Глава 13. Политическая коммуникация 514 13.1.'Понятие политической коммуникации 515
ции были ограничены. Роль таких средств выполняли главным разом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной письменной форме политическую информацию: королевски! указы и распоряжения, письма наместников и т.п. Изобретение распространение в XIX — XX вв. телеграфной и телефонной радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся муникативные потребности государств, но и произвело настоя! революцию в политике. Можно утверждать, что существует пряма зависимость степени развития гражданского общества от плотнс ти и открытости коммуникации: ее плотность порождает возмоя ность коллективного действия, и чем плотнее информационное I общение между его участниками, тем действия эффективнее, те» эффективнее общественное управление политическими проце сами.
Политическая коммуникация выступает своеобразным социа но-информационным полем политики. Ее роль в политическс жизни общества сопоставима, по образному выражению франь ского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека.
Изучение политической коммуникации восходит к Платону, ни начало современным изысканиям положили исследования прог* ганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окон» ния. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и об тов политической коммуникации, анализу средств передачи сое щений, их содержания, а также воздействия сообщений на их пол чателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и I термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Выделение исследований политической комл , кации в самостоятельное направление на стыке социальных и пол тических наук было вызвано демократизацией политических щ: цессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетиче кой теории, возникновением и возрастанием роли новых коммун* кационных систем и технологий.
Основателями общей теории политической коммуникаг: были представители двух американских научных школ: 1) сторс ники так называемого кибернетического направления в анализе < циальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структуры»: функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.)'*
Впервые политическую систему как информационно-коммут тивную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс равления есть процесс власти, основанием которого выступа коммуникация».
Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами црохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление решений с учетом обратной связи.
Политическая система принимает информацию через так называемые рецепторы (внешнеполитические — информационные службы и др., внутриполитические — центры изучения общественного мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнивается с уже имеющейся информацией и оценивается с позиций ценностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает решение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по. «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.
В модели Г. Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.
Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния политической системы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.
Специфическая роль принадлежит функции политической коммуникации, обеспечивающей распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической ком-
зз-
516 517
13.2. Структура, средства и модели политической коммуникации
муникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабил ности.
Представители структурно-функционального подхода, рассматрц вающие политическую коммуникацию как одну из функций пол» ческой системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенное политической информации, ее мобильности, объема, направлен ности.
В современной науке существует несколько подходов к понят «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следуй*! щие:
•ф- политическая коммуникация — это постоянный процесс перел чи политической информации, посредством которого полк ческие тексты циркулируют между различными элементами п« литической системы, а также между политической и ми системами (Л.Р. Посикера);
•ф- политическая коммуникация подразумевает не односторонт направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, кс рые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);
•ф- политическая'коммуникация — это процесс передачи политиче
кой информации, благодаря которому она циркулирует от однс
части политической системы к другой и между политической
системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг).
В целом политическую коммуникацию можно определить как процес^
информационного обмена между политическими акторами, осуществ
мый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс является передача, перемещение, оборот политической инфор* ции, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественна практической деятельности обмениваются (собирают, храня перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, со! альные группы, слои, классы. Политическая информация предсг ляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах) событиях политической сферы общества. С ее помощью передав ся политический опыт, координируются усилия людей, происхо^ их политическая социализация и адаптация, структурируется пс тическая жизнь.
Важным аспектом политической коммуникации является еловой аспект взаимоотношений между субъектами полит путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее ое
ществление. При использовании различных коммуникативных моделей передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков.
Первый уровень обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация). Второй уровень — образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.
Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.
Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:
-ф- информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах поли-' тической системы и их функционировании);
-ф- регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);
-ф- функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения);
-ф- манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).
13.2. СТРУКТУРА, СРЕДСТВАМ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя.
519 518
1В.2. Структура, средства и модели политической коммуникации
Под средствами политической коммуникации понимаются опред^ ленные организации и институты, функционирующие в рамках ее циалыюй и политической систем, с помощью которых осущест ется процесс обмена информацией. Некоторые исследователи носят к средствам также коммуникативные действия или ситуаций^! группы или отдельных индивидов, способствующих обмену инфор»! мацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосреД-| ственному, немедленному или протяженному во времени).
Р.Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политичесч! кой коммуникации, основанные на использовании различш средств: 4- коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.) »|
электронные средства (радио, телевидение и т.д.) массовой
формации;
-ф- коммуникация через организации, когда передаточным звено^Д служат политические партии, группы интересов и т.д. В настоя^! щее время с полным основанием сюда следует включить разветч! вленную сеть научных и научно-информационных учреждений^! объектом деятельности которых выступает изучение политик и накопление политической информации. Научно-информацй^! онная инфраструктура широко развита и представлена научны-Д ми институтами, центрами, консультационными службами;
-ф- коммуникация через неформальные каналы с использованием^
личных связей.
В политологии различают два вида политической коммуникач! ции: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются'! между относительно рядоположенными институциональными понентами или социальными акторами (между разными элитными"| группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядо^ выми гражданами), и вертикальный, когда отношения уста-а навливаются между различными иерархическими уровнями макро-! политической структуры, как, например, это происходит в случае! требований различных групп электората к правительству путем;! декларации политических партий по поводу коррекции курса соци альной политики. *
При исследовании эволюции способов политической коммун»*! кации основной акцент делается на анализ отношений управляю-1 щих и управляемых в коммуникативном плане. Французский ный Ж.М. Коттрэ предложил рассматривать их в следующей пара*:! дигме:
-ф- отношения идентичности: управляющие идентичны управ-1 ляемым;
-ф- отношения включения: все управляющие являются членами политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга. Эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих' и управляемых;
-ф- в условиях расширения политического общества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения. Класс управляющих частично отделяется от класса управляемых (рис. 13.1).
— Управляющие —
Средства
массовой
информации
III
Референдум, выборы
Политические
и неполитические
организации
III
— Управляемые —
Рис. 13.1. Модель Ж.М. Коттрэ (Источник: Со1Ш].-М. Соиуегпап1з е1 доиуегпез: Ьа соттишсаиоп роН(^ие. Р., 1973. Р. 7—13).
В ряде моделей политической коммуникации обращают внимание на роль элиты, которая осуществляет свою власть над остальной частью общества не непосредственно, а через промежуточные звенья — бюрократический аппарат и средства массовой коммуникации. На рис. 13.2 приводится модель К. Сайне, согласно которой между такими элементами политической системы, как элита, бюрократия и массы, происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают «вниз» информацию, способствующую укреплению их собственной легитим-ности.
———— Элиты ———
Прямая коммуникация
Непосредственная обратная связь
III
Промежуточные группы
III
- Первичные группы -
Рис. 13.2. Модель К. Сайне
(Источник: 5гппе К. Соттишсаиоп: М১ РоНи'са! ВеЬауюг // РоНнса! Соттишсаиоп 155ие5 апс! $1га1е{г1е$ Гог КезеагсЬ. Уо1. 4. Ь., 1975)
520 521
13.2. Структура, средства и модели политической коммуникации
Вместе с тем было бы неверно анализировать коммуникац* ные отношения только по вертикальному принципу: правя! элиты — управляемые массы. Чем демократичнее общество, те» большее значение приобретает горизонтальный уровень обмен потоками политической информации, сопряжение господствующ го коммуникационного потока, инициируемого государством, с'ивЦ формационнымй потребностями и приоритетами гражданского < щества, формирующимися на более широкой ценностной основе.*'!
Кроме того, следует учитывать влияние новых электрон! средств связи, которые делают привычным набор услуг телеком* никационной сети, позволяющей своим пользователям более ев бодно отправлять и принимать информацию и личного, и общес^Ц венного характера. Так, имея персональный компьютер, сопряжеци ный при помощи специальных устройств — модемов с телефонной сетью, индивиды могут не только общаться друг с другом, но и лс| лучать в зависимости от их желания или потребностей необхс мую информацию из какого-либо банка данных. Наряду с этим иоЦ пользование электронной почты, телефакса, мобильных телефо»! нов и других новейших средств способствуют усилению межлич-1 ностного взаимодействия.
Сущность изменений в области политической коммуникации,,! которые позволяют (по крайней мере в принципе) преодолеть до-| минирование и жесткий контроль отправителя информации над| адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модем лей альтернативных видов движения информации.
Модель вещания предполагает распространение информации из| центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуая! ция встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-.! либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопередачу чи, когда некоторое сообщение одновременно принимается доста точно большим числом людей, находящихся в разных Местах, рактерными чертами данной модели как типичной односторонне коммуникации являются относительно малая возможность личнойЦ обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то об-* стоятельство, что время и место коммуникации определены отпра-;| вителем.
Диалоговая модель относится к случаю распространения информа-1 ции в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются не-| посредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного! обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от про-1 стой личной переписки и телефонных переговоров до использова-]
ния Интернета и электронной почты. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает участия и более двух сторон (например, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т.д.). Однако увеличение числа участников и, в частности, появление «ведущего» приводят к сближению данной модели с моделью вещания.
Консультационная модель также соотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, работая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой.
Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.
В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культур-ными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распро-
- Часть I
- 1.1. Предмет теории коммуникации
- Б1бл1ятэка белдзярж- ун1верс1тэта
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Глава 2. Истоки и основные этапы развития теории коммуникации
- 2.2. Современные концепции коммуникации
- 2.3. Теории массовой коммуникации
- Глава 3. Коммуникационный процесс 128 129 1. Структурные модели коммуникации
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс 3.3. Коммуникативные барьеры 155 154
- Глава 3. Коммуникационный процесс 156 3.3. Коммуникативные барьеры 157
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Часть II 5. Дайте характеристики основных элементов коммуникационного процесса.
- Глава 4. Вербальная коммуникация 167 166 4.1. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация 186 4.4. Речь как способ передачи информации 187
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация 192
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 194 5.1. Диалог 195
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 200 5.2. Монолог 201
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 210 211 5.4. Стратегия и тактика аргументации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация 6.4. Умение слушать 240
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация 244 6.4. Умение слушать 245
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 276 277 7.2- Навыки и умения письма и чтения
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 7.2. Навыки и умения письма и чтения 279 278
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 292 Контрольные вопросы 293
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 294
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 304 ;.2. Пара- и зкстралингвистические особенности невербальной коммуникации 305
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- 8.4. Жесты
- Глава 8. Невербальная комм)т!икация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 324 325 8.6. Позы и походка
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 334
- Часть III
- Глава 9. Межличностная коммуникация 338 9.1. Понятие межличностной коммуникации 339
- Глава 9. Межличностная коммуникация 340 ул. Понятие межличностной коммуникации 341
- Глава 9. Межличностная коммуникация
- Глава 9. Межличностная коммуникация
- Глава 9. Межличностная коммуникация 394 Выводы 395
- Глава 9. Межличностная коммуникация 396
- Глава 10. Коммуникация в малых группах
- Глава 10. Коммуникация в малых группах
- Глава 10. Коммуникация в малых группах 430 Литература 431
- Глава 11
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.1. Понятие массовой коммуникации 434 435
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 442 11.2. Струьтура и функции массовой коммуникации 443
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 451 450
- Глава 11. Массовая коммуникация 452 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 453
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 458 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 459
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 462 463
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 465 464
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 467 466
- Глава 11. Массовая коммуникация 468 11.3. Эффективность массовой коммуникации 469
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 472 473
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 474 475
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 478
- Часть IV
- Глава 12
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуннкациил) организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях 512
- Глава 13
- Глава 13. Политическая коммуникация 514 13.1.'Понятие политической коммуникации 515
- Глава 13. Политическая коммуникация 522 13.3. Электоральная политическая коммуникация 523
- Глава 13, Политическая коммуникация
- Глава 13. Политическая коммуникация 13.3. Электоральная политическая комм)гникация 526 527
- Глава 13. Политическая коммуникация 528 13.3. Электоральная политическая коммуникация 529
- Глава 13. Политическая коммуникация
- Глава 13. Политическая коммуникация 544
- Глава 14
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.3. Устная публичная учебная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.3. Устная публичная учебная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.4. Устная деловая публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация 562 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 563
- Глава 14. Публичная коммуникация 564 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 565
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация 14.5. Устная публицистическая коммуникация 571 570
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 15
- Глава 15. Межкультурная коммуникация 580 15.1. Понятие межкультурной коммуникации 581
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация 15.3. Формы межкультурной коммуникации 594 595
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Часть I
- Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина ....... 9
- Глава 2. Истоки и основные этапы развития теории
- Глава 3. Коммуникационный процесс .............................. 126
- Часть II
- Глава 4. Вербальная коммуникация ................................. 165
- Глава 5. Формы речевой коммуникации ............................. 193
- Глава 6. Устноречевая коммуникация............................... 224
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация ......................... 260
- Глава 8. Невербальная коммуникация .............................. 295
- Часть III
- Глава 9. Межличностная коммуникация ............................ 337
- Глава 10. Коммуникация в малых группах........................... 397
- Глава 11. Массовая коммуникация.................................. 432
- Часть IV
- Глава 12. Коммуникации в организациях ........................... 481
- Глава 13. Политическая коммуникация ............................. 513
- Глава 14. Публичная коммуникация ................................ 545
- Глава 15. Межкультурная коммуникация ............................ 578