logo search
Uchebnik

13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России

Девиантное поведение является социальной проблемой. Следовательно, направления борьбы с девиацией должны так же носить социальный характер. Важную роль здесь играет профилактика и социальная реабилитация.

Специфика различных форм девиантного поведения предопределяет особенности используемых профилактических методик. Поговорим о некоторых из них.

Россия имеет давнюю традицию профилактики безнадзорности и преступности в молодежной среде. В настоящее время здесь создана сеть институтов, деятельность которых направлена на решение этих проблем. В зависимости от выполняемых ими функций они могут быть разделены на четыре категории.

  1. Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного обра­зования, медицинские учреждения и т.д.), деятельность которых направлена на обеспечение социали­зации детей, реализацию их прав и закон­ных интересов.

  2. Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для де­тей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные цен­тры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне системы работа осуществляется с детьми, имею­щими повышенный риск совершения правонарушений.

  3. Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершенно­летних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолет­них правонарушителей и детей, совершивших обществен­но опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

  4. Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполни­тельной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высо­кого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.

В настоящее время нет ни одного субъекта Федера­ции, в котором были бы учреждения всех этих уровней. Естественно это негативно сказывается на эффективности деятельности всей профилактической системы.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несо­вершеннолетних, вовлечение в нее учреждений разных ве­домств (образования, здравоохранения, социальной защи­ты, внутренних дел и др.) и органов управления ими предопределяют чрезвычайную важность задачи координации их усилий.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материн­ства, отцовства и детства относится к совместному веде­нию Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законода­тельство в этом направлении.

Такая практика уже получила распространение в ре­гионах, где идет активный законотворческий процесс и при­нимаются законодательные акты, обеспечи­вающие регулирование отношений по профилактике без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое место в системе борьбы с негативными девиантными формами занимает профилактика наркомании (в том числе алкоголизма и табакокурения).

Российская социальная политика в отношении наркотиков имеет тенденцию к ужесточению антинаркотического уголовного законодательства, артикулирует карательные меры, направленные на выявление и принуждение, а не на помощь тем, кто в ней нуждается.

Социальная политика в отношении наркотиков предполагает деятельность, направленную на:

Профилактика может иметь различные цели:

Подходы, выбранные для осуществления намеченных целей, могут быть различны. Поэтому, говоря о профилактике наркозависимости, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем. Профилактика наркомании традиционно разделяется на три этапа.

  1. Первичная профилактика, которой свойственна направленность на недопущение злоупотребления наркотиками.

  2. Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками только всплыли на поверхность. Главным здесь является их раннее выявление.

  3. Третичная профилактика заключается в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков ради предотвращения дальнейших ухудшений в организме человека.

Учитывая масштабный характер распространения наркотических средств, особое место в системе работы с молодежью должна занимать первичная профилактика. Ее формы и методы очень разнообразны, так как сама первичная профилактика наркомании включает в себя множество аспектов – психологический, педагогический, медицинский, юридический, социальный. В настоящее время социальные учреждения, выполняя заказ государства по осуществлению профилактической деятельности, становятся опорными площадками в решении следующих вопросов: поиск новых форм и методов профилактической работы, разработка профилактических программ, внедрение этих программ в жизнь, подготовка специалистов по первичной профилактике наркомании, работающих с детьми, подростками, молодежью. Исследования, проводимые в этой сфере, показали, что наибольшей эффективностью обладают программы, не только информирующие подростков о вредных последствиях употребления табака, алкоголя и наркотиков, но и позволяющие им развить такие жизненно важные навыки, как стрессоустойчивость, умение принимать решение и достигать поставленной цели, противостоять негативному влиянию рекламы и своей референтной группы, эффективно общаться, развивать навыки самопознания и реализации своего внутреннего потенциала.

Как эффективный метод первичной профилактики наркотической зависимости в молодежной среде может выступать волонтерская служба. В любом обществе есть определенная категория социально-активных людей, которые, в силу разных обстоятельств, готовы оказать и оказывают бескорыстную помощь нуждающемуся окружению. Если такая активность принимает форму постоянных действий, то говорят о волонтерстве.

ВОЛОНТЕР – это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью.

ВОЛОНТЕР – человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая от этого прибыли.

ВОЛОНТЕР – человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

Инициативные группы волонтеров могут включать различные категории участников:

С учетом этих соображений в 1999 году при поддержке Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области была разработана программа «Протяни руку другу», которая включала в себя как теоретическое обоснование проблемы, статистические данные, так и социологические исследования, и программу психологической подготовки волонтеров.

В рамках социальной политики как отрасли научного знания разработаны основные модели профилактики молодежной наркомании.1

  1. Социокультурная модель направлена на формирование представлений о разумных нормах употребления наркотических веществ.

  2. Запрещающая модель занимает моральную позицию в деле решения проблемы употребления наркотиков. Ее суть в том, что если нет употребления наркотиков, то, следовательно, и нет самой проблемы. Главным недостатком этого подхода является то, что здесь пытаются решить сложную проблему простыми методами.

  3. Нулевая толерантность к наркотикам. Среди самых последних методов запрещающего подхода известна политика «нулевой толерантности», применяемая в США. Ее суть заключается в выработке нетерпимости к любому наркотику в любом количестве, в любом месте, в любое время.

  4. Снижение вреда. Цель политики - минимизировать риск и негативные для человека и общества последствия от уже начавшегося употребления наркотиков.

Так как потребление наркотиков распространено в основном среди молодежи, то основной упор в профилактической работе делается на образовательных программах. Рассмотрим основные подходы к их разработке и реализации.

Запугивание

Этот подход характерен для ранних форм образовательных программ. Здесь мы можем видеть попытку отвратить молодых людей от потребления наркотиков посредством информирования о последствиях своих действий. Подобный механизм использовался практически во всех антинаркотических рекламных кампаниях. Многие его сторонники уверены в том, что таким образом можно повлиять на поведение молодых людей. Однако этот подход содержит две основные проблемы. Во-первых, многие молодые люди находят некоторые из предлагаемых «ужасных» картинок привлекательными, и трагическая фигура потребителя наркотиков, наоборот, приукрашивает их потребление. Во-вторых, энтузиазм некоторых учителей приводит к тому, что создаваемый ими образ не выдерживает конкуренции с реальными фактами. В частности, убеждения об опасности марихуаны не находят никакого подтверждения в опыте молодых людей.

Просто скажи - нет!

Данный механизм представляет собой упрощенный доктринерский взгляд на проблему, который рекомендует молодым людям просто отказаться от наркотиков, когда им их предлагают. Как не странно, но его реализация в США имела обратный эффект в виде роста потребления наркотических веществ, объяснение чему так и не было найдено. В силу этого, многие специалисты оценивают его как неэффективный, хотя прямых подтверждений тому нет: ведь рост наркомании мог быть вызван и иными, не установленными факторами.

Данный подход вполне сочетаем с тактикой устрашения, запугивания: «Дети должны знать, что человек, который подойдет к ним в третьем классе и предложит сигарету, это - плохой человек, в седьмом классе предложит попробовать пива - тоже плохой человек. А если он предложит наркотик - он предлагает просто-напросто погибнуть. Ребенок должен понять, что этот человек не друг, каким хочет показаться, а его злейший враг». Примечательно, что в обоих подходах фокус направлен на создание «образа врага», в первом случае, враг - это наркотик, во втором - человек, который его предлагает.

Научение сопротивлению

Является одним из наиболее распространенных методов профилактики наркомании в США. Реализация программы была возложена на специально подготовленных полицейских, которые объясняли младшим школьникам, как сопротивляться наркотикам. Метод включает в себя ролевые игры, тренинги развития уверенности, викторины, мультфильмы и получение сертификата в конце курса.

Эта программа имеет много критиков, которые считают, что речь идет просто о болтовне и просмотре видео. С их точки зрения образованием должны заниматься учителя, а не полицейские, которые не имеют достаточного опыта в образовательной сфере и могут скорее принести вред, чем пользу.

Life education

Программа Life Education ориентирована на детей младших возрастных групп, у которых акцентируется интерес к человеческому телу: дети должны знать и относиться с уважением к своему телу и разуму. Проводимые здесь мероприятия должны были содействовать формированию у детей способностей делать осознанный выбор.

Программа предусматривала так же тренинги для родителей и учителей. Однако ее эффективность скорее просто декларировалась, чем подтверждалась фактами. Исследования показали, что те молодые люди, которые участвовали в программе, в большей мере проявили склонность к пробе наркотиков. Сами же центры Life Education оценивали результаты своей работы положительно.

Предоставление научно обоснованной информации

Неэффективность подходов, основанных на запугивании потенциальных потребителей, привела к появлению более реалистичных взглядов, основанных на предоставлении молодым людям фактической информации. Основная идея этого подхода состояла в том, что получение молодым человеком знаний о наркотиках и последствиях их потребления приведет к росту ответственности: изменение знаний ведет к изменению аттитюдов, что, в свою очередь, ведет к изменению поведения.

Пока наука не располагает свидетельством того, что одна только информация может повлиять на изменение поведения. Возможно, предоставление информации может спровоцировать экспериментирование с наркотиками, или вызвать интерес к ним.

Жизненные и социальные навыки

Этот подход получил широкое распространение в Европе и США в конце 1980-х годов. Основная его идея состоит в утверждении, что молодые люди не обладают необходимыми личностными и социальными навыками для того, чтобы сопротивляться наркотикам, но могут приобрести их в результате тренингов. Таким образом, необходимо привить индивиду определенные навыки сопротивления давлению окружающих посредством повышения самооценки, личностного контроля и способности принимать решение.

Снижение вреда

Это прагматический подход, работающий в ситуации, когда большинство молодых людей уже пробовали или продолжают потреблять наркотики. Необходимо сфокусировать ресурсы таким образом, чтобы помочь молодым людям пережить экспериментальную фазу и снизить возможный вред.

Эту идею подвергают критике за то, что она призывает к «прощению» потребления наркотиков. Подход рассматривается как неподходящий для тех, кто не потребляет наркотики и невозможный для реализации в школе. Его можно применять только к уже известным потребителям.

Проектный подход

Может применяться как в школах, так и в неформальной среде, например, молодежных центрах. Его последователи отталкиваются от утверждения, что молодые люди начинают принимать наркотики от скуки: им просто нечем занять свое свободное время. Предполагается, что молодые наркопотребители должны быть «выхвачены» из своего общества и «привязаны» к проекту, что позволит им сформировать позитивную идентичность. Однако многие социальные работники полагают, что польза от такой деятельности ограничена.

Peer education (воспитание сверстниками)

Сторонники peer education считают, что образовательные программы лучше осуществлять тем, с кем целевая аудитория может себя идентифицировать. В этом случае возрастает доверие к работнику. Считается, что молодежь больше знает о наркотиках, чем взрослые, и охотнее будет прислушиваться к информации из уст сверстника. Таким образом, ребята, работающие в программе, распространяют материалы среди друзей и младших школьников. Преимуществом peer education является недидактическая форма обучения, что повышает степень восприимчивости аудитории.

Peer education имеет своих противников, которые видят недостаток основного посыла в том, что молодежь представлена в виде гомогенной группы, в то время, как в реальности это не так, и некоторые молодые люди внушают доверия не более, чем иные взрослые. Есть и такие противники peer education, которые боятся потери контроля над процессом образования. Они считают, что молодые люди не имеют специальных педагогических навыков, их знание предмета фрагментарно, поэтому будет неправильным возлагать на их плечи ответственность за результаты работы.

Вовлечение родителей

Этот подход сформировался в тот момент, когда стало очевидным, что нельзя работать с детьми изолированно от родителей. Именно тогда различные программы стали активно привлекать родителей, а так же других жителей района.

Например, в Великобритании в 1996 году были разработаны методические руководства для педагогов, литература, знакомящая родителей с различными аспектами проблемы наркотиков, информационные буклеты, адресованные родителям. Работа с родителями может проводиться на различных уровнях: одни фокусируются на родителях как реципиентах образования, другие привлекают родителей в качестве педагогов для своих детей и других молодых людей.

Результаты исследования учащихся начальной школы показывают, что школьники уже имеют определенные знания о наркотиках. Иногда эти знания довольно обширны, хотя чаще - поверхностны, фрагментарны и недостоверны. В старших классах респонденты показывают более высокий уровень осведомленности, который часто основывается на личном опыте. Они знают о наркотиках заметно больше, чем их учителя. Таким образом, дидактические подходы по большей части представляются малоэффективными. Необходимо принимать во внимание гендерные и этнические различия в установках по отношению к наркотикам, учитывать различия в способностях школьников. В связи с этим, перспективным представляется разработка программ для «нетипичных» детей.

Наркообразование является важной частью любой стратегии, направленной на борьбу со злоупотреблением наркотиками. Однако, ему присущи кратковременные результаты и недостаток долговременного планирования. Многие программы не находят эмпирического подтверждения своей эффективности и страдают неясностью ожидаемых последствий и критериев, с помощью которых можно оценить степень их успешности. Это делает актуальным проведение постоянных мониторинговых исследований.

Наиболее важными тенденциями в сфере развития первичной и вторичной профилактики на современном этапе выступают:

Государственная социальная политика в отношении наркотиков в большинстве стран, которые идут по пути ужесточения законодательства не приносит ощутимого результата. В силу этого, в последнее время в некоторых европейских государствах взят курс на либерализацию законодательства в отношении легких наркотиков (Нидерланды, Германия, Бельгия), пропагандируются программы снижения вреда, создаются государственные органы, координирующие работу различных служб, занимающихся решением проблемы наркозависимости, осуществляется сотрудничество с негосударственными организациями.

Уже стала осознаваться необходимость корректировки российского законодательства, которое затрудняет работу не только негосударственных организаций, но и государственных медицинских учреждений, о чем говорят сами наркологи и психиатры.

Остро стал вопрос о необходимости координации деятельности различных ведомств, которые функционируют в своей определенной области и имеют узкопрофессиональный взгляд на проблему наркозависимости, под эгидой специально подготовленных специалистов в области социальной работы, которые представляют проблему в целом.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какой смысл вкладывается в понятие «девиантное поведение»? Какие подходы к типологии социальных отклонений существуют в науке?

  2. В чем проявляется специфика девиантного поведения в молодежной среде?

  3. Каковы наиболее значимые источники молодежной преступности в современной России?

  4. Какие причины оказывают наибольшее влияние на сохранение высокого уровня молодежной преступности в современной России? Перечислите наиболее характерные для современной российской молодежи виды преступлений.

  5. Как Вы объясните связь, существующую между табакокурением, употреблением алкоголя и наркоманией?

  6. Почему именно подростки и молодежь в первую очередь включаются в группу риска, наиболее подверженную наркомании?

  7. Каковы основные причины, побуждающие молодежь употреблять наркотики?

  8. На какие группы принято делить институты, входящие в систему профилактики безнадзорности и преступности в молодежной среде?

  9. Какие основные направления профилактики наркомании Вам знакомы?

  10. Какие из факторов, по вашему мнению, стимулируют борьбу с наркотиками в нашей стране, а какие препятствуют этому?

Темы для рефератов и сообщений

  1. Девиантное поведение: понятие, сущность, типология.

  2. Социальная патология в молодежной среде.

  3. Молодежная преступность: специфика и тенденции развития в современной России.

  4. Подвальные дети: кто виноват?

  5. Наркомания и алкоголизм как бич молодежи XXI века.

  6. Суицидальное поведение современной российской молодежи.

  7. Основные формы социальной реабилитации молодежи в современной России.

Литература

Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. – М., 2004.

Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования, 2002. - № 8.

Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия, 1997. - № 3.

Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н.Профилактика наркомании в подростковой среде. – СПб., 2001.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др.Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

Гидденс Э.Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1995. - 704 с.

Гилинский Я.И.Девиантность и социальный контроль в России (XIX–XXвв.). – СПб., 2000.

Дюркгейм Э.Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.

Зайналабидов А.С.Преступность в пореформенной России. Анализ тенденций и характеристик. – М., 2003.

Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2002 году: В 2 т. / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 2003.

Кравченко А.И.Социология девиантности. – М., 2003.

Кузьменко Т.А.Некоторые формы девиантного поведения молодежи // Тульская молодежь: норма и девиации. Сборник статей. – Тула, 2000.

Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад. – М., 2000. - 200 с.

Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика. – М., 2004.

Орлова И.Б.Самоубийство – явление социальное // Социологические исследования, 1998. - № 8.

Погосян Л.А., Бондаренко С.В., Черноус В.В.Профилактика девиантного поведения молодежи. – Ростов н/Д., 2003.

Положение тульской молодежи: состояние, тенденции, перспективы. Доклад Администрации Тульской области. – Тула, 2000.

Пормо К. Суицидальное поведение в юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиатрия, 1997. - № 3.

Ревяко Т.И., Трус Н.В. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные. Бытовые способы самоубийства. – Минск, 1996.

Реутов Е.В.Учащаяся молодежь и наркотики // Социологические исследования, 2004. - № 1.

Соломзес Дж. А., Чебурсон В.Наркотики и общество. Пер. с англ. - М., 1998.

Социология молодежи: учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2007. – 335 с.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

Тульская молодежь: норма и девиации. – Тула, 2000. – 164 с.

Фролов С.С.Социология. – М.: Логос, 1996. – 360 с.

Шереги Ф.Э.Социология девиации: прикладные исследования. – М., 2004. – 344 с.

Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л.Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. – М.: ЦСП, 2003.

Шипунова Т.В.Проблема синтеза теорий девиантности // Социологические исследования, 2004. - № 12.