4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
В науке существует достаточно широкий спектр подходов к типологии молодежных субкультур. Зачастую одна типология дополняет другую, но ни в коей мере не является исчерпывающей. Рассмотрим лишь некоторые из них.
I. В самом общем виде молодежные субкультуры могут быть типологизированы следующим образом.
По принадлежности:
ингруппы, то есть такие, в рамках которых молодой человек воспринимается как свой. Здесь просматривается общность интересов, чувств и эмоций;
аутгруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».
По взаимоотношениям:
первичные, характеризующие высокой степенью эмоциональной близости и уровнем межличностного взаимодействия;
вторичные, в рамках которых взаимоотношения носят обезличенный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами.
По степени и характеру общения:
малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты друг с другом;
большие группы, в которых нет непосредственного взаимодействия между всеми ее членами.
Различия между большими и малыми группами заключаются не столько в размерах, сколько в социально-психологических характеристиках. Так, если для малых групп не характерен акцент на групповые цели и действия, то для больших групп это выступает в качестве главной характеристики.
По степени конформности той или иной молодежной субкультуры:
конформный;
условно конформный;
нонконформный (протестная группа).
II. М.Брейк предлагает разделить молодежную субкультуру на субкультуру респектабельной молодежи, делинквентной молодежи, культурных бунтарей и политически активной молодежи.
Респектабельная молодежь. Принадлежит к среднему классу и может использовать некоторые атрибуты стилей других субкультурных групп, при этом являясь для них негативной референтной группой. Это очень важный пункт, так как обычно при составлении типологий молодежных субкультур эта группа не учитывается как самостоятельная.
Делинквентная молодежь. Принадлежит чаще всего к рабочему классу и находится под влиянием молодых взрослых. Характерные особенности этой группы − воровство, насилие, вандализм.
Культурные бунтари. Входят в субкультуры, зачастую находящиеся на периферии литературно-артистического мира и характеризующиеся некоторыми богемными традициями. В основном принадлежат к среднему классу.
Политически активная молодежь объединяет различные группы с радикальными политическими традициями, охватывающие широкую сферу деятельности. Сюда относятся различные молодежные движения: за мир, за гражданские права, экологические, этнические и им подобные.
III. А.В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп:
общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов (не агрессивны);
радикалы (люберы, скины) очень агрессивны. Во главе люберов стоят в основном представители старшего поколения;
эколого-этические группы (например «зеленые»);
группы образа жизни, или собственно неформальные молодежные объединения (например, панки, хиппи и т.д.);
нетрадиционные религиозные группы (например, сатанисты, культовые группы);
группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
IV. С. А. Сергеевым предложена следующая типология молодежных субкультур: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы») и анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно так же назвать радикально-деструктивными.
Романтико-эскапистские субкультуры. Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х - началу 70-х гг. ХХ столетия, вторая - к 80-м годам. Примерно с 1989 года наблюдается спад популярности хиппи, выражавшийся в резком уменьшении их числа. Однако в середине 90-х годов неожиданно о себе заявила «третья волна» хиппи.
Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).
Молодежной субкультурой, относимой к числу романтико-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ее ценности - коллективизм (общинность), экологизм, космизм - перекликаются с традиционными российскими ценностями.
Специфической разновидностью данного типа субкультур являются толкинисты. Ее отличительной особенностью выступают ролевые игры. Ролевая игра по книгам Д.Р.Р. Толкина близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера, режиссеры игры распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
С определенными оговорками к романтико-эскапистским субкультурам можно отнести байкеров и хакеров.
Из субкультур гедонистическо-развлекательной направленности подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам. Однако здесь явно просматривается общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде.
Субкультура рэйва (от англ. rave - бред, бессвязная речь) возникает в 80-е годы ХХ столетия в США и Великобритании. В России распространяется с 1990 года. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рэйв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: так же их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры - школьники старших классов, но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании нередко возглавляют девушки. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность - несколько десятков человек, что, вероятно, обусловлено и ценой на экипировку - от 150 долларов и выше.
Субкультуры, относимые к анархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время - маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится, в частности, к панкам и металистам. Деструктивный и нигилистический характер носит и субкультура сатанистов.
Наконец, криминальная молодежная субкультура представлена такими группами как «гопники», «куфаечники», «стригуны». Ее расцвет приходится на 1980-е годы. В середине 90-х годов появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Таков лишь небольшой срез разнообразных типов молодежных движений и субкультур, которые должны стать предметом глубоких социологических исследований.
Однако о каком бы типе молодежной субкультуры не шла речь ее не стоит путать с контркультурными феноменами.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.