logo search
Uchebnik

12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов

В гуманитарных науках вопрос о возможных способах разрешения конфликтов уже давно является предметом жарких дискуссий. И дело вовсе не в том, что каждый из них обладает рядом достоинств и недостатков. Сам выбор того или иного механизма разрешения конфликтного взаимодействия обусловлен целым рядом объективных и субъективных факторов, важнейшим из которых является характер самого конфликтного взаимодействия.

Не зависимо от того, с каким конфликтом мы столкнулись, для его успешного разрешения необходимо определить:

  1. Характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивацию, их психологические, интеллектуальные и социальные ресурсы, их представления о характере конфликта и т.д.). Крайне полезно знать, что стороны рассматривают как выгоду, а что как потерю или поражение. Так же крайне важно выяснить возник ли конфликт между равными (двумя подростками) или неравными (взрослым и ребенком) субъектами, возник ли он между двумя группами или носит внутригрупповой характер.

  2. Предысторию их взаимоотношений (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление о том, что противоположная сторона думает о них самих, в особенности степень полярности их взглядов). Будь то конфликт между родителями и детьми, учителями и учениками или между двумя сверстниками, он будет зависеть от характера их предыдущих взаимоотношений.

  3. Природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, периодичность и т.д.). Основания конфликта между субъектами могут быть «диффузными» и обобщенными, как в идеологическом конфликте, или определенными и ограниченными, как в конфликтах по поводу обладания чем-либо. Причина конфликта может быть важной или второстепенной для конфликтующих сторон. Она может предполагать возможность компромисса или полное подчинение одной стороны другой.

  4. Социальную среду, в которой возник конфликт (различные институты и учреждения; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта; природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта). Индивиды, равно как и группы, могут оказаться в такой социальной среде, в которой существует незначительный опыт конструктивного разрешения конфликта или отсутствуют институты и нормы, призванные поощрять мирное разрешение возникающих споров.

  5. Заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики). Многие конфликты в молодежной среде разворачиваются на фоне повышенного внимания общественности, и ход конфликта в значительной мере может зависеть от того, как, по мнению участников конфликта, будут реагировать заинтересованные стороны. Так конфликт между учителем и учеником может обостриться или погаснуть в зависимости от желания конфликтующих «сохранить лицо» или предстать перед окружающими в выгодном свете.

  6. Применяемые конфликтующими сторонами стратегии и тактики. Здесь необходимо реконструировать весь ход развития конфликта, определить методы и способы защиты своих интересов, используемые различными субъектами конфликтного взаимодействия. В совокупности с полученными ранее знаниями это позволит установить, кто из участников конфликта в большей степени готов пойти на компромисс и на каких условиях, а кто пока не готов к какому-либо сотрудничеству.

  7. Результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон. Здесь необходимо установить весь комплекс выгод или потерь, связанных с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения, произошедшие у участников конфликта вследствие конфликтного взаимодействия, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта. В результате это позволит определить степень вероятности возникновения повторного конфликта.

Итак, идеальных методик разрешения конфликта не существует, да и не может существовать. То, что великолепно сработало в одном случае, может не дать положительного результата в другом. Тем не менее, конфликт, являясь специфической разновидностью социального взаимодействия, имеет свою особую внутреннюю логику и закономерности развития, что делает возможным разработку тех или иных стратегий его разрешения.

Предваряя их анализ, хотелось бы обратить внимание на то, что разрешить конфликт гораздо сложнее, чем его предотвратить. Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с ним следует уклониться от решения проблем, которые не затрагивают Ваших интересов, и поэтому Ваше участие в их решении ни чем не обусловлено. Например, молодой человек сильно раздражен и эмоционально возбужден. Девушка, из самых лучших побуждений, пытается помочь этому человеку, хотя ее об этом никто не просит. В результате она может быть втянута в конфликт и стать его участником, сама того не желая. Дж.Г. Скотт, анализируя подобные жизненные ситуации, дает таким людям ряд советов. Во-первых, осознав, что человек труден в общении, не надо навязывать ему свое присутствие. Во-вторых, если Вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, постарайтесь в разговоре с ним выяснить причины его замкнутости или агрессивности. В-третьих, постарайтесь дать ему совет относительно того, как можно достичь желаемых целей. В-четвертых, не подпадайте под влияние этого человека, его точки зрения и мироощущения.1

Если же конфликт предотвратить не удалось, то можно использовать различные методики управления конфликтом и его разрешения (урегулирования). В целом методы управления развитием конфликта можно классифицировать на организационно-административные, экономические и социально-психологические. Первая группа методов базируется на воздействии на конфликтующие стороны формальных норм, регламентирующих и ограничивающих агрессивные действия субъектов конфликта. Допустим, драка может повлечь не только осуждение общественности, но и стать причиной отчисления ученика из школы. К экономическим методам относятся разнообразные способы воздействия на участников конфликта посредством материальных и финансовых стимулов. Наконец, социально-психологические методы направлены на корректировку поведения участников конфликта. Эффективность мер по управлению развитием конфликта зависит, в первую очередь, от того, насколько их подбор и реализация соответствуют масштабам противоречия. Чем масштабнее социальный конфликт, тем сложнее подчинить его ход контролю со стороны субъекта управления.

Если в конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь оппонентов, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта можно использовать так называемые косвенные методы.2 Рассмотрим некоторые из них.

Метод «выхода чувств». Смысл этого метода заключается в том, что оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени расположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват, всегда страдалец. Надо выразить ему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам, например: «Вы самый умный, самый рассудительный, самый сильный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

Метод вмешательства «авторитетного третьего». Человек, находящийся в конфликтном взаимодействии, обычно не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием адресата. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговорить наболевшее» В таких условиях сора, как правило, не достигает крайних форм, а напряжение в отношениях между оппонентами понижается.

Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга, при этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Однако в случае успеха предвзятость оппонентов друг к другу становиться очевидной и степень напряженности в их отношениях ослабевает.

Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им выйти за рамки своих личных обид, целей и интересов и лучше понять друг друга.

«Расширение духовного горизонта спорящих». Этот метод заключается в попытке вывести участников конфликта за рамки его субъективного восприятия и помочь им увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Если используемые на первом этапе методы не принесли желаемого результата, то можно использовать ряд других приемов.

Метод игнорирования конфликта, который основан на сознательном уклонении от встреч с потенциальным противником и устранении факторов, которые могли бы способствовать нагнетание напряженности. Несмотря на все очевидные достоинства, этот метод не способствует разрешению проблем, породивших конфликт, то есть не ликвидирует мотив конфликтного взаимодействия. Учитель на уроке сколько угодно может «не замечать» конфликтующего с ним ученика. Однако от этого конфликт не исчезнет, что делает необходимым применение дополнительных механизмов его урегулирования.

Метод переговоров позволяет снизить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и направления ее развития.

Метод использования посредников. Для демонстрации сущности этого метода приведем ситуацию, описанную М. Дойчем.1 Два пятилетних ребенка борются в саду за обладание шлангам для поливки цветов. Каждый хотел использовать его первым, каждый тянет его на себя и оба кричат. Через некоторое время они стали толкаться и обзываться. Эскалация конфликта до уровня физического насилия привела к вмешательству влиятельной третьей силы в лице взрослого. С целью разрешения возникшего конфликта он предложил игру: кто первым из мальчиков найдет спрятанную им вещь, тот получит право поливать цветы первым. Подобные игровые приемы, моделирующие ситуацию спортивной конкуренции в молодежной среде, крайне эффективны.

Метод откладывания принятия окончательного решения. Иногда оттяжка принятия решения приводит к самопроизвольному снижению напряженности между сторонами. Однако такие случаи редки, поэтому данный метод нельзя назвать эффективным.

В конечном счете, ни один из методов не будет эффективным, если обе стороны не проявят желание разрешить конфликт. Даже если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, это даст больше возможностей другой стороне для встречного шага.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие структурные компоненты социального конфликта Вы можете назвать?

  2. Какие стадии принято выделять в процессе развития конфликта?

  3. Можно ли сказать, что после разрешения конфликтного взаимодействия конфликт исчерпан? Если да, то чем обусловлено выделение послеконфликтной стадии?

  4. В чем заключается специфика конфликтов в молодежной среде?

  5. Какие подходы к типологии молодежных социальных конфликтов существуют в науке?

  6. Какие теории межпоколенного конфликта Вам знакомы? Дайте краткую характеристику некоторых из них.

  7. Согласны ли Вы с утверждением М. Мид, что конфликт поколений носит чисто социальную природу и обусловлен процессом развития самого общества? Аргументируйте свой ответ.

  8. Какие механизмы разрешения конфликтов в молодежной среде Вам знакомы?

Темы для рефератов и сообщений

  1. Функции и виды молодежных социальных конфликтов.

  2. Современные теории социальных конфликтов.

  3. Конфликт поколений в обществе как социальная проблема.

  4. Управление социальными конфликтами.

  5. Общие принципы предупреждения, регулирования и разрешения социальных конфликтов в молодежной среде.

  6. Проблема консенсуса и стабильности в обществах переходного типа.

Литература

Александрова Е.В.Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 1993.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1984.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др.Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

Воронин Г.Л.Конфликты в школе // Социологические исследования, 1994. - № 3.

Гатанова Н.Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учениками // Психология учителя. - М., 1988.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Эссе о политике свободы // Социальный конфликт: Современные исследования. – М., 1991.

Дмитриев А.В.Социальный конфликт. Общее и особенное. – М., 2002.

Дойч М.Разрешение конфликта. Конструктивные и деконструктивные процессы // Социально-политический журнал, 1997. - № 1.

Здравомыслов А.Г.Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс, 1995.

Здравомыслов А.Г.Социология конфликта: Учеб. пос. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 317 с.

Здравомыслов Л. Г.Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Зеленков М.Ю.Социально-психологические проблемы конфликтов: Учебное пособие.– М., 2003.– 232 с.

Кислов А.Г.Оправдание детства: от нравов к праву. – Екатеринбург, 2002. – 262 с.

Козырев Г.И.Конфликтология. Социальные конфликты в общественной жизни // Социально-гуманитарные знания, 1999. - № 1, 2, 3, 6.

Конфликты в коллективе и пути их преодоления. – Л., 1991.

Конфликты и согласие в современной России: Социал.-филос. анализ. / РАН Ин.-т философии: Отв. ред.: В.С. Семенов, Ц.А. Степанян. – М., 1998. – 160 с.

Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество. - Белгород: БГУ, 1997.

Лисовский В.Т.Социальные конфликты в молодежной среде // Конфликты и социальный порядок. – СПб., 2002.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Молодежь России: тенденции, перспективы. Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Молодая гвардия, 1993.

Саймон Б.Общество и образование. - М., 1989.

Скотт Дж.Г.Способы разрешения конфликтов. Вып. 2. – Киев, 1991.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

Сулимова Т.C.Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.: Институт практической психологии, 1996.

Толстых А.В.Взрослые и дети: парадоксы общения. – М., 1988.

Фролов С.С.Социология. – М.: Логос, 1996. – 360 с.

Школа - 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы. - М., 1989.