logo search
Uchebnik

5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы

Включение молодежи в общество в качестве субъекта общественных отношений осуществляется в ходе социализации. В гуманитарные науки термин социализация пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли и средств производства.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гидингс. В 1887 году в своем произведении «Теория социализации» он употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».1

К середине ХХ века анализ проблем социализации превратился в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Однако почти до 60-х годов ХХ столетия, говоря о социализации, большинство ученых имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение процесса социализации распространилось на средний возраст и старость. Сам же термин «социализация» долгое время отождествлялся с понятием «воспитание» как целенаправленного процесса воздействия на личность. Наибольшее распространение эта парадигма получила в рамках советской научной школы, где сам термин социализация начал употребляться лишь с 1970 года, причем весьма ограничено.1

К настоящему времени в науке сложилось достаточно большое количество подходов к анализу сущности процесса социализации. Не останавливаясь подробно на каждом, дадим лишь общую характеристику некоторых из них.