logo search
Uchebnik

10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи

Предваряя анализ проблем места и роли молодежи в сфере труда и занятости необходимо прежде всего поговорить о той роли, которую в представлениях молодых людей играет труд в их жизни, а так же о готовности молодежи реализовать свою трудовую функцию.

В результате перестройки уже к 1990 году произошла коренная переориентация молодежи от предпочтения нематериальных цен­ностей к материальным. Среди мотивов труда на первом месте утвердилась зарплата, оттеснив такие ценности как содержание труда, са­моопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд.

Дальнейшая деформация этических представлений про­должилась под влиянием конфликтов, связанных с переделом соб­ственности. Молодежь оказалась наименее защищенной частью трудовых коллективов и сполна испытала на себе все формы соци­альной дискриминации. В оценках различных сторон труда в 1994 году заработок уступил первое место характеру отношений в коллективе, а третье место занял доброжелательный руководитель. Забота о со­циальной защищенности стала на время главной составляющей са­моопределения молодых людей в этой сфере.

Однако подобная иллюзия в молодёжном сознании просуществовала недолго. Молодые люди стали понимать, что новые про­изводственные отношения между работодателем и наёмным работником диктуют другие правила поведения, иную трудовую мораль. Резко усилилась тенденция инструментализации мотивов труда. Самоценное отношение к труду, с точки зрения его содержания, все больше вытеснялось инструментальным, как к средству дости­жения других целей (см. таблицу 1).

В чем для Вас заключается смысл труда? Труд для Вас – это: (в %)

Таблица 1

Варианты ответов

Процент ответов

Ощущение своей полезности

26,8

Средство достижения других целей

37,5

Удовлетворенность

12,2

Обязаловка

5,5

Творчество

7,9

Общение

10,1

Эта тенденция была бы положительной, если бы в ней более оп­ределенно проявлялся процесс рационализации труда. Тогда доми­нировал бы достигаемый комплекс ценностей, таких как мастерство, добросовестность, ответственность, честность, бережливость, самоотдача, во многом характерный для западной трудовой этики. У нашей же молодежи приближение к подобным ценностям напоми­нает маятниковые колебания с затухающей амплитудой, что остав­ляет надежду на успех, но не в самой ближайшей перспективе.

Очередное отклонение с весьма позитивной направленностью в мотивационной сфере молодёжи наметилось в настоя­щее время. По данным исследования 1999 года труд занимал ве­дущее место в жизненных ориентациях и планах большинства мо­лодых людей. Три четверти (76,3%) из них определённо связывали с ним свою жизнь.

Если бы Вы были материально обеспечены и могли бы не работать. Как бы Вы поступили (в %)1

Таблица 2

Варианты ответов

Процент ответов

Не стал бы работать

14,3

Не спеша, подбирал бы себе интересную работу

53,5

Не представляю как можно жить без труда. Все равно буду работать

22,8

Затрудняюсь ответить

9,4

По сравнению с 1997 годом повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей: 42% в 1997 году и 46,9% в 1999 году и несколько ослабло (на 5%) инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личностного самоопределения передвинулись по сравнению с 1997 годом с 6-го места на первое, трудолюбие - с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го перекочевало на 8-е место, а деньги - с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентации российской молодёжи с совре­менными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

Вместе с тем, каждый четвёртый имел иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди опрошенных 14,3% однозначно не стали бы ра­ботать, если бы были материально обеспечены, и 9,4% не определились твёрдо в своём выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представ­лен в распределении молодёжи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Это свидетельствует о наличие довольно представительной группы молодых людей, для которых труд не является способом жизненного самоутверждения. Все это играет немаловажную роль в деле выбора будущей профессии.

Выбор профессии, или профессиональное самоопреде­ление, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Он оп­ределяет очень многое, а именно: кем быть, к какой соци­альной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения поня­тия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет со­бой выбор, осуществляемый в результате анализа внут­ренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесе­ния их с требованиями профессии.

В профессиональном становлении личности выделяют следующие стадии: оптация, профессиональное образо­вание и подготовка, профессиональная адаптация, первич­ная и вторичная профессионализация и мастерство.2 Пе­реход от одной стадии к другой может затрагивать достаточно длительный временной интервал и, как правило, сопровождается норма­тивными кризисами.

Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных на­мерений. С ранней юностью связано появление професси­онального самоопределения. К 14 годам у девушек и юно­шей уже сформированы разносторонние знания о профес­сиях, складывается избирательное отношение к одной или нескольким из них. На стадии оптации происходит пере­оценка учебной деятельности: в зависимости от професси­ональных намерений изменяется мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентирован­ный характер. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности: учеб­но-познавательная деятельность сменяется учебно-профи­лированной. Кардинально изменяется социальная ситуа­ция развития. При этом неизбежно столкновение желае­мого будущего и реального настоящего, которое приобре­тает характер кризиса учебно-профессиональной ориен­тации.

На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получае­мой профессии. Возникает недовольство отдельными пред­метами, появляются сомнения в правильности профессио­нального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчет­ливо проявляется в первый и последний годы профессио­нального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профес­сиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией. Однако кризис ревизии и коррекции профессионально­го выбора здесь не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт.

После завершения профессионального образования насту­пает стадия профессиональной адаптации. Молодые специа­листы приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального раз­вития: новый разновозрастной коллектив и социально-про­фессиональные ценности, иные социальные роли и иерархи­ческая система производственных отношений, принципиаль­но новый вид текущей деятельности.

Уже при выборе профессии молодой человек имел оп­ределенное представление о будущей работе. В професси­ональном учебном заведении оно значительно обогатилось. Однако сейчас наступает время реального выполнения профессиональ­ных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но не они становятся факторами кри­зисных явлений. Основная причина - психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профес­сиональной жизни со сформировавшимися представлени­ями и ожиданиями. Это и приводит к кризису профессиональных экспектаций.

Выбор профессии - это во многом выбор между страте­гией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресур­сов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости про­тивостоять среде, - с другой. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.

Чем раньше начнется направленное личностное и про­фессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетво­ренность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи, каждое из которых имеет либо внутренние, либо внешнее содержание:

  1. Позиция старших членов семьи (или лиц, их заме­няющих).

  2. Позиция сверстников (подруг, товарищей), «значи­мых других» из круга внесемейного общения.

  3. Позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психо­лога, если таковой имеется.

  4. Сложившиеся к данному моменту личные профес­сиональные планы (ЛПП) учащегося, которые могут быть представлены как:

  1. Способности, умения, достигнутый уровень разви­тия молодого человека как субъекта деятельности. Это - основа для формирования его будущей професси­ональной пригодности.

  2. Уровень притязаний молодого человека на обществен­ное признание. Недооценка или переоценка своих возможнос­тей, завышенные или заниженные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профес­сиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.

  3. Информированность. В связи с этим важно обратить внимание на доброкачественность (прав­дивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия решений, касающихся профессионального будущего.

  4. Склонности к тем или иным видам деятельности.

Идеальным вариантом был бы такой, когда все пере­численные факторы выбора профессии хорошо согласова­ны или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы молодого человека могут возникнуть под влиянием предрассудков, престижности и не согласоваться с его же склонностями. С одной стороны, его планы могут не согласоваться с позицией родителей, а с другой, - с тем, куда его «тянут» товарищи, друзья и т.п.

Если говорить о приоритетном влиянии тех или иных факторов, то здесь наблюдается доминирование внутренних мотивов. Так, порядка 53% молодых людей осуществляют выбор профессии самостоятельно, 25% прислушиваются к советам родителей, 12% - к советам друзей и 11% указывают иные причины выбора.1 Не многим в этом отношении отлична позиция тульской молодежи (см. таблицу №3).

Соотношение внутренних и внешних мотивов труда, выбора профессии и места работы (в %)2

Таблица 3

Мотивы профессиональной сферы

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Мотивы труда

53,6

46,4

Мотивы выбора профессии

51,2

48,8

Мотивы выбора места работы

28,8

61,1

Здесь так же ведущим внутренним мотивом становится соответствие выбранной профессии собственным наклонностям – 38,3%. 18% выбрали профессию по настоянию родителей, 13% респондентов руководствовались мотивом престижа. Большое значение в выборе профессии здесь так же имеют советы друзей и семейные традиции.

По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

  1. определившиеся (30%);

  2. колеблющиеся (30%);

  3. неустойчивые (15%);

  4. пассивные (25%).

Из этого видно, что около трети учащихся, окончивших школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситу­ация обусловлена целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молоде­жи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Следовательно - дело не в легкомыслии некоторых моло­дых людей. Существуют объективные трудности профессио­нального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в профориентационной деятельности не только со сторо­ны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Какой вид деятельности привлекает молодых людей? Достаточно высокую ста­бильность имеет ориентация на приобретение профессий юриста, экономиста, врача, бухгалтера. Не так интересу­ют (или расцениваются как нереалистичные) перспекти­вы стать дипломатом, журналистом. Буквально единицы хотели бы выбрать карьеру военного, инженера-програм­миста, работать в правоохранительных органах. В десятку наиболее востребованных и высокооплачиваемых профес­сий стабильно входят бухгалтерские специальности, ме­неджеры по маркетингу, рекламе, программисты, секре­тари-референты, торговые представители и юристы. В то же время на реальном рынке вакансий наибольшим спросом пользуются рабочие специальности. Причина подобного перекоса, по-видимому, кроется в непрестижности рабочих специальностей, в их меньшей материальной привлекательности, а так же в определенной доле самоуверенности молодых людей (по крайней мере, в самом начале своего профессионального образования): уж я то точно устроюсь по выбранной специальности.

Переходя к анализу проблем занятости молодежи, следует еще раз обратить внимание на то, что выбор будущей профессии всегда индивидуален, по­скольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего при­звания. Критерием его эффективности оказывается удов­летворенность своим делом и положением в обществе, а так же местом, занимаемом в профессиональном мире.