2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования.
Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных задач.
Как и любое научное исследование, социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов.
Во-первых, само конкретное социологическое исследование становится необходимым и возможным только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Во-вторых, наличие научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, то есть определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению и субъект исследования - научный коллектив или группа исследователей – социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему.
В-третьих, определив субъект исследования, заказчик (государственный орган, предприятие, банк) вместе с исполнителем исследования (научная организация) определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика.
В-четвертых, для того, чтобы решить поставленные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средств исследования – финансовые, людские, научно-технические и организационные.
Выполнив этот набор действий, далее важно правильно выбрать именно тот вид конкретного социологического исследования, который по своим характеристикам обеспечит получение необходимой информации в нужном объеме и в нужное время.
В зависимости от изучаемой социальной проблемы, от сложности решаемых исследовательских задач и от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных конкретные социологические исследования подразделяются на пилотажные, описательные и аналитические.
Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методологической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации (анкет, бланков интервью т.д.) При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности языковых, психологических и иных барьеров, возникающих в процессе общения социолога с респондентами. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие исследовательские совокупности и проводится по упрощенной программе, посредством сжатого по объему социологического инструментария.
Более сложным видом прикладного социологического исследования является описательное. Оно ориентировано на получение эмпирической информации, дающей социологу относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками.
Самым углубленным видом прикладного социологического исследования выступает аналитическое исследование, цель которого заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. По используемым методам получения информации такое исследование носит комплексный характер.
Однако, характер объекта исследования, а так же комплекс поставленных задач могут предопределить использование других исследовательских стратегий. Важно подчеркнуть, что каждая из них может носить как описательный, так и аналитический характер, однако несет в себе определенные специфические черты.
Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, студенческая группа может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования, и как типичная для определенной студенческой совокупности (педагогические вузы, курсанты и т.д.). Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.
Сравнительное исследование нацелено на изучение сходства или различий двух или нескольких объектов. Сопоставление явление и процессов - один из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Важно помнить, что сравниваемые объекты несут на себе отпечаток культурной, исторической, политической, социальной среды обитания, что не может не сказаться на результатах исследования.
Выборочные исследования нацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса на совокупности объектов, отобранных по специальной процедуре из всей возможной их совокупности. Например, если объектом изучения являются некоторые процессы в студенческой группе, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать одну «типичную» группу и изучить проблему, ограничившись этой совокупностью студентов. В случае выборочного исследования из всей совокупности студентов необходимо отобрать группу обучающихся, по составу (соотношение по полу, возрасту и т.д.) максимально идентичную всей массе студентов. При этом выводы, полученные здесь, с некоторой вероятностью можно перенести на весь массив.
Каждая из вышеназванных стратегий может рассматриваться во временном аспекте. Временные (лонгитюдные) исследования ориентированы на изучение развития явлений и процессов в динамике. Здесь различают три разновидности исследований.
При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности. Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников, десятых классов, то при повторении его 5 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших учеников. В результате, мы получаем возможность зафиксировать произошедшие в группе изменения.
Трендовые (повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.
Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Например, в опрос включают студентов, родившихся в один и тот же год.
Окончательно утвердившись в выборе конкретного вида социологического исследования, переходят к непосредственной разработке его программы.
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение основных принципов теорий и методологии исследования, его процедур и организации.
Программа должна отвечать на вопросы:
Что надо делать?
Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и технических средств осуществить задуманное?
Как выполнить задуманное?
Исходя из этого, программа социологического исследования выполняет три основных функции:
Теоретико-методологическая функция призвана определить требующуюся своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.
Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.
Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой задачей является методическое обеспечение конкретного социологического исследования, поскольку и ее первая часть является методологической. В ней должны быть четко определены проблема, объект и предмет исследования, а так же его цели и задачи, проведена интерпретация основных понятий и развернуты рабочие гипотезы.
Вычленение и осмысление возникшей проблемы – первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и разрешению. Иными словами, проблема - это противоречие, подлежащее исследованию.
Например, при исследовании межнациональных конфликтов в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и методами можно их урегулировать.
При выделении проблемы исследования необходимо принять во внимание два ее аспекта.
Первый – гносеологический, заключающийся в сознании общественной потребности (например, в углублении кризиса в стране, вызванного межнациональными конфликтами) и незнании способов и путей ее решения.
Второй аспект – предметный. Его суть состоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено.
В процессе выяснения проблемы исследования приходится осуществлять две основные процедуры:
осмысление проблемной ситуации – это реально существующее социальное противоречие, способы разрешения которого не ясны;
формулировка проблемы – то есть результат осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке.
Последнее достигается путем:
выделения объекта и предмета исследования;
определения целей и задач исследования;
интерпретации и операционализации понятий;
формулировки гипотез и вариантов решения исследуемой проблемы.
Проблема становится подлежащей решению только путем выделения объекта и предмета исследования.
Объектом выступает носитель той или иной социальной проблемы.
Предмет исследования - это определенная сторона или свойство объекта, которые наиболее выпукло выражают исследуемую проблему, ее внутренние противоречия.
Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования, выраженную в его целях и задачах.
Цель конкретного социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Так, основной целью исследования межнациональных конфликтов может являться выявление условий и фактов для разрешения возникших противоречий.
Четкая постановка цели исследования позволяет вычленить его основные задачи, которые формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. В качестве таковых относительно приведенного выше примера могут быть выделены следующие:
выявление отношения молодежных групп к политике власти;
оценка и приоритет факторов, влияющих на характер межличностных отношений в молодежной среде;
выявление включенности различных групп молодежи в межэтнические конфликты.
Важной частью программы является логический анализ и интерпретация основных понятий. Это обусловливается необходимостью уточнения применения понятийного аппарата. Дело в том, что ни сама социальная проблема исследования как она сформулирована, ни основные понятия, в которых она выражена, не могут стать инструментами социологического исследования без их логического структурирования и эмпирической интерпретации.
Логический анализ и структурирование этих понятий предполагает всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе - уяснение соотношения элементов и свойств изучаемого явления. Например, при рассмотрении понятия «национальные отношения» логическое его структурирование предполагает выделение таких составляющих как «экономические отношения», «политические отношения», «культурные отношения» и т.д. Объясняя их, мы как по ступенькам приближаемся к простейшим понятиям. «Политические отношения» между нациями могут расщепляться на «отношения населения республик к центру», «к национальной политике», «характеру федерального устройства».
В дальнейшем они могут стать доступными эмпирическому наблюдению и количественному измерению индикаторами изучаемого социального явления.
Значение такой процедуры состоит в том, что она помогает правильно объяснить результаты социологического исследования и стать основой построения шкал и поиска индикаторов.
Заключительной операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования становится формирование гипотез, выдвигаемых для объяснения каких либо фактов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
гипотеза должна согласовываться или, по крайней мере, быть совместимой с теми фактами, которых она касается;
из многих противостоящих друг другу гипотез предпочтительней та, которая единообразно объясняет большинство фактов;
для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, чтобы их связь была как можно теснее;
при выдвижении гипотез необходимо осознавать вероятный характер их выводов;
невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и вводные (гипотезы причины и гипотезы следствия).
Логический анализ понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму методико-процедурному (организационному) разделу исследовательской программы. Он включает в себя:
определение общего плана исследования;
построение требуемого планом типа выборки;
определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Данный раздел показывает, что изучение социальных процессов предполагает выявление не только их качественных, но и количественных характеристик, что позволяет приступить к определению совокупности лиц, которые и станут источником первичной социологической информации.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.