8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
Семь десятилетий государственного атеизма обусловили господство представлений о роли религии в российском обществе, как далекой от реального участия в решении его актуальных проблем.
Определяющее влияние церкви в деле воспитания юношества в начале ХХ столетия и наличие мощных религиозных молодежных организаций еще в 20-е годы (кстати, доминировали тогда объединения протестантской ориентации, например, Христомол объединял в 1928 году более 2 миллионов юношей и девушек), принимаются сегодня как просто исторические факты.
Между тем, за последнее десятилетие ситуация в России существенным образом изменилась.
Еще в середине 1980-х годов, по данным массовых опросов, уровень религиозности молодежи фиксировался в пределах 1-2% (для взрослого населения - около 10%). В конце 1990-х годов ситуация радикально меняется: о своей принадлежности к верующим заявляют 32,1% молодежи (34,9% взрослого населения), в то время как атеистами себя считают только 14,6% (среди взрослых - 13,5%).1 Конечно, аудиторией этих опросов стали разные группы (поскольку юноши и девушки конца 90-х были детьми в середине 80-х), но довольствоваться таким наивным объяснением было бы не слишком ответственно.
Правильным будет описать ситуацию в пределах доступной информации, с тем, чтобы затем обратиться к более глубокому анализу. Такое описание может быть сделано следующим образом: безрелигиозное общество стало формально религиозным. В принципе, если бы конфессиональные организации поставили перед собой задачу стопроцентного «охвата» молодежи (как в советское время комсомол), то они могли бы ее решить. Существенно, однако, не это, а те реальные поведенческие установки, которые стоят за формальным прокламированием своей принадлежности к той или иной конфессии, поскольку именно от них зависит понимание задач взаимодействия с конфессиональными организациями.
Прежде всего, очевиден разрыв между двумя типами самоидентификации. Молодежь в подавляющем большинстве заявляет о принадлежности к традиционным религиозным объединениям (порядка 4/5 - к православной церкви, около 1/10 - к исламу), в то же время, не проявляя той же уверенности в определении своей мировоззренческой принадлежности.
К православным относят себя 56,2% в группе колеблющихся в выборе своего отношения к вере в Бога, 24,1% верящих в сверхъестественные силы (то есть, собственно, еретиков с точки зрения ортодоксального православия), и даже 2,1% не верящих в Бога вообще. Православный атеист - действительно символический нонсенс нашей эпохи.
Во всех этих случаях речь идет отнюдь не о раздвоении личности. Мы имеем дело с людьми, для которых церковная общность – однозначно, общность социальная. Однако, с позиций действительно верующих, Церковь - тело Господне, град Божий, противопоставленный царствию земному. Не вдаваясь в мистические толкования, или анализ патристики, начиная от Августина, достаточно указать на чисто формальное соображение: абсолютное большинство провозглашающих себя принадлежащими к православной церкви с позиций самой церкви являются отлученными от нее, поскольку в течение года и более не принимали участия в таинстве причастия (чему необходимо предшествует исповедь). Между тем, регулярно посещают церковь всего 3,2% православной молодежи (этот показатель существенно выше у мусульман - 13,3 % и особенно у протестантов - 57,1%); систематически находятся в кругу конфессионального общения лишь 4,4 % молодых людей. Несущественным это может казаться только атеисту.
Основой принадлежности к любой конфессии выступает именно принятый в ней Символ веры. Между тем, по данным опросов, к колеблющимся между верой и неверием относят себя 32,7% православной молодежи, 30% мусульман, 14,3% протестантов. Однако уважение к своим национально-конфессиональным традициям вовсе не переходит в готовность беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных руководителей. Тем интереснее проследить, каким видится место религиозных организаций нынешней молодежи в новых условиях общественно-политической жизни России. Так, на вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны?», ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%, 24,0%, 59,7%).
Парадокс этот имеет простое объяснение: к сожалению, молодежь воспроизводит все те же установки относительно необходимости господствующей идеологии, будто бы «необходимой» для нормального функционирования общества. Между тем, история дает довольно примеров попыток построения «царства Божия на земле», и все они имели самые гибельные последствия. Подлинно религиозное мироощущение предполагает не строгое осуществление в земной жизни заповедей (что принципиально невозможно), а именно понимание этой жизни, как грешной, неправедной, противопоставленной жизни вечной. Именно этот подход, при всей его кажущейся иллюзорности, на деле оказывается единственно продуктивным.
Популярность этого тезиса в общественном мнении молодежи подтверждает и то, что в поддержку духовно-нравственной деятельности религиозных организаций выступают представители всех мировоззренческих групп (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а так же конфессиональных групп (православных -56,0%, мусульман - 60,0%, католиков - 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов -50,0%).
Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к разным аспектам политического бытия конфессий, в том числе государственно-церковным отношениям. Интересно в этой связи проследить, насколько уважительно в стране, где Конституция провозглашает светский характер государства, равенство конфессий перед законом, верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Разумеется, тут перекрещиваются интересы различных религиозных организаций, поэтому восприятие и трактовка этой проблемы не могут быть одинаковыми. И все же население, в том числе молодое, не соглашается с идеей исключительности одной религии. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство религий перед законом, независимо от их вероучения и истории, поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.
Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями - около среднего значения по молодежной выборке 40%.
В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при полном отказе от этого респондентов-мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий нашла более значительную и довольно дружную поддержку, хотя и с разными показателями, у 37% православных, 44% буддистов, 57,1% протестантов, 70% иудеев, 80% мусульман.
Однако, в представлениях молодежи, это равенство распространяется только на традиционные религии. Так, 23,2% молодых людей допускают ограничение новых конфессий, что меньше, чем среди взрослого населения, где этот показатель составляет 28,2%. Здесь мы видим один из немногих примеров, когда молодежь проявляет большую сдержанность и толерантность. Это тоже является свидетельством приверженности не столько официальной линии патриархата, сколько все той же советской традиции, привычно разделяющей легитимные и нелегитимные процессы.
Это же проявляется и в электоральном поведении молодежи. Большинство молодых людей, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы последние четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции. Так на парламентских выборах в декабре 1995 года «Христианско-демократический союз - христиане России» набрал лишь 0,3% голосов электората, общероссийское мусульманское движение «Hyp» - 0,6%, а общественно-политическое движение «Союз мусульман России» не смогло собрать подписи для участия в выборах. На этом фоне, безусловно, мудрой оказывается жесткая позиция патриарха, закрепленная в соборных решениях, безоговорочно запрещающая православным священнослужителям любое участие в политической деятельности.
Обратимся далее к кругу вопросов, раскрывающих взаимоотношения конфессионально-мировоззренческих факторов с социально-экономическими установками и ориентациями молодежи. В частности, ответы во всех мировоззренческих группах - будь то верующая, колеблющаяся, индифферентная или неверующая молодежь - выявили общую тенденцию: тех, кто считает, что проиграл от проводимых в России реформ, значительно больше, чем тех, кто считает, что выиграл от них. Однако среди верующих в Бога это противоречие менее острое: выигравших - 13,6%, а проигравших - 20,4%, среди неверующих соответственно 12,5% и 33,8%. Еще более разительны ответы на вопрос: проводятся ли нынешние реформы в России в интересах молодежи, будущего страны. В различных мировоззренческих группах они отличаются глубокой убежденностью в том, что реформы не соответствуют интересам молодежи и будущего страны. Так считает 46,6% верующих в Бога молодых людей, 43,6% колеблющихся, 49,0% верующих в сверхъестественные силы, 53,7% неверующих.
Примечательно, что на фоне отсутствия среди значительной части молодежи оптимизма относительно судьбы своей страны, верующие все же чуть менее пессимистично оценивают перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.
Более сдержанна позиция молодых верующих по другим проблемам. Например, в ответах на вопрос, нравится ли им в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочно «да» ответили 9,2% верующих и 6,8% неверующих. Сравнительно большая склонность и тяга верующей молодежи к спокойному образу жизни, вечным жизненным ценностям проявилась и в том, что среди достижений желаемого в различных сферах наибольший интерес у нее, впрочем, как и у всей молодежи, вызывают получение хорошего образования, создание счастливой семьи, занятие любимым делом.
Общей характеристикой религиозности молодого поколения может служить ее не церковный и пассивный характер. Примерно половина посещает церковь 1-2 раза в год, но и это, скорее, реализация причастности к праздничной обстановке Пасхи или другого из двунадесятых праздников, а не систематическое подтверждение принадлежности к общине верующих.
Итак, религиозность молодежи имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей существует довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся – колеблющихся между верой и неверием, а так же индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. В литературе проводится аналогия между этим состоянием в России и тем, что Томас Лукман определил как приватную религию, или невидимую церковь. В наших условиях это проявляется в том, что молодежь, выросшая в отрыве от православных традиций, верит в возможность личного общения с Богом без посредничества церкви и священников. Безусловно, современное молодое поколение может оказаться более восприимчивым к религиозной идеологии. Однако здесь необходимо учитывать двухсторонний характер социального взаимодействия церкви и молодежи: воцерквление юношей и девушек, их объединение вокруг епархий может содействовать «ювенизации» церкви, то есть ее обновлению и нежелательным для иерархов преобразованиям.1
Поэтому природа неформальной религиозности российской молодежи отлична от западных практик и требует фундаментального изучения. И немаловажную роль здесь должен занимать вопрос о связи молодежи с различными религиозными сектами.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.