logo search
Uchebnik

9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи

Вопрос о роли образования и науки в жизни общества становиться тем более актуальным, чем крепче современный мир становиться на рельсы постиндустриализма. Скептики могут заявить: причем здесь Россия? Тенденции постиндустриального устройства не занимают здесь ведущих позиций. Вероятно – да, не занимают. Но это только пока. Кроме того, здесь нужно учитывать и другой аспект: вопрос активного включения России в глобальный мир, мир, где действуют иные правила игры, и где образование и наука играют одну из первых ролей, на данный момент является лишь вопросом времени.

Под образованием обычно понимают целенаправленный процесс познавательной деятельности людей, направленный на получение знаний, умений и навыков, либо их совершенствование. В том случае, если необходимые знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи педагогов, говорят о самообразовании. Как социальный институт образование представляет собой совокупность норм, статусов и ролей, регламентирующих взаимо­действие людей по поводу обучения. В своем организационном качестве образование предстает в виде сложной системы учреждений, организую­щих учебную деятельность по определенным программам и стандартам. Следует так же отметить, что люди, находящиеся в системе образования, образуют специфическую общность, объединенную общими интересами, образом жизни, а так же ментальными чертами.

Образование выполняет в обществе ряд важнейших функций:

Образование - продукт культурно-исторического развития как в от­ношении общецивилизационных черт, так и в отношении национальных особенностей. С одной стороны, образование непосредственно ориентируется на мировой уровень развития науки и культуры. В Законе РФ «Об образовании» содержание образования прямо ориентируется на «адекват­ный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины ми­ра...».1 Но, с другой стороны, институт образования участник социо­культурного развития народа. Образование в любую эпоху выполняет миссию национально-культурной интеграции и идентификации, несет в себе национально-воспитательное и патриотическое начало.

Взгляд на образование под институциональным углом зрения позволяет трактовать его как некую структуру, систему. Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а так же комплекс принципов, определяющих ее функционирование. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, учебный процесс как вид социально-культурной деятельности, методическое сопровождение.

Однако чаще всего система образования стратифицируется по ее организационным уровням. К общеобразовательным относят следующие ступени образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее. Профессиональное же образование стратифицируют по другим уровням: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Каждый из них имеет особые институциональные качества, а, следовательно, - свою особенную систему целей, норм, ценностей, а так же статусных позиций.

По отношению к учебному процессу в системе образования выде­ляют три базовые социально-статусные общности: обучающие, учащиеся и вспомогательный персонал. Преподаватели могут быть дифференцированы по самым разным критериям: по пред­метной направленности, по квалификации, по месту жительства, по ступени образования, по полу, по возрасту, по авторитету у коллег и у учащихся, по предпочитаемым методам учебной деятельности, по мировоззренческим установкам и т. д.

Помимо этого, у учителей и преподавателей вузов - свои особенные позиции в макросоциальной структуре общества. К сожалению, снижающаяся престижность преподавательского труда - это общемировая тенденция. И хотя любое государство заинтересовано в привлечении квалифицированных кадров в эту сферу, только развитые национальные экономики могут обеспечить солидные финансовые источники для развития образования и тем самым поддерживать материальный уровень преподавательского статуса. Например, согласно Закону РФ «Об образовании» размер средней ставки заработной платы и должностного оклада учителей должен быть не ниже средней заработной платы работников промышленности, а профессорско-преподавательского состава - превышать в два раза. Однако реальность говорит об обратном. И дело здесь не только в отношении к преподавательскому труду. К сожалению, социальные обязательства, взятые на себя государством, пока не в должной мере поддерживаются реальными темпами экономического развития.

Обратимся теперь к дифференциации собственно учащихся. Значимые позиции учащихся даже внутри самой системы образования во многом определяются социальным рангом их родителей. Так, согласно Б. Бернстайну, дети из низших слоев общества обладают «ограниченным кодом» общения, то есть используют в повседневной жизни преимущественно эмоциональные формы речи. Это, в свою очередь, обрекает их на затруднения в овладении отвлеченным и неэмоциональным языком школы, а, значит - и на неуспеваемость. Да и внутри школы дети образуют группировки на основе социального происхождения. Дифференцирующие свойства имеют так же расовые, половые, национальные характеристики учащихся, их предметные предпочтения, ступени обучения, степень успеваемости и т. д. В ходе учебной и внеучебной деятельности учащиеся так же образуют системы личных статусов внутри классов и учебных групп.

Важнейшая роль в системе образования отводится федеральным и региональным органам власти в лице Министерства образования, Департаментов и комитетов по образованию. Они непосредственно организуют контрольно-ревизионную деятельность (через комплексную оценку деятельности образовательных учреждений, их лицензирование и аккредитацию, создание полиции качества и т.д.), проводят методическую работу, а так же осуществляют соответствующую исследовательскую деятельность. Через министерство осуществляется финансирование высшего образования и софинансирование более низших ступеней обучения. В настоящее время Министерство образования осуществляет реформу сложившейся практики образовательной деятельности путем поиска более эффективных путей финансирования вузов, определения их правового статуса, контроля итоговых знаний выпускников средних образовательных школ (реализация ЕГЭ – единого государственного экзамена и его перевод в ближайшее время из разряда эксперимента в ранг обязательной процедуры).

Наконец, функционирование системы образования осуществляется на основе ряда принципов. В качестве таковых Законом РФ «Об образовании» провозглашены следующие:1

Найти определенные пробелы в реализации можно по большинству из этих пунктов. Но наиболее острым во многих муниципальных образованиях России стал вопрос доступности образования. На протяжении последнего десятилетия сохраняется практика сокращения численности дошкольных заведений и общеобразовательных школ. Она приводит к самым губительным последствиям, особенно в сельской местности. Конечно, с точки зрения рентабельности содержать школы, в которых учатся 15-20 учеников или детские сады, в которых 2-4 ребенка, затратно. Но их ликвидация приводит к появлению проблем другого характера: как добраться до нового учебного заведения. На ее решение направлена федеральная программа «Школьный автобус», однако положение дел в этой сфере по-прежнему далеко от идеального.

Таким образом, образование представляет собой сложно дифферен­цированную систему формальных и неформальных статусов и отношений между ними. Оно всегда отражает характер социальной структуры общества и уровень его социально-экономического развития. Равно как выступает в качестве важнейшего фактора становления личности.