1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже XIX – XX веков. Его «спровоцировали» развитие капиталистических отношений в России и кризис традиционной семейной организации, развитие системы массового профессионального образования. Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния семьи и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства.
П. Сорокин в работе «Кризис современной семьи», написанной им в 1916 году, описывал проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин отмечал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений и воспитательных заведений означает, по существу, что у семьи отнимается не только функция первого воспитателя и «скульптора», но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. В этом пассаже у П. Сорокина отразился исторический переход от рассмотрения ребенка как индивида, являющегося объектом социализации в семье, к анализу молодого поколения как общности, члены которой обладают сходным статусом «социализируемых» в рамках образовательных институтов.
П.А. Сорокин (1889-1968) выдающийся русско-американский социолог. До 1922 г. жил и работал в России. Руководил кафедрой социологии Санкт-Петербур. государственного университета. В 1922 году в связи с революций вынужден был покинуть Россию и иммигрировать в США. Является автором теории социальной стратификации и социальной мобильности, социокультурной динамики общества. |
Одновременно в публикациях того времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи (А. Сперанский), при этом особенное внимание традиционно уделялось изучению быта и материального положения русского студенчества на основе бюджетов учебного и внеучебного времени (А. Кауфман).
В социальной статистике категория работающей молодежи (от 10-12 до 20 лет) существовала еще в материалах переписи 1897 года. Вследствие чего появлялись публикации, описывающие тяжелое положение рабочих-подростков на производстве и в бытовой сфере, их правовую незащищенность и уязвимость по сравнению с более старшими возрастными группами (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган). Общую направленность этих работ можно охарактеризовать как демократическую традицию отстаивания интересов социально незащищенных и дискриминируемых групп, требующих дополнительного внимания и опеки со стороны властей.
Новый всплеск интереса к молодежи в 1920-е годы оформился в связи с практической управленческой деятельностью партийных, советских и общественных организаций и имел четко выраженную прикладную ориентацию. Появление в те годы многочисленных исследований молодежи по сравнению с другими социальными группами было связано с тем, что использование техники формального анкетного опроса наталкивалось на почти полную неграмотность основной части населения и ее неспособность заполнить бланки, тогда как среди молодой части населения процент грамотных был значительно выше. Большинство работ этого периода было посвящено анализу различных аспектов труда и воспитания молодежи. Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся прагматической потребностью преодолеть техническую отсталость производства и его дезорганизацию, низкую культуру труда, доставшуюся как наследие царского режима и разрушительных войн.
Следующий всплеск интереса к молодежи в послереволюционный период приходится на середину 30-х годов ХХ столетия. Он был связан с тем, что во взрослую жизнь вступало первое поколение, выросшее в советских условиях, и его социальный облик был аргументом в доказательстве достижений нового строя.
Здесь молодежь рассматривалась как объект социалистического воспитания. Ее социальные характеристики «подгонялись» под политические идеалы партии и определялись степенью приближения к поставленным целям: политическая активность и участие в процессе социалистического строительства. К примеру, в 1936 году появился первый статистический сборник «Молодежь в СССР», составленный на основе текущих статистических материалов. Это издание было приурочено к X съезду ВЛКСМ. Несмотря на наличие большого количества действительно ценной информации, сборник носил ярко выраженный идеологический характер.
В середине ХХ столетия в отечественной социологии молодежи сформировалось два направления. Суть первого из них заключалась в сборе, обобщении и анализе данных эмпирических исследований относительно проблем коммунистического воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, наметилась тенденция активного противостояния этому социальному заказу при одновременном развитии исследований, направленных на изучение молодежи как субъекта общественной жизни и ее интересов. Симптоматично, что именно в этот период в Институте конкретных социальных исследований возникают два подразделения, ориентированные на изучение молодежи как субъекта общественного развития: «Социальные проблемы образования» (В.Н. Шубкин) и «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (И.В. Бестужев-Лада). Именно это направление стало реальной основой для становления социологии молодежи как особой дисциплинарной отрасли.
В отечественной ювенологии сложилось несколько научных школ: новосибирская (В.Н. Шубкин), свердловская (Ф.Р. Филиппов. М.Н. Руткевич и в дальнейшем Л.Я. Рубина), ленинградская (В.Т. Лисовский, И.С. Кон, С.Н. Иконникова) и эстонская (М. Титма).
В рамках новосибирской школы акцент в исследованиях был сделан на анализе профессионального самоопределения молодого поколения. Существенное значение имело введение понятия «престиж профессии» как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании.
Заслуга В.Н. Шубкина в области отечественной социологии молодежи состоит так же в изучении жизненных планов выпускников школ в сравнении с возможностями их реализации, что позволило существенно углубить представление о процессе вхождения во взрослую жизнь. Показательно, что в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ столетия западная социология молодежи так же переориентировалась на социально-профессиональную проблематику.
Хотя большинство идей, предложенных В.Н. Шубкиным, так или иначе уже обсуждались в западной социологии, в отечественной социологии его с полной уверенностью можно считать основателем академической школы по исследованию проблем жизненного старта молодежи и престижу профессий. Термины «выбор профессии», «престиж профессии», «потребности общества в кадрах», «профессиональные ожидания» вошли в социологию благодаря публикациям В.Н. Шубкина. Он явился так же родоначальником методики долговременных исследований молодежи, где информация об одних и тех же индивидах собиралась через определенные промежутки времени, что позволяло фиксировать временные изменения в профессиональной карьере.
Специфика подхода, разработанного в рамках свердловской школы, состояла в том, что молодежные проблемы рассматривались сквозь призму воспроизводства социальной структуры советского общества и межпоколенных социальных перемещений. Эмпирической базой этого направления были проекты «Высшая школа» (1973-1974) и международное сравнительное исследование по проблемам воздействия высшего образования на социальную структуру общества (1977-1978). В результате появилось новое направление социологии молодежи - социальные проблемы студенчества.
Новое развитие в рамках свердловской школы получило изучение проблем межпоколенной мобильности. Результатом проводимых исследований стала публикация ряда научных работ, являвшихся в то время одними из первых социально-исторических исследований поколений. По существу, это был определенный прорыв: исследователи предприняли попытку подорвать аксиому о преемственности (повторяемости) поколений и рассмотреть их в «диалектике преемственности и новизны», иными словами, сконцентрироваться на различиях поколений, обусловленных социально-историческими особенностями их становления.1
На становление эстонской научной школы2 большое влияние оказал эстонский социолог Микк Титма. Перенеся в середине 1980-х годов на российскую почву методы американской традиции лонгитюдных исследований, М. Титма способствовал профессиональному становлению целого ряда российских молодых ученых. Специфику его интересов всегда составляла региональная и поселенческая дифференциация процессов жизненного самоопределения молодежи. В своих исследованиях М. Титма делал основной акцент на региональных особенностях жизненного пути поколения в рамках разных национально-территориальных общностей, различающихся по характеру культур и уровню экономического развития регионов. Ключевое внимание в его работах уделялось изменениям в объективном социальном статусе когорт в процессе профессионального и жизненного самоопределения. Реализованные М. Титма общесоюзные лонгитюдные проекты, позволили собрать банк социологической информации не только о закономерностях процесса социального взросления, но и о влиянии социальных изменений на жизненный путь когорты. Для их организации и проведения в СССР был создан один из крупнейших внеинституциональных научный коллективов, объединивший уже сложившихся исследователей из наиболее крупных научных центров СССР: Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Урала, Алтая, Москвы. И хотя к настоящему времени этот уникальный научный коллектив распался, отдельные группы продолжают проводить исследования в разных регионах России (Алтай, Свердловская, Курганская, Тульская области и Москва), а так же на Украине, в Эстонии, Литве, Латвии.
Еще одно направление в развитии молодежной проблематики - социально-психологическое, представлено в основном ленинградской школой. Основная тематика исследований здесь была связана с изучением процесса социализации и становления личности молодого человека. На базе эмпирического материала здесь были построены типы жизнедеятельности студенческой молодежи. Многочисленные работы В.Т. Лисовского, начиная с конца 1960-х годов и до настоящего времени, были основным методологическим источником информации по проблемам молодежи.
В рамках ленинградской школы начинал свою деятельность и И.С. Кон, занимавшийся психологией юношеского
И.С. Кон. (1928). Российский социолог, академик РАО, д.филос.н., проф. Сфера научных интересов: история социологии, теория личности, сексология, этика. Автор многочисленных междисциплинарных исследований проблем юношеского возраста. |
Имя И.С. Кона в отечественной социологии молодежи занимает особое место, а его труды оказали на ее развитие весьма существенное влияние.
Во-первых, занимаясь критикой зарубежных теорий и обладая энциклопедическими знаниями, И. Кон блестяще выполнял просветительскую функцию, привнося в «заидеологизированную» область социологии и социальной психологии новые идеи и имена, широко известные на Западе (С. Эйзенштадт, Дж. Колеман, Э. Эриксон, Г. Салливан, М. Мид). Это способствовало углублению понимания проблем социализации поколений, введению в научный обиход возрастных и когортных категорий и понятия жизненного цикла. Во-вторых, его работы о западном студенчестве и «студенческой революции» 1960-х годов позволяли полнее представить это явление, ставшее вехой в современной западной истории. В-третьих, исследования И. Кона по психологии юношеского возраста позволили уточнить специфику юности как особой фазы жизненного цикла и понять ее отличия от других возрастов. Он восполнил пробел в области социологического представления о самосознании личности, юношеской идентификации, возрастных кризисах, юношеском общении и юношеской субкультуре.
Начатые И. Коном исследования специфики молодежной субкультуры в 80-90-е годы ХХ столетия были продолжены В. Ливановым, В. Левичевой, Ф. Шереги, И. Сундиевым.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.