logo search
vasilik_communikation

Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 474 475

В современной структуре массовой коммуникации СМИ при» няют различные способы, качественно улучшающие процесс и| формационно-потребительской деятельности. "'

Поскольку эффективность массовой коммуникации зависит цели, которую ставят создатели информационных сообщений, сами эффекты МК могут быть как позитивными, так и деструкт ными для общества. Как уже было отмечено, массовая коммувд ция проникает во все сферы человеческой деятельности, в резул тате чего изменяются привычные образы поведения и самое нания людей, что нередко приводит к трансформации или да «патологизации» многих социальных процессов и явлений (ре циализация индивидов, формирование новых социальных инст* тов и ценностей, изменения в политической системе рбщес и др.). Кроме того, в реальных условиях практически невозмоэ отделить опасные для психики человека и общественной безог ности заведомо деструктивные приемы СМИ,от многих програ которые не представляют потенциальной угрозы для болыыинс]

Пытаясь оценить массовую коммуникацию с точки зрения значимости для общечеловеческого прогресса, многих исследо^ телей можно условно разделить на «оптимистов» (Д. Белл, М. М люэн, П. Козловски и др.) и «пессимистов» (Т. Адорно, Э. Фрол Б. Розенберг и др.).

«Оптимисты», например Белл, считают, что современна общество объединяет индивидов прежде всего на основе «новой ,1 родной культуры», поскольку с появлением радио, телевиден! газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в сощ менном обществе появляется единая система идей, образов и р влечений, предоставляемых вниманию широких народных ма Понятие «культура», означавшее когда-то моральную и интелле» альную утонченность и высокий уровень развития искусств, сег ня существенно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всего социума. В настоящее время, согла Беллу, к СМИ перешла воспитательная функция, теперь «хорош! манерам» большинство населения учится не в элитарных школа с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют (} мированию особых манер, вкусов, моды и развлечений у соврем^ ных людей. Поэтому СМИ делают свои аудитории полноправным участниками культурных, социальных и политических процессе! приближая обывателей к выдающимся личностями современ»! эпохи и делая их участниками многих событий.

«П е с с и м и с т ы» обычно приводят следующие аргументы: ^- вследствие широкого функционирования массовр-коммуник

онных процессов в обществе осуществляется «массовиза!

культуры, результатом чего являются частичная или полная ут­рата многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднение общества;

^- СМК навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и социальной организации. При­чем, согласно Розенбергу, даже если СМИ пытаются воспиты­вать и образовывать общество, они предлагают в качестве иде­альных образцов поведения нереальные модели и нереальных персонажей, которые уводят аудиторию из обыденной жизни в мир грез;

^ слепое копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, при­водит к утрате традиции, когда на смену испокон веков сущест­вовавших в данной социальной системе ценностей приходят суррогатные идеи. Розенберг утверждает, что никакое общество в действительности не готово к простому копированию или ис­кусственному переносу на свою почву ценностей, создаваемых СМК в'угоду своей собственной выгоде;

Д часто искусственно занижают планку интеллектуального и ду­ховного развития для всего общества. Не случайно в США теле­визоры стали называть «видеотами» (от игры слов «видео» и «идиот»), а в Англии — «кретинометрами»;

^ СМК заменили реальную демократию на «телекратию», где по­литика осуществляется не в органах государственной власти, а на телестудиях. Век телекратии ознаменован театрализацией по­литического процесса, т.е. подменой политической борьбы, идеологией защиты интересов избирателей иллюзорными ре­портажами и политической рекламой.

Прямо или косвенно СМК изменяют не только общество как со­циальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. По­добные трансформации в наши дни еще невозможно оценить одно­значно, но уже сегодня становится понятно, что проблема инфор­мационно-психологической безопасности личности в эпоху господ­ства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для Политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и Для каждого современного человека.

Оказывая серьезное влияние на общественное мнение, СМИ на­чинают осуществлять управление широкими массами, заменяя соб­ственно политиков и политические организации. Подобное господ­ство СМИ над общественным сознанием объясняется также и Трансформацией социально-психологической природы современ­ной личности. Дело в том, что, по мнению А. Тоффлера, в конце