверждены региональные программы, направленные на решение жилищной проблемы молодых семей. На данный момент подобные программы реализуются в большинстве субъектов Российской Федерации. Тем не менее, здесь следует обратить внимание на ряд моментов.
Во-первых, наиболее распространенной формой решение своих жилищных проблем для молодых семей остается ипотечное кредитование. В условиях, когда большинство из них итак испытывает материальные трудности, подобная система подходит далеко не для всех. Точнее сказать данный способ является неприемлемым для наиболее нуждающихся категорий молодых людей.
Во-вторых, существующая система процентных ставок по кредиту и первоначального взноса за квартиру исключает из числа вероятных заемщиков дополнительное число молодых семей.
В-третьих, далеко не во всех регионах ипотечное кредитование молодых семей выделяется в отдельное направление ипотечного кредитования. А общие условия, действующие на рынке, являются для молодежи еще менее привлекательными.
Думается, подобная политика органов государственной власти в большей степени является политикой «снятия ответственности». В современных российских условиях без более активной финансовой помощи государства решение проблемы жилья для молодежи не представляется возможным.
Наконец, стоит упомянуть о некоторых мерах в области демографической политики. Долгое время, существующая в России система детских пособий выглядела мягко сказать неприличной. В последнее время здесь произошло ряд изменений в лучшую сторону. Однако ситуация далека от идеала. С точки зрения здравого смысла, мать должна получать на ребенка денежную сумму не меньше существующего прожиточного минимума. Конечно, можно говорить о том, что воспитание и забота о детях согласно Конституции РФ является обязанностью семьи, но тогда и не надо удивляться наличию в России затяжного демографического кризиса. Пожалую, ситуацию в этой сфере не решит и введенный с января 2007 года «материнский капитал». Во-первых, речь идет о явно недостаточной сумме (250 тыс. рублей), которая, несмотря на все заявления органов власти, учитывая уровень цен на жилье, не позволит решить жилищную проблему. Во-вторых, большинство российских семей все-таки являются однодетными, следовательно, круг возможных получателей резко сокращается.
Подводя итого сказанному, следует обратить внимание на то, что мы говорим о семейной политике. А политика – это не просто конкретные решения и мероприятия, это целостная и упорядоченная система работы, объединенная общими задачами и принципами. Как раз целостности и упорядоченности современной российской семейной политики и не хватает.
Вопросы для самоконтроля
Какие типы семьи и формы брака Вам известны? Дайте их краткую характеристику.
Говорят, что признаком института семьи является его полифункциональность. Так ли это на самом деле? Выскажите свою точку зрения, подкрепив ее аргументами.
В социологии достаточно распространена точка зрения, признающая раннюю сексуальность молодежи девиантным поведением, приводящим к негативным последствиям. Выскажите свое мнение по данной проблеме. Имеется ли связь между ранней сексуальностью молодых людей и их склонностью к антисоциальным действиям?
На какие формы брачно-семейной жизни в большей степени сориентирована современная российская молодежь?
Каковы репродуктивные установки современной российской молодежи?
Чем можно объяснить столь значительный процент разводов в молодежной среде?
Какие этапы принято выделять в процессе становления и развития государственной семейной политики в России? Дайте их краткую характеристику.
Темы для рефератов и сообщений
Молодежь и секс: проблема раннесексуальных отношений в молодежной среде.
Динамика брачно-семейных отношений в молодежной среде.
Молодежная семья: состояние и тенденции развития.
Внебрачное материнство в молодежной среде как социальная проблема.
Неполные семьи: кто виноват?
Развод в молодежной среде как социальная проблема.
Демографическая ситуация и проблемы семейной политики в современной России.
Литература
Антонов А.И., Медков В.М.Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 304 с.
Артюхов А.В.Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социологические исследования, 2002. - № 7.
Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования, 2003. - № 7.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др.Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
Голод С.И.Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.
Голод С.И.ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России - СПб., 1996.
Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А.Социальная работа с молодежью. – М.: Гардарики, 2006.
Гурко Т.А.Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних // Социологические исследования, 2002. - № 11.
Денисенко М.Б., Далла Заунна Ж-П.Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования, 2001. - № 9.
Долбяк-Воробей Т.А.Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования, 2003. - № 11.
Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования, 1998. - № 2.
Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. ред. А.И. Антонов. – М., 1990.
Карцева Л.В.Молодежная семья в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003. - № 7.
Кон И.С.Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. – М., 1998.
Лисовский В.Т.Молодежь: любовь, брак, семья: Социологическое исследование. – М.: Наука, 2003.
Медков В.М.Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий (по материалам социолого-демографического исследования «Россия – 2000») // Вестник МГУ Серия 18, 2002. - № 1.
Орлова И.Б. Демографическое благополучие России / Межрегиональная общественная организация содействия демографическим реформам «Мобилизация и развитие». – М., 2001.
Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. - М., 2003.
Проневская И.В.Образ семьи в СМИ (опыт контент-анализа) // Вестник МГУ Серия 18, 2003. - № 4.
Рабжаев М.В.Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века // Социологические исследования, 2004. - № 6.
Семья на пороге третьего тысячелетия. – М., 1995. – 237 с.
Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования, 2003. - № 11.
Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования, 2004. - № 6.
Социальная работа с молодежью. Учеб. пособ. / Под. Ред. Н.Ф. Басова. – М., 2007. – 325 с.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года. № 1760-р - М., 2007.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.