logo search
Uchebnik

7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи

Предваряя анализ тенденций развития гражданственности молодежи, хотелось бы обратить внимание на то, что процесс социализации сегодняшнего молодого поколения проходит в резко изменившихся условиях.

Во-первых, существенно изменились государственные границы, что повлекло за собой трансформацию привычного уклада жизни и вызвало масштабные миграционные потоки.

Во-вторых, соответствующее изменение границ резко изменило и национальный состав населения. Если в СССР русские составляли 54% к общей численности населения, то в современной России уже 83%. Подобная ситуация в совокупности с упомянутыми миграционными процессами естественно привела к росту националистических настроений.

В-третьих, кардинальные изменения произошли в социально-экономической сфере. Политика либерализации начала 1990-х годов привела к резкому обнищанию населения. Разрыв между богатыми и бедными достиг катастрофических размеров. Зародившийся в 70-80-е годы ХХ столетия, средний класс полностью прекратил свое существование. Две трети населения страны оказалось за чертой бедности. Как следствие – резкое падение доверия населения к общественным и государственным институтам. Так, по данным ВЦИОМ середины 1990-х годов Президенту доверяло лишь 2,3% граждан, Правительству – 4%, Парламенту – 6,5%, региональным органам власти – 15%, местным органам власти – 18,3%, политическим партиям – 3,8%. Подобное тотальное недоверие перекинулось и на силовые структуры: органам госбезопасности доверяло лишь 17% респондентов, милиции, судам и прокуратуре – 12%. Аналогичная картина наблюдалась и в отношении к некоторым общественным институтам: профсоюзы заслуживали доверие лишь 11% опрошенных, церковь и религиозные организации – 32%, печать, радио и телевидение – 23,5%. Хотя в последнее время здесь произошли некоторые изменения.

В-четвертых, серьезно снизился престиж России на международной арене. Из сверхдержавы она превратилась в региональную, что неминуемо сказалось на самооценке россиян.

В-пятых, все перечисленное выше в совокупности привело к появлению пессимистических настроений и установок. Так, лишь 39% респондентов в середине 1990-х годов полагали, что из испытаний Россия выйдет великой и сильной державой. При этом 19% считали, что она вообще прекратит свое существование как независимое государство. Каждый второй опрошенный придерживался мнения, что кризис затянется и продлиться более 15 лет. Более половины респондентов были уверены, что в ближайшие год-два их положение в лучшую сторону существенно не измениться. Чувство неуверенности, страх перед ближайшим будущим в конце ушедшего столетия постоянно испытывало 11,8% граждан; время от времени – 64,8%; не испытывали этих ощущений – 23,3%.

В полнее понятно, что все это не могло не сказаться на гражданском самосознании молодежи. Каким образом, и каков масштаб произошедших здесь изменений? На этот вопрос нам и предстоит ответить.

Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. Как показал всероссийский опрос, проведенный ФОМ в декабре 2006 года, порядка 60% россиян считают себя патриотами своей страны.1 Заметно чаще прочих считают себя патриотами представители старшего поколения (65% против 53% - в молодежной среде) и респонденты с высшим образованием (69%). Не быть патриотом сейчас – не престижно и немодно.

Интересно, что патриотизм - единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. Согласно опросам ВЦИОМ, в рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место. Выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне - друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).2 Таким образом, патриотизм оказывается вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка.

Сейчас во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и парадные формы патриотизма, свойственные советскому периоду. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Согласно данным все того же опроса ВЦИОМ, большинство россиян считает, что истинный патриотизм заключается в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма: голосование на выборах за патриотические партии и политиков (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы. Проявлением истинного патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.

Различия во мнениях на этот счет между представителями разных социально-демографических групп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень: россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называют патриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии и политиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованием ниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизма празднование исторических событий и беседы на патриотические темы.

У современной российской молодежи постепенно вырабатывается и своего рода «нравственный кодекс патриота», предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения (см. таблицу 1).

Представления российской молодежи о допустимом и недопустимом поведении истинного патриота (в %)

Таблица 1

Может или не может быть патриотом человек, который …

Суждения

Оценка

может

не может

Равнодушен к родной природе

19

71

Не знает историю своей страны

25

64

Старается избежать службы в армии

28

62

Уезжает жить и работать заграницу

32

53

Не ходит на выборы

44

38

Предпочитает иностранную литературу и искусство

52

29

Не знает текста гимна своей страны

54

33

Критикует власти своей страны

59

31

Как видно из таблицы наиболее негативную реакцию у молодежи вызывают первые четыре модели поведения. Отношение к остальным не вызывает какого-либо удивления, за исключением предпоследней позиции. Однако здесь можно найти объяснение. История современной российской государственности составляет менее двух десятилетий. И за этот небольшой период, к примеру, гимн страны менялся несколько раз. При всем этом молодежь проявляет значительно более позитивное отношение к последнему варианту гимна в сравнении с предыдущим.

Тенденция аналогичного характера просматривается и в отношении молодежи к празднованию Дня России.1 Лишь 45% молодых людей смогли ответить на открытый вопрос «Какой праздник отмечается в России 12 июня?». При этом в качестве праздника его воспринимают только 28% молодежи, а как дополнительный выходной день – 61%. Вместе с тем 55% респондентов в молодежной среде считают, что к этому празднику надо относиться уважительно, а 75% отстаивают позицию, что подобное уважительное отношение к нему надо всячески воспитывать. Налицо очередное противоречие: не проявляя сама должного патриотического настроя, молодежь не считает подобное позитивным явлением.

Не менее значимой характеристикой, свидетельствующей об уровне и качестве гражданского сознания молодежи – это способность защищать и отстаивать свои гражданские позиции, взгляды, убеждения, Родину как ценность. В целом молодые люди здесь довольно критично оценивают как свои возможности, так и себя лично. Только 43% из них ответили, что имеют четкие гражданские убеждения и способны их отстаивать и защищать. Напомним, что более 20% молодежи считают допустимым для себя участие в различных акциях протеста. Конечно это не так много, однако достаточно для того, чтобы обратить на это внимание.

Что касается другой стороны вопроса, а именно вооруженной защиты Родины, то ситуация здесь за последние10 лет существенно изменилась.2 Так, в 1998 году лишь 13% респондентов желали пройти службу в рядах российской армии. К 2007 году доля положительно относящихся к службе в Вооруженных Силах значительно увеличилась и достигла 35%. Одновременно с этим процент респондентов, выступающих за сохранение призыва, вырос с 35 до 41. А доля лиц, позитивно оценивающих политику государства, направленную на отмену большинства отсрочек от службы в армии, явно превалирует над сторонниками противоположной позиции (54% и 37% соответственно).

В качестве основных мотивов отказа от службы молодежь приводит дедовщину (42%), возможную гибель или ранение (27%), унижение военнослужащих (17%), безответственное отношение государства к армии (10%), нежелание тратить время зря (7%). Примечательно, что доля сторонников последних двух позиций в 1998 году была существенно выше (25% и 11% соответственно).

Вероятно, причины подобных изменений заключены как в деятельности государства по патриотическому воспитанию граждан, так и в серьезной реконструкции вооруженных сил РФ, повысившей престижность армейской службы.

Подводя некоторые итого, отметим, что уже упомянутые нами опросы ВЦИОМ свидетельствуют о доминировании в современном российском патриотизме государственного аспекта над этническим. Это ярко проявляется в расшифровке сущности патриотической политики: 60% опрошенных понимают под ней «возрождение России как великой державы» и только 35% - «защиту прав и интересов русских как в самой России, так и за ее пределами». «Этнонациональная» трактовка патриотизма действительно становится все более востребованной прежде всего молодежью. Но говорить о смене самоидентификации россиян с «державной» на «этническую» пока преждевременно. Более того, последние трагические события - Кондопога, убийства на национальной почве в Москве, Петербурге, Воронеже - серьезно испугали людей и актуализировали опасность распространения радикальных националистических идей. Как результат мы все больше предпочитаем идентифицировать себя именно как граждане России. В конце 2006 года такими считали себя 57% опрошенных, в то время как в 2005 году – 44%. Вторая по популярности самоидентификация – «русский». Ее выбрали в качестве главной для себя 34% опрошенных против 41% в 2005 году.

А вот что не подвергается молодыми людьми сомнению, так это признание того, что патриотизм не может быть односторонним. Считающих, что патриот должен и любить Родину, и гордиться ею существенно больше признающих необязательность проявления чувства гордости за свою страну (76% и 14% соответственно). Равно как абсолютное большинство молодежи, осознавая необходимость патриотического воспитания, готово оказать поддержку тем российским политикам, которые называют себя русскими патриотами, защитниками русских в России и за рубежом.

Здесь мы вплотную подошли к анализу различных аспектов гражданского и патриотического воспитания молодежи, а так же места и роли в этом процессе ряда государственных и общественных институтов.