5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
С углублением перестройки общественно-политической системы и распадом СССР в молодежном движении произошли существенные изменения. Процессу становления сегодняшнего молодежного движения предшествовали:
утрата комсомолом в конце 80-х годов ХХ столетия своего положения единственной и всеобъемлющей организации молодежи;
самороспуск и прекращение деятельности Коммунистического союза молодежи – ВКСМ;
преобразование ВКСМ в октябре 1991 года в РСМ – Российский союз молодежи, который отказался от политической деятельности как главного направления работы, ориентируясь в первую очередь на решение социальных проблем молодежи.
1991-1992 годы явились периодом организационного оформления молодежных организаций, объединений, ассоциаций, групп различной направленности. По состоянию на июль 1993 года, в Минюсте РФ было зарегистрировано 54 молодежных и детских организаций. Из них 21 общероссийская, 24 межрегиональных, 2 межреспубликанских, 7 международных. Более 150 объединений было создано на региональном уровне. В этот период создание молодежных организаций шло прежде всего по линии объединения молодежи по категориям и группам. Из 54 организаций лишь три были ориентированы на все социальные категории и группы молодежи: Российский союз молодежи, молодежное движение в поддержку партии «Свободная Россия», Молодежный Союз демократической партии России.
Наибольшую активность проявляли социально ориентированные и корпоративные объединения молодежи, представляющие интересы отдельных групп: студентов, крестьян, предпринимателей. В начале 90-х годов ХХ века именно эти организации стали более притягательными для молодежи. Так, на сельскую молодежь ориентировались Союз сельской молодежи и Аграрный союз молодежи, которые провозгласили своей целью содействие развитию традиционных национальных и новых форм организации труда. К середине 1992 года юридически была оформлена лишь одна организация учащейся молодежи – Ассоциация учащейся молодежи Российской Федерации «Содружество», ставящая своей задачей защиту прав и интересов этой категории молодежи. К 1993 году было зарегистрировано пять организаций студенческой молодежи. Все они были ориентированы на объединение студентов по интересам: Ассоциация студентов технических специальностей, Студенческая Ассоциация «Дилижанс», ориентированная на содействие возрождению гражданского самосознания молодежи, Ассоциация студентов-физиков, Ассоциация студенческого спорта «Буревестник», Независимый совет студенческих центров по международному сотрудничеству. Все эти организации, хотя и провозгласили себя общероссийскими и межрегиональными, на деле таковыми не являлись и были малоизвестны даже в студенческой среде.
Анализ существовавших в то время объединений молодых предпринимателей (Российский Союз молодых предпринимателей, Молодежная торговая палата и др.) свидетельствует, что их можно рассматривать как движения. Численность этих организаций колебалась в пределах от нескольких десятков до нескольких тысяч членов.
Значительную группу в этот период составляли молодежные организации по интересам, разного рода объединения для занятия творчеством. В том числе Межреспубликанская ассоциация молодых юристов, Российский совет молодых ученых и специалистов, Молодежная морская лига, Ассоциация социальных программ и др. Эти объединения наследовали сложившийся в прошлом опыт, но испытывали большие сложности в материальном плане. Однако наибольшие финансовые трудности, в силу прекращения государственной поддержки, испытали на себе спортивные молодежные организации, что привело многих из них к прекращению своей деятельности.
В условиях падения жизненного уровня молодежи практически на протяжении всех 1990-х годов, приоритетной для молодежных движений стала функция защиты ее прав и интересов. Появляются организации, создаваемые именно под эти цели: Служба добровольного труда молодежи, Фонд социальной помощи студентам, Международный фонд социальной защиты молодых военнослужащих. Появились молодежные организации, направляющие свою деятельность на решение более частных вопросов, а именно: забота о детях-сиротах и подростках, совершивших противоправные деяния (Союз защиты детей-сирот «Леопольд»), защита интересов инвалидов (Ассоциация молодых инвалидов «Апрель»).
В свете подобной атомизации молодежного движения начинают осуществляться меры по созданию общероссийского объединения молодежных организаций. С января 1992 года начал свое функционирование Национальный совет молодежных объединений России, цель которого заключалась в координации деятельности молодежных и детских организаций по всей стране. Процесс создания Совета был поддержан Президентом России в Указе «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 года. Однако в силу пестроты представленных в России молодежных движений выполнять свою функцию эффективно Совет был не силах.
Пожалуй, наименьшей степенью институционализации в этот период отличались политические молодежные движения (но об этом более подробно в следующем разделе).
Итак, идея организационного плюрализма в молодежном движении осуществилась. Но говорить о серьезных позитивных сдвигах вряд ли возможно в силу ряда причин.
Во-первых, как уже отмечалось, отсутствовал единый связующий центр, единое консолидирующее начало как в организационном, так и идеологическом планах.
Во-вторых, в молодежном движении этих лет не было по настоящему ярких фигур, подобных дореволюционной и советской эпохам. Этим объясняется не авторитетность молодежного движения среди молодежи, ничтожно малое влияние на движение общественной мысли.
В-третьих, большинство организаций не ставило своей целью непосредственную работу среди молодежи и во имя молодежи, ограничиваясь декларациями. В результате молодежные организации этого периода были численно не велики, не имели значительной и прочной социальной базы в молодежной среде. По данным исследования, проведенного Институтом молодежи РАН в феврале 1993 года, 84,7 % опрошенных молодых людей не чего не слышали и не знали о деятельности новых молодежных организаций и движений.1
Указанные и многие другие проблемы сохраняли свое влияние на всем протяжении 1990-х годов, с той лишь разницей, что атомизация молодежного движения усилилась на порядок. Так, в настоящее время Федеральный реестр насчитывает 58 молодежных и детских общественных объединений. Однако их реальная численность с учетом региональных и местных организаций составляет более 400 тыс. Это делает практически невозможным процесс координации ух усилий Национальным Советом молодежных и детских объединений России. Общая логика появления и группировки молодежных движений в начале XХI века осталась та же, что и 1990-х годах. Сохранили свое положение сельские молодежные организации (Российский аграрный молодежный союз), студенческие объединения (Ассоциация студентов и студенческих объединений в поддержку Российского Союза Молодежи), профессиональные молодежные объединения (Молодежный союз юристов Российской Федерации, Лига юных журналистов, Российское молодежное политехническое общество), объединения по интересам (Организация Российских Юных Разведчиков, Межрегиональная общественная организация «Интеллектуально-творческих игр», Русский Союз Скаутов). Статус-кво сохранили спортивные молодежные объединения (Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Юность России») и молодежные организации, преследующие цель защиты прав и повышения уровня жизни молодежи (Межрегиональная Ассоциация Служб Трудоустройства Молодежи, Межрегиональное общественное движение «Служба добровольного труда молодежи»).1
Наиболее активно институционализируются и проявляют себя общественные организации на базе школ и других учебных заведений. От локализации молодежных движений в крупных городах, молодежь XXI века значительно расширила территориальный спектр своей деятельности. Но наибольшие изменения процесс институционализации молодежных движений претерпел в следующих направлениях.
Во-первых, резко возросло количество молодежных политических движений, как регионального, так и федерального уровня, начиная от молодежных отделений партий и заканчивая созданием молодежных парламентов и молодежных Общественных палат (подробнее смотри раздел 6).
Во-вторых, появились достаточно крупные молодежные движения, получившие широкую известность как в среде молодежи, так и в обществе в целом (Идущие вместе, НАШИ).
В-третьих, и это прискорбно, молодежные движения и организации все чаще стали использоваться в качестве средства достижения личных или групповых целей, часто не имеющих к молодежи никакого отношения.
В-четвертых, увеличилось количество молодых людей, желающих принять активное участие в деятельности тех или иных молодежных организаций с 3-4 % в начале 1990-х до 17-18 % в начале 2000-х годов. Безусловно, степень активности молодежи оставляет желать лучшего. Но давайте не забывать еще и то, что далеко не последнее место в ряде факторов, влияющих на проявление молодежью своей активности занимает общая социально-политическая и экономическая обстановка в стране. А как раз здесь мы только-только стабилизировали кризисные тенденции и перешли к небольшому росту.
В-пятых, в сравнении с 1990-ми годами улучшилось государственное финансирование деятельности молодежных объединений и организаций. Хотя говорить о решении проблемы в этом направлении пока не приходится.
Тем не менее, общая канва проблем осталась та же. Молодежные организации практически не имеют реальных рычагов воздействия на органы государственной власти различного уровня с целью разработки и совершенствования государственной молодежной политики. Справедливости ради надо отметить, что в этом направлении произошли определенные сдвиги, связанные с созданием в ряде регионов РФ молодежных парламентов и Общественных палат. Но положение дел в этом направлении до сих пор далеко от совершенного. По-прежнему остро стоит проблема интеграционных процессов в молодежной среде, которые, в конечном счете, должны вылиться в некую организационную форму, где найдется возможность соприкосновения и соединения интересов абсолютного большинства молодежных объединений на основе общей «идеологии». Центральной здесь должна стать мысль о том, что общая задача обеспечения условий для достойной жизни нынешних и будущих молодых поколений, мир и согласие в обществе и между народами, здоровая окружающая среда выше всех частных задач и амбиций каждой отдельно взятой организации.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.