8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
Центральное, цементирующее место в жизни любого общества занимают социальные институты, призванные содействовать процессу удовлетворения потребностей людей. Одним из базовых социальных институтов общества выступает религия.
Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы. Ее основными элементами выступают: группы верующих, представления о священном и сверхъестественном, особая система верований, система ритуалов и представления об особом образе жизни.
Религиозные представления присущи человечеству с самых древних времен. В силу этого религиозное поведение столь многообразно, что его трудно себе представить, не прибегая к какой-либо классификации. Хотя никакие категории не в состоянии дать полной картины богатства религиозного опыта человечества, в самом общем виде можно выделить следующие виды религиозных верований.
Вероятно, одной из первых форм религии является анимизм. Он предполагает веру в духов или потусторонних существ. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Духов любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут считаться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.
На смену анимизму пришел тотемизм, который характеризуется поклонением тому или иному образу, имеющему вполне четкие физические очертания (тотем).
В основе теистических религий лежит вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Наиболее распространенной формой теизма является политеизм – многобожие. Но даже здесь в пантеоне богов выделяется «высший бог», или «отец богов»: Зевс – в древнегреческой вере, Перун – в представлениях ряда восточнославянских племен и т.д. Другой формой теизма является монотеизм – вера в единого Бога. Эта вера лежит в основе мировых религий – христианства и ислама.
Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении. Целью здесь является достижение возвышенного состояния бытия и сознания, что позволяет, как полагают их сторонники, полностью реализовать потенциал человека. К примеру, цель буддизма – достичь единства с Вселенной через годы медитации.
Общей чертой всех религиозных верований является наличие теодицеи – эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти.
Не менее важным с точки зрения дальнейшего разговора является вопрос о социальных формах организации религии. Исходя из того, что религиозная организация выполняет в обществе разнообразные и порой противоположные функции, исследователи религии стремились разработать типологию религиозных организаций в их отношении к государству и обществу. Не останавливаясь подробно на каждой из форм, поговорим о секте, как виде религиозной организации и ее отличиях от церкви, поскольку именно они имеют наибольшее влияние в молодежной среде.
Секта достаточно сложное социальное явление, которое можно определить как небольшую, не склонную к компромиссу с государством и церковью религиозную группы. Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способностью принимать новых членов и обеспечивать удовлетворение их общих интересов.
Обычно секта сравнительно небольшая группа. Она характеризуется либо безразличной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу и государству, стремлением к максимальной изоляции от них и замкнутости. Как правило, секты связаны с низшими социальными слоями и настроены оппозиционно к существующему общественному порядку. Они ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. В самом общем виде различия между церковью и сектой можно представить в виде следующей таблицы.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.