10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
Предваряя анализ проблем места и роли молодежи в сфере труда и занятости необходимо прежде всего поговорить о той роли, которую в представлениях молодых людей играет труд в их жизни, а так же о готовности молодежи реализовать свою трудовую функцию.
В результате перестройки уже к 1990 году произошла коренная переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Среди мотивов труда на первом месте утвердилась зарплата, оттеснив такие ценности как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд.
Дальнейшая деформация этических представлений продолжилась под влиянием конфликтов, связанных с переделом собственности. Молодежь оказалась наименее защищенной частью трудовых коллективов и сполна испытала на себе все формы социальной дискриминации. В оценках различных сторон труда в 1994 году заработок уступил первое место характеру отношений в коллективе, а третье место занял доброжелательный руководитель. Забота о социальной защищенности стала на время главной составляющей самоопределения молодых людей в этой сфере.
Однако подобная иллюзия в молодёжном сознании просуществовала недолго. Молодые люди стали понимать, что новые производственные отношения между работодателем и наёмным работником диктуют другие правила поведения, иную трудовую мораль. Резко усилилась тенденция инструментализации мотивов труда. Самоценное отношение к труду, с точки зрения его содержания, все больше вытеснялось инструментальным, как к средству достижения других целей (см. таблицу 1).
В чем для Вас заключается смысл труда? Труд для Вас – это: (в %)
Таблица 1
Варианты ответов | Процент ответов |
Ощущение своей полезности | 26,8 |
Средство достижения других целей | 37,5 |
Удовлетворенность | 12,2 |
Обязаловка | 5,5 |
Творчество | 7,9 |
Общение | 10,1 |
Эта тенденция была бы положительной, если бы в ней более определенно проявлялся процесс рационализации труда. Тогда доминировал бы достигаемый комплекс ценностей, таких как мастерство, добросовестность, ответственность, честность, бережливость, самоотдача, во многом характерный для западной трудовой этики. У нашей же молодежи приближение к подобным ценностям напоминает маятниковые колебания с затухающей амплитудой, что оставляет надежду на успех, но не в самой ближайшей перспективе.
Очередное отклонение с весьма позитивной направленностью в мотивационной сфере молодёжи наметилось в настоящее время. По данным исследования 1999 года труд занимал ведущее место в жизненных ориентациях и планах большинства молодых людей. Три четверти (76,3%) из них определённо связывали с ним свою жизнь.
Если бы Вы были материально обеспечены и могли бы не работать. Как бы Вы поступили (в %)1
Таблица 2
Варианты ответов | Процент ответов |
Не стал бы работать | 14,3 |
Не спеша, подбирал бы себе интересную работу | 53,5 |
Не представляю как можно жить без труда. Все равно буду работать | 22,8 |
Затрудняюсь ответить | 9,4 |
По сравнению с 1997 годом повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей: 42% в 1997 году и 46,9% в 1999 году и несколько ослабло (на 5%) инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личностного самоопределения передвинулись по сравнению с 1997 годом с 6-го места на первое, трудолюбие - с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го перекочевало на 8-е место, а деньги - с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентации российской молодёжи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.
Вместе с тем, каждый четвёртый имел иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди опрошенных 14,3% однозначно не стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9,4% не определились твёрдо в своём выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодёжи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Это свидетельствует о наличие довольно представительной группы молодых людей, для которых труд не является способом жизненного самоутверждения. Все это играет немаловажную роль в деле выбора будущей профессии.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Он определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии.
В профессиональном становлении личности выделяют следующие стадии: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство.2 Переход от одной стадии к другой может затрагивать достаточно длительный временной интервал и, как правило, сопровождается нормативными кризисами.
Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. С ранней юностью связано появление профессионального самоопределения. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о профессиях, складывается избирательное отношение к одной или нескольким из них. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности: учебно-познавательная деятельность сменяется учебно-профилированной. Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.
На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией. Однако кризис ревизии и коррекции профессионального выбора здесь не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт.
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастной коллектив и социально-профессиональные ценности, иные социальные роли и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид текущей деятельности.
Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. Однако сейчас наступает время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но не они становятся факторами кризисных явлений. Основная причина - психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Это и приводит к кризису профессиональных экспектаций.
Выбор профессии - это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, - с другой. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.
Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи, каждое из которых имеет либо внутренние, либо внешнее содержание:
Позиция старших членов семьи (или лиц, их заменяющих).
Позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга внесемейного общения.
Позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется.
Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы (ЛПП) учащегося, которые могут быть представлены как:
главная цель;
представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей;
представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей;
представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намеченной специальности);
запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Способности, умения, достигнутый уровень развития молодого человека как субъекта деятельности. Это - основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.
Уровень притязаний молодого человека на общественное признание. Недооценка или переоценка своих возможностей, завышенные или заниженные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.
Информированность. В связи с этим важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия решений, касающихся профессионального будущего.
Склонности к тем или иным видам деятельности.
Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы молодого человека могут возникнуть под влиянием предрассудков, престижности и не согласоваться с его же склонностями. С одной стороны, его планы могут не согласоваться с позицией родителей, а с другой, - с тем, куда его «тянут» товарищи, друзья и т.п.
Если говорить о приоритетном влиянии тех или иных факторов, то здесь наблюдается доминирование внутренних мотивов. Так, порядка 53% молодых людей осуществляют выбор профессии самостоятельно, 25% прислушиваются к советам родителей, 12% - к советам друзей и 11% указывают иные причины выбора.1 Не многим в этом отношении отлична позиция тульской молодежи (см. таблицу №3).
Соотношение внутренних и внешних мотивов труда, выбора профессии и места работы (в %)2
Таблица 3
Мотивы профессиональной сферы | Внутренние мотивы | Внешние мотивы |
Мотивы труда | 53,6 | 46,4 |
Мотивы выбора профессии | 51,2 | 48,8 |
Мотивы выбора места работы | 28,8 | 61,1 |
Здесь так же ведущим внутренним мотивом становится соответствие выбранной профессии собственным наклонностям – 38,3%. 18% выбрали профессию по настоянию родителей, 13% респондентов руководствовались мотивом престижа. Большое значение в выборе профессии здесь так же имеют советы друзей и семейные традиции.
По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:
определившиеся (30%);
колеблющиеся (30%);
неустойчивые (15%);
пассивные (25%).
Из этого видно, что около трети учащихся, окончивших школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация обусловлена целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Следовательно - дело не в легкомыслии некоторых молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.
Какой вид деятельности привлекает молодых людей? Достаточно высокую стабильность имеет ориентация на приобретение профессий юриста, экономиста, врача, бухгалтера. Не так интересуют (или расцениваются как нереалистичные) перспективы стать дипломатом, журналистом. Буквально единицы хотели бы выбрать карьеру военного, инженера-программиста, работать в правоохранительных органах. В десятку наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий стабильно входят бухгалтерские специальности, менеджеры по маркетингу, рекламе, программисты, секретари-референты, торговые представители и юристы. В то же время на реальном рынке вакансий наибольшим спросом пользуются рабочие специальности. Причина подобного перекоса, по-видимому, кроется в непрестижности рабочих специальностей, в их меньшей материальной привлекательности, а так же в определенной доле самоуверенности молодых людей (по крайней мере, в самом начале своего профессионального образования): уж я то точно устроюсь по выбранной специальности.
Переходя к анализу проблем занятости молодежи, следует еще раз обратить внимание на то, что выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а так же местом, занимаемом в профессиональном мире.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.