logo
vasilik_communikation

1.3. Методы и функции теории коммуникации

отношение интенций у разных авторов (говорящих, пишущих) ока­зывается различным. В случае более острого конфликта преоблада­ющими становятся интенции, направленные на противника, в меньшей степени — на самого говорящего. Во всех случаях изуче­ние материала конфликтных взаимодействий оказывается удобным в силу «упрощенности» и «суженности» сознания рассерженного человека.

Социолингвистика изучает влияние социальных характеристик участников на протекание вербальной коммуникации, таких, как статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуни­кантов. Установлено, что влияние этих переменных на вербальную коммуникацию значительно и сказывается на выборе темы, языко­вых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированны­ми являются также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Поскольку многие виды дискурса прямо связаны с групповой принадлежностью и ролевы­ми отношениями партнеров, возникают специфические типы диа­лога — профессионально-деловые, бытовые, политические, жен­ские, мужские, молодежные и пр.

Актуальная проблема социолингвистики — коммуникативные барьеры (языковые, культурные и др.), затрудняющие общение между группами. Существуют социальные и культурно-специфичес­кие аспекты коммуникации, ограничивающие возможности взаи­мопонимания. Межгрупповое и межкультурное взаимодействия за­трудняются из-за различий в значениях знаков и действий, «соци­альной символизации», сигнализирующей о принадлежности к оп­ределенной группе и т.п. Исследуя коммуникативные барьеры, другие проблемы коммуникации в обществе, социолингвистика вы^ ходит на решение ряда практических проблем: эмиграции, меж­культурного взаимодействия в многонациональных государствах, международных отношений, культурного сотрудничества и т.д.

Помимо перечисленных в коммуникативистике используются и методы, применяемые при сборе эмпирических данных.

Метод наблюдения применяется при сборе предварительного ма­териала исследования и контроле полученных эмпирических дан­ных. При помощи этого метода могут быть выявлены нормы вер­бального и невербального взаимодействия, установлены коммуни­кативные средства, используемые коммуникантами в различных си­туациях и различных эмоциональных состояниях.

В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации раз­личают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изу­чаемой группой. Наблюдатель выступает здесь полноправным чле-

41

40

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.3. Методы и функции теории коммуникации

ном, он имитирует свое вхождение в определенную социальную среду, адаптируется к ней, наблюдая события как бы «изнутри». Главный недостаток связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы, в том числе и норм коммуникативного поведения. Исследователь риску­ет утратить необходимую нейтральность и объективность при от­боре, оценке и интерпретации данных. Невключенное на­блюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодей­ствия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом или незамет­но для исследуемого объекта, когда наблюдающий маскирует свои действия.

Пути повышения достоверности получаемых в результате на­блюдения данных связаны с использованием надежных способов наблюдения, технических средств фиксации объектов, трениров­кой наблюдателей.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-пси­хологического исследования структуры малых групп, а также лич­ности как члена малой группы. В равной степени он пригоден для коммуникативистики, поскольку основная задача социометрии — диагностика межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения и оптимизации.

С помощью социометрического метода, его специальных проце­дур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают спло­ченность, совместимость членов группы. Этот метод был разрабо­тан Дж. Морено для исследования эмоционально-непосредствен­ных отношений внутри малой группы.

Процедура социометрического измерения предполагает прове­дение опроса всех членов группы для установления их отношения друг к другу. Необходимо выявить тех, с кем каждый из членов груп­пы предпочел бы (выбрал) или, наоборот, не захотел (отклонил), участвовать в определенном виде деятельности или ситуации, т.е. установить все положительные или отрицательные связи в группе. Результаты опроса обрабатываются с использованием количествен­ных социометрических индексов, которые отражают характер внутригрупповых отношений и показывают степень сплоченности группы.

Данный метод имеет свои ограничения. Его наиболее сущест­венные недостатки: невозможность выявления мотивов межлич­ностных положительных выборов; вероятность искажения резуль­татов измерения из-за неискренности ответов испытуемых или вследствие влияния механизмов психологической защиты; социо-

метрическое измерение приобретает значение лишь при исследо­вании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Перечисленные выше методы отнюдь не исчерпывают методо­логическую базу теории коммуникации, но являются одними из наиболее широко ею используемых. Следует иметь в виду, что мето­дология теории коммуникации не может быть сведена к какому-то одному, пусть «очень важному методу». Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их механическое единство. Ме­тодология — сложная, целостная, субординированная система спо­собов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, на­правленности, эвристических возможностей, содержаний, струк­тур и т.п. Поэтому необходимо учитывать следующее:

•ф- ни один метод не является панацеей, «универсальной отмыч­кой»; «ни один методологический принцип не может исключить риска зайти в тупик в ходе научного исследования» (Приго-жин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 86);

•ф- каждый метод, как правило, применяется не изолированно, не сам по себе, а в сочетании с другими методами. Следовательно, конечный результат научной деятельности во многом определя­ется тем, насколько умело и эффективно используется эвристи­ческий потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех методов в их взаимосвязи.

Функции теории коммуникации. Как и в любой другой области знания, содержание теории коммуникации раскрывается через ее функции. К числу важнейших функций теории коммуникации могут быть отнесены следующие:

•ф- познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зацию. Отмеченные процедуры позволяют воспроизвести изу­чаемый объект, определить его границы, связи и элементы. Вместе с тем они способны дать лишь внешнее, поверхностное представление об объекте, недостаточное для объяснения его глубинных, сущностных черт. Именно поэтому, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия. Эти парадигмы должны быть, с одной стороны, доста­точно общими, чтобы охватить и объяснить процессы и меха­низмы коммуникации в природе и обществе в целом, а с дру­гой — достаточно конкретными, чтобы не упустить из виду ха-

42

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антропосоцлогснсз и социальная коммуникация

рактерные черты коммуникации в каждой из ее специфических областей. Таким образом, с помощью познавательной функции ищут ответы на следующие вопросы: что представляет собой коммуникативная реальность? Почему, в силу каких причин про­исходят те или иные коммуникативные явления? Почему им присущи эти, а не иные особенности?

Очевидно, что научная значимость концептуальных парадигм теории коммуникации находится в прямой зависимости от степени выражения в них реальных, а не воображаемых коммуникативных связей. Их разработка во многом зависит от методологической функции теории коммуникации;

•Ф- методологическая функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени он опирается на обще­философские методы, принципы, законы и категории, приме­няемые во всех областях научного знания, а также на общенауч­ные и частнонаучные приемы и процедуры, разработанные в ходе теоретического и эмпирического анализа коммуникатив­ных явлений в природе и обществе.

Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла. Она заключается в том, что теория коммуникации, поднимая наиболее общие вопро­сы, выступает теоретико-методологической основой для более частных коммуникативных дисциплин. Именно на уровне общей теории возникает и наиболее общая постановка той или иной ком­муникативной проблемы и определяются пути ее решения;

•^ прогностическая функция — одна из важнейших функций теории коммуникации. Она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; во-вторых, заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в об­ществе с целью определения их вероятных последствий и ре­зультатов;

•ф- практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации (с точки зрения выбора канала, объема и скорости передачи информации), выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации (пра­вильного выбора коммуникативных целей и подбора адекват-

ных коммуникативных средств и т.д.), учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса (условий среды коммуникации, возможностей используемых средств, спе­цифических характеристик коммуникатора и аудитории и пр.), организация и регуляция социальных процессов посредством коммуникации.

Практически-прикладной характер теории коммуникации нахо­дит свое выражение в повышении ее значимости в профессиональ­ной деятельности. Престиж коммуникатора, специалиста в области связей с общественностью в современных условиях становится все более высоким. Растущую потребность в такого рода специалистах испытывают политические, экономические, общественные, куль­турные институты, средства массовой информации, все структуры, заинтересованные в повышении своей репутации.

Перечисленные функции теории коммуникации отражают не только ее академический статус, но и тесную связь с практической деятельностью. Вследствие осуществления этих функций теория коммуникации выступает как наука действующая, а не умозритель­ная. Однако важно иметь в виду, что перечисленные функции тео­рии коммуникации не реализуются автоматически. Для этого нужна большая, кропотливая, активная и творческая совместная работа теоретиков и практиков в данной области.

1.4. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ И СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Антропогенез - процесс формирования Ното заргепз как биологического вида. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социаль­ный характер. Возникновение «человека разумного» означало, что и формы его коллективного существования постепенно стали обре­тать черты, характерные для сложившейся общественной органи­зации. В процессе социогенеза - становления и развития человеческого общества — эти черты получали все большее развитие и конкретное наполнение, свойственное каждой последующей стадии в эволю­ции социума.

Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза.

Человеческая психика имеет длительную историю развития. Спо­собы отражения действительности, средства коммуникации, меха­низмы регуляции поведения, деятельность современного человека, по предположению ряда палеоантропологов, формировались в те-

44

45

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антропосоцпогенез и социальная коммуникация

чение миллиона лет, начиная с четвертичного периода, ознамено­вавшегося появлением первых людей. Существует и другая пози­ция, призывающая ограничить историю вида Ьото кар1еп8 40-35 тыс. лет, в качестве критерия формирования человека рассмат­ривающая возникновение второй сигнальной системы и знаковой функции речи. Далее проводится краткий анализ путей развития средств коммуникации древних людей, позволивших им достигнуть уровня современного Ьото 8ар1еп5.

В конце XIX в. доцент Амстердамского университета Э. Дюбуа нашел костные останки, принадлежащие обезьяночеловеку прямо­ходящему (РиЬесатЬгорив егесСш). Питекантроп совмещал те­лесные особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Объем его черепной коробки (750 см3) превышал соответствующие показатели человекообраз­ных обезьян, хотя был значительно меньше, чем у современного че­ловека. Признаком, послужившим для отнесения найденного суще­ства к человеку, служили найденные рядом с ним древние орудия ТруДа _ эолиты — камни, на которых заметна обработка одного из краев, другой край удобен для захватывания рукой. Орудия труда являются характерной особенностью деятельности человека, отли­чающей его от обезьян. Создание таких орудий требовало опреде­ленного уровня развития средств взаимодействия, позволяющих не только закрепить полученные навыки в памяти одного индивида, но и передать их другим представителям вида. Предположительно, средства взаимодействия питекантропов имели сигнально-двига-тельный характер и основывались прежде всего на механизме под­ражания и имитации.

Следующим из найденных предков человека был пекинский с и -н а н т р о п. Этот человек жил, как и питекантроп, в первой полови­не четвертичного периода. Вместимость черепа синантропа превы­шала 1000 см3. Найдены свидетельства культуры синантропа - ка­менные орудия труда и остатки кострищ. Предположительно, си­нантропы имели довольно примитивное физическое строение, умели делать грубые каменные орудия, охотиться. Жили они груп­пами в пещерах, умели разводить и сохранять огонь, что коренным образом отличало их от питекантропов. Существуют доказательст­ва того, что синантроп использовал в пищу не сырую, а обработан­ную на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в таких условиях средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики, необходимость общения ночью требовала звуко­вых сигналов.

Питекантроп и синантроп были древнейшими людьми, живши­ми в доледниковый период. Ледниковая эпоха ознаменовалась по­явлением нового типа древних людей: неандертальцев и кро­маньонцев. Палеоантропологи предполагают, что неандертальцы относятся к первой половине и более поздним эпохам максималь­ного оледенения (200-35 тыс. лет назад), а кроманьонцы - ко вто­рой его половине.

Первые находки останков древних людей, принадлежащих к типу неандертальцев, сделаны в Европе в конце XIX и начале XX в. Древние останки неандертальцев были найдены и на терри­тории бывшего СССР — в Узбекистане. Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным надглазничным вали­ком. Объем черепной коробки превышал 1200 см3, однако лобные доли были относительно невелики и мозг имел ряд черт сходства с мозгом человекообразных обезьян. Строение костей нижних ко­нечностей показывает, что ноги еще не были вполне выпрямлены в коленных суставах. По-видимому, у них была довольно неуклюжая походка.

Как и синантропы, неандертальцы обитали в пещерах. Остатки других зверей показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, в то время как более древние люди добывали пищу в большей степени собиранием плодов и корней. В процессе охоты они напа­дали на животное сообща, убив его, разрезали кожу каменными ору­диями, срезали мясо, раздалбливали кости. Предполагают, что шкуры животных неандертальцы использовали для укрытия тела и для подстилок. Значительно усложнилась техника ведения хозяйст­ва. Происходило дальнейшее разделение труда и выделение наибо­лее опытных охотников для управления первобытным стадом.

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и лучше обрабатывались. В раскопках найдены ручные рубила, у ко­торых обработанный конец мог служить как ударный, колющий и режущий инструмент.

Усложнение коллективных действий и общественных взаимоот­ношений повлекло за собой появление новых средств общения. По­лагают, что именно у неандертальцев начала формироваться члено­раздельная речь.

Находки древних захоронений наводят палеоантропологов на мысль о наличии у неандертальцев культовых погребений.

Психологический анализ приведенных фактов позволяет сде­лать предположение о довольно высоком уровне психического раз­вития неандертальцев. Их орудия труда свидетельствуют о специа­лизации членов группы, разделении ответственности за выполне­ние различных задач и, следовательно, о наличии различных спо-

47

46

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антрогюсоцпогене:» и социальная коммуникация

собностей для их выполнения. Они могли ставить задачи и плани­ровать коллективные действия для их решения, прогнозировать бу­дущее развитие событий.

Немецкий специалист, автор труда «Пробуждающееся мышле­ние: у истоков человеческого интеллекта» Ф. Клике пишет: «При обучении конкретным способам применения и изготовления ору­дий решающую роль играют пространственные представления и способность к подражанию. Это предъявляет серьезные требова­ния к наглядно-образной памяти. Но подлежащие таким образом сохранению конкретные описания тех или иных ситуаций чрезвы­чайно многочисленны. Возможно, с необходимостью запоминать все это связан факт сильного увеличения головного мозга неандер­тальцев».

Наличие культовых захоронений можно расценивать как доказа­тельство существования традиций и самосознания, которые осно­вывались на представлениях о «загробной» жизни.

Учеными не выработано единого мнения о том, является ли не­андерталец непосредственным предком современного вида Ното 8ар1еп5. К примеру, М.Ф. Нестурх считает, что человек эволюциони­ровал последовательно от типа неандертальцев к кроманьонцу и затем к современному виду (см.: Нестурх М.Ф. Происхождение чело­века. М., 1970). По мнению Ф. Кликса, неандертальцы представля­ли тупиковую ветвь эволюции. Существует предположение, что чрезмерное развитие наглядно-образной системы переработки ин­формации в ущерб логико-понятийному механизму привело к от­теснению и исчезновению неандертальцев. Их вытеснил более раз­витый человек кроманьонского типа, положивший начало диффе­ренциации линий развития, которая имела выраженный регио­нальный характер.

Человек верхнего палеолита — кроманьонец — отличался телесным строением, приближающимся к современному человеку. Его череп имел прямой лоб, надбровные дуги вместо надглазнично­го валика, подбородочный выступ. Он умел изготавливать с по­мощью отжимной техники сложные орудия не только из камня, но и из кости и рога. Важным шагом вперед являлось умение изготов­лять составные орудия.

В условиях потепления, наступившего вслед за периодом макси­мального оледенения, кроманьонцы часто использовали открытые стоянки. Они начали охотиться на диких лошадей и зубров, что требовало как специализации, так и организации коллективных действий для достижения результата.

У кроманьонцев было более высокое, чем у первобытного неан­дертальца, социальное объединение — род. Регуляция поведения на

уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции.

Переход от палеолита к неолиту был связан с изобретением лука, приручением собаки. К этому периоду относятся находки ору­дий, разрисованных цветными узорами, что является свидетельст­вом возникновения знаковой культуры.

По-видимому, кроманьонец в своем развитии преодолел барьер, разделяющий животное и человека. Он владел конструк­тивными приемами изготовления и применения орудий. Совер­шенствовался процесс разделения труда: все большее значение приобретали операции, продиктованные не прямым биологичес­ким мотивом, но имеющие промежуточный результат для дости­жения общей цели. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становился самостоятельной целью. Постепенное на­копление коллективного опыта привело к потребности в обуче­нии подрастающего поколения. Расширение первобытной комму­ны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. Социальные мотивы деятельности становились более сильными, чем биологические: решение могло быть приня­то в пользу интересов рода вопреки голоду и жажде, стремлению к безопасности и сохранению собственной жизни. В процессе таких преобразований развивались способы коммуникации, со­вершенствовались функции речи.

Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев, исследовавший меха­низмы развития средств коммуникации человека, доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве регу­ляторов взаимодействия работают механизмы имитации и интер­дикции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущи­ми механизмами становятся суггестия и контрсуггестия.

Основные функции суггестии заключаются в подавлении по­ведения, непосредственно связанного с потребностями индивида, и пробуждении поведения, направленного на интересы взаимодей­ствия. Суггестия — один из наиболее архаических механизмов уп­равления. Основной ее принцип сводится к формуле «приказ — вы­полнение». В связи с этим предполагается, что древние слова были глаголами, интердиктивными и императивными, побудительными и повелительными. Суггестивный уровень общения — это уровень онтологии, бытия, являющийся только предпосылкой для развития нового, гносеологического уровня.

В процессе эволюции сформировался контрсуггестив­ный механизм регуляции, заключающийся в отказе от непосредст­венного выполнения суггестии. По словам Поршнева:

49

48

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антропосоциогенез и социальная коммуникация

В поступательном ходе всемирной истории происходили один за другим качест­венные сдвиги в отношениях между словами и вещами. Контрсутгестия побеждала суггестию, вещи побеждали слова. Это принадлежит к очень глубоким чертам исто­рии как единого процесса. Сдвиги начались вместе с ранними стадиями развития труда и производства, но они становятся наиболее отчетливыми с утратой трудом и материальной жизнью своей традиционности и квазинеподвижности. Так в процес­се эволюции появился новый контур регуляции поведения, обеспечивающий разви­тие познания, созидания нового знания. <Однако контрсутгестия не является завер­шающей стадией развития механизмов взаимодействиях История человеческого общества насыщена множеством средств пересечения всех и всяческих проявлений контрсуггестии. Всю их совокупность я называю «контрконтрсуггестия». Сюда включаются и физическое насилие, сбивающее эту психологическую броню, кото­рой защищает себя индивид, и вера в земные и неземные авторитеты и, с другой стороны, принуждение послушаться посредством неопровержимых фактов и логи­ческих доказательств (Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 11, 197).

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представи­телей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

•ф- познания окружающего мира, инструментом мышления, позво­ляющим присваивать образам определенные значения и знаки;

•ф- передачи накопленного знания и опыта;

•ф- регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побужде­ния к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематиза­ции и организации ответных действий;

•ф- внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

Развитие технических средств коммуникации. Возникнове­ние человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в комму-никативистике нередко называют «первая коммуникативная рево­люция». Язык стал основным средством общения и передачи ин­формации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, те­лефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не ума­ляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообще­ний: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке комму-никативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансфор­мировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компью­терные.

Письменность. Возникновение письменности, положившее нача­ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется при­близительно 3-м тысячелетием до н.э.

Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ­ные предметы (например, стрела или меч могли означать объявле­ние войны, а зеленая ветвь — предложение мира; разновидностью предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распростра­нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли­чество узелков соответствовало количеству животных.

Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пикто­графии простые изобразительные знаки, иногда способные вы­зывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каж­дый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Оче­видно, что овладение иероглифическим письмом требует немалых усилий по заучиванию многочисленных иероглифов.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение ф о -нетического письма, в котором особым символом обозна­чался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. Когда мы говорим, мы произносим сравнительно немного сущест­венно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необ­ходимых для их обозначения, невелико. Такое письмо оказалось эф­фективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить ты­сячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто ис­пользовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э.) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками. Гласные отсутствуют и в древних рукописях других наро­дов. Греки к согласным добавили гласные буквы. Ко II в. до н.э. сло­жился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-гер-манских народов, а также балтийских и некоторых славянских (по­ляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с не­большими изменениями сохранился до настоящего времени. Он

4 - 7621

50

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антропос оцпогенез и социальная коммуникация

был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славян­ской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. сла­вянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослу­жебные книги.

Церковно-славянский язык в его древнерусском варианте также характеризовался высокой степенью сжатости: часто встречаю­щиеся слова сокращенно записывались в религиозных текстах всего несколькими буквами, подобно тому, как мы в настоящее время пользуемся аббревиатурами вроде ООН, ЮНЕСКО, РФ, СНГ и др. Чем больше было распространено то или иное слово, тем ско­рее оно угадывалось и тем меньше о нем требовалось сообщать.

Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом ва­рианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на матери­альном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди по­лучили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомить­ся с классическим литературным и философским наследием про­шлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно предста­вить, насколько оно превысило возможности человеческой памя­ти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, бы­стрее стало меняться само общество.

С возникновением письменности человечеству пришлось ре­шать еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригод­ных для письма. Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на Руси) обладали одним существенным недо­статком — делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст.

Современные историко-культурные исследования показывают, что древние римляне были, вероятно, первыми, кто преодолел эту трудность: они покрывали деревянные дощечки воском и затем вы­резали в нем свои тексты. Чтобы внести изменения в написанное, разглаживали воск, а на разглаженной поверхности писали исправ­ленный текст. Адресат мог прочесть его и написать ответ на той же восковой табличке, предварительно разгладив воск. Так возникла двусторонняя система посланий, вполне в духе современного факс-

аппарата (условным прообразом которого можно считать восковую табличку).

Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папи­русную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отме­лях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверх­ность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумаж­ным производством.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило пере­ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель­но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо­графским способом, стала достоянием широкого круга читателей.

Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в 1ермании И. Гутенбергом (1399—1468), а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутен­берг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев; более того, некоторые специалисты утверждают, что печать с на­борных матриц была открыта в 1олландии раньше, чем в 1ер-мании.

Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал на­чало «эры Гутенберга». Данный термин, широко используемый в со­временной коммуникативистике, был предложен известным канад­ским ученым Г.М. Маклюэном (столь же часто используется и дру­гой его термин «Галактика Гутенберга») для обозначения одного из трех выделенных им этапов в развитии цивилизации наряду с воз­никшим ранее письменным и современным, основанным на элек­тронных аудиовизуальных массмедиа.

Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке — «Апостол».

Изобретение Гутенберга использовалось практически в неиз­менном виде вплоть до конца XVIII в. В начале XIX в. на смену пе­чатному станку пришли печатные машины, обладающие значитель­но большей производительностью. В 1866 г. У. Буллоком была со­здана ротационная машина, печатающая одновременно на обеих сторонах бумажного полотна и потому исключительно удобная для выпуска газет. Спустя два десятилетия в США появилась строкоот-

52

53

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антропосоцногенез и социальная коммуникация

ливная машина - линотип, а в 1897 г. - буквоотливная наборная ма­шина - монотип, значительно облегчающая корректуру и верстку. Бурное развитие полиграфической индустрии охватило весь мир. Так, в России в 1913 г. было 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. человек (см.: Соколов А.В. Эво­люция социальных коммуникаций. СПб., 1995. С. 130).

Промышленное производство книг повлекло за собой значи­тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра­мотного населения; книга стала с самого начала «невежества тем­ность прогоняти» (С. Полоцкий), будучи средством не только рели­гиозного, но и светского просвещения. Во-вторых, развитие книго­печатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бу­мажной промышленности.

С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных кон­тактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.

Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так воз­ник мощный канал массовой коммуникации — пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул «четвер­той власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством, а в некоторых странах, например в России в XIX в., становится центром культурного и литературно-публицистическо­го процесса. Таким образом, к началу XX в. в «Галактике Гутенбер­га» в равной степени представлены как книжное, так и газетно-жур-нальное производство.

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная револю­ция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Согласно концепции Маклюэна, она-знаменовала конец «эры Гутенберга» и начало перехода от условных печатных знаков к возрождению естественной устности, характерной для до-письменной культуры, но основанной на новейших радиотелевизи­онных средствах связи.

Естественность новых средств связи Маклюэн видел в «элек­тронной устности» с ее слуховизуальным воздействием на людей, тогда как печатная культура, по его мнению, воспитывала искусст­венное, линейное, одномерное восприятие мира (основанное на принципе бегущей строки), лишенное зрительной и акустической многомерности и натуральности. Провозглашая конец «эры Гутен-

берга», Маклюэн расчищал путь идеям «новой грамотности» — элек­тронной, аудиовизуальной, взамен традиционной, основанной на печатном слове.

Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, бла­годаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.

Начало было положено созданием техники телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу» (природ­ный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реали­зовано оно было лишь в XIX в.

В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный теле­графный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную пере­дачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе (1791—1872) — американский портретист, переквали­фицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистан­ционную передачу сообщений с использованием специального дво­ичного кода — «азбуки Морзе». В 1844 г. Морзе со своей группой за­вершили проведение телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором и через нее азбукой Морзе было отправлено знамени­тое послание «Что сотворил Бог?» т- первое послание, отправлен­ное по первой общественной телеграфной линии в мире. В 1851 г. для связи начали использовать подводный кабель, проложенный под Ла-Маншем, а в 1866 г. и Трансатлантический кабель, проло­женный между Европой и Америкой. По этим кабелям передавали телеграфные сообщения, а после изобретения телефона появилась возможность передавать по проводам и человеческий голос.

Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847—1922) — шот­ландец, эмигрировавший в Америку (г. Бостон). В 1876 г. Белл и его ассистент ТА. Уотсон получили патент США на телефонный при­бор. В 1878 г. Белл продемонстрировал свое изобретение королеве Виктории, которая была так восхищена им, что распорядилась про­ложить телефонную линию от острова Уайт до Лондона. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия на­чала функционировать в Лондоне. В России первые городские те-

54

55

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1.4. Антропосоцногепез и социальная коммуникация

лефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Мос­кве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространи­лась по всему миру.

В то же время продолжались поиски более быстрых и более де­шевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, которые могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони (1874—1937) начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на рассто­яние более 3 км. В 1897 г. в Лондоне департамент телеграфа британ­ской почты организовал демонстрацию аппарата Маркони.

В России работы по созданию радиопередающего и принимаю­щего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым (1859—1906). Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в 1901 г. — около 150 км.

К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность ра­диосвязи — он послал первое радиосообщение через Атлантичес­кий океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м. Началась эра радио­связи на большие расстояния. Для первых радиосообщений ис­пользовалась азбука Морзе, но уже в 1906 г. появилась возможность передавать и человеческий голос. Человеческая речь и музыка впе­рвые прозвучали по радио в Великобритании в 1907 г.

Еще в начале XX в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в Рос­сии. Профессор Санкт-Петербургского технологического институ­та Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт переда­чи изображения по проводам на расстояние. Им была создана элек­тронно-лучевая трубка — прообраз современного кинескопа (кста­ти, ученик Б. Розинга В. Зворыкин стал создателем первой телевизионной камеры). В 1925 г. в Лондоне Дж.Л. Берд осущест­вил беспроводную передачу изображения человека из одной комна­ты в другую. Через три года из студии Берда Британская радиове­щательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир. Новое средство комму­никации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры — экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и воспри­ятия сообщений.

В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы — это было начало цветного телевидения. По-

степенно начали формироваться межнациональные телевизион­ные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объедини­лись в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спут­ников позволило телевещанию стать поистине всемирным явле­нием. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Со­ветском Союзе, а к концу 1980-х гг. на земной орбите вращались уже около 3500 спутников. Причем общее количество спутников, запус­каемых СССР, было почти в 3 раза больше, чем запускаемых всеми остальными странами (включая США). Спутники изменили всеоб­щее восприятие мира. Ныне наша планета окружена кольцом спут­ников, которые создают невидимую электромагнитную сеть, связы­вающую мир воедино постоянным обменом видимой и слышимой информацией. Спутник связи получает сигналы от наземного пере­датчика или от соседних спутников-трансляторов, затем посылает сигналы на соответствующие земные приемники. При этом спут­ник может связываться с неограниченным количеством наземных принимающих станций, входящих в радиус его действия. В послед­ние годы стоимость радиотелевизионных систем (профессиональ­ных и бытовых), принимающих сигналы со спутников, резко снизи­лась, а их качество кардинально улучшилось — их коммуникацион­ная загрузка удваивается приблизительно каждые 5 лет. Все это предвещает радикальные культурные последствия: космическая эра, начавшаяся чуть более 40 лет назад, привела к глобальным переменам в коммуникациях.

В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила воло­конно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель бо­лее надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопас­ности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слыши­мость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В 1988 г. всего лишь одна нить волоконно-оптического кабеля была способна пере­давать одновременно более 3 тыс. телефонных разговоров, тогда как объем передач по одному медному кабелю не превышал 48 раз­говоров. Теперь этот показатель многократно увеличился — по одной нити оптического волокна можно передавать одновременно несколько миллионов телефонных разговоров.

В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлан­тический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разгово­ры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во вто­рой половине 1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами.

56

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

оммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки 57

Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Долгое время вычисли­тельная техника и техника связи развивались параллельно: гро­моздкие ламповые ЭВМ первых поколений занимались в основном рутинной переработкой огромного количества цифр. Сегодня ком­пьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превра­щение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последо­вательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире). Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям. О развитии цифровых технологий свидетельствует тот факт, что на цифровой компакт-диск (СВ) первоначально помещалась 70-ми­нутная музыкальная запись, а сегодня на одном СО-КОМ может уместиться текст солидной энциклопедии. Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, в обычных маг­нитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества — оригинал и тысячная копия будут идентич­ными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легко доступна при наличии соответствующей техники.

Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поисти­не глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволя­ют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные тех­нологии связи, хранения и обработки информации в своей сово­купности создают такое интегральное качество, которое без пре­увеличения можно назвать информационным обществом, ближай­шим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

1.5. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Коммуникативный процесс наряду с такими компонентами, как ин­дивидуальность и социальная роль, входит в содержание понятия личности. Личность - индивидуальность в коммуникации. Большинст-

во исследователей согласны с тем, что в этом определении наибо­лее четко проявляются взаимосвязь и взаимозависимость личност­ного и социального самоопределения.

Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустри­альное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычай­ную актуальность приобретает формирование духовной, нравст­венной личности. Это — фундаментальная задача науки и филосо­фии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспро­изводства всей системы общественных отношений, но и характе­ром формирования и поддержания отношений между людьми.

Современная социальная система выдвигает новые объектив­ные требования к личности:

•ф- высокий уровень профессионализма;

•ф- широкие познания в области духовной культуры;

•ф- следование нормам морали;

•ф- ответственность за результаты своей деятельности;

•ф- требовательное отношение к себе и другим людям.

Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономи­ческого взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.

Содержание коммуникативной теории раскрывается через взаи­мосвязь понятий «коммуникация», «информация», «групповая, мас­совая, межличностная коммуникация» и др., среди которых особое место занимает понятие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (меж­личностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуника­тивная компетентность человека сводится не только к определен­ному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.

Трудно переоценить значение коммуникативной компетентнос­ти личности для современного общества. Усложнение обществен­ной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциа­ции в индустриально развитых странах, трансформация старых со­циальных общностей и формирование новых в странах с переход­ной экономикой обусловливают повышение роли личности в созидании повседневной жизни общества и его культуры. В этих ус-

58 Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

ловиях широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуника­ции позволяет коммуникативной компетентности проявляться в многообразных качествах, необходимых в различных видах комму­никативного взаимодействия (компетентность юриста, политика, врача, управленца, предпринимателя, специалиста в области свя­зей с общественностью и т.п.).

Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью. В качестве особой управленческой функции «паблик рилейшнз» способствует установлению и поддержанию надлежащих взаимоот­ношений между организацией и связанной с ней общественностью на всех уровнях социальных систем. Анализ структуры, источников коммуникативной компетентности личности, формирование и раз­витие коммуникативных способностей и навыков — цель специаль­ного исследования и изучения в рамках подготовки специалистов в области паблик рилейшнз.

Практика свидетельствует, что развитие информационной ци­вилизации при переносе центра тяжести на духовное производство объективно определяет возрастание роли и значения гуманизма в общественной жизни. При этом более благоприятной и потенци­ально эффективной формой коммуникации является форма диало­га. Подлинный диалог непременно предполагает, что каждый из его участников самостоятелен, активен, несет личностное своеоб­разие. Вступая в диалог, люди исходят из признания ценности и зна­чимости позиции другой стороны, стремясь понять друг друга.

Специфика переходного периода связана с тем, что современ­ный мир движется к развитию все более сложных и пластичных со­циальных форм массовой, групповой и межличностной коммуни­кации (например, наднациональные общности — суперэтносы и ме-гаэтносы). Вместе с тем процесс модернизации современного об­щества на информационно-технологической основе происходит по-разному в странах с различными национально-культурными осо­бенностями. Это ставит глобальную проблему единства цивилиза-ционного процесса и многообразия культур. Среди различных стра­тегий взаимодействия культур наиболее приемлемой в современ­ном мире следует считать стратегию культурного диалога, который должен способствовать не стиранию цивилизационных различий, а «единству многообразия», гармонии. Диалог как наиболее опти­мальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодейст­вия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетент­ности его участников.

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специа­листа можно охарактеризовать как определенный уровень сформирован-

1.5. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки 59

ности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружа­ющими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникатив­ная компетентность зависит: от присущих индивиду свойств; от из­менений, происходящих в обществе; от связанной с этими измене­ниями социальной мобильности самого специалиста.

Основными источниками приобретения коммуникативной ком­петентности являются соционормативный опыт народной культу­ры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и празд­ничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эру­диция и научные методы обучения общению.

Из этих источников формируется сложный комплекс коммуни­кативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную ком­петентность личности. Этот комплекс включает в себя:

-ф- знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

-ф- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать инфор­мацию;

-ф- понимание невербального языка общения;

-ф- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозраст­ных, социально-культурных, статусных характеристик;

-ф- умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специ­фику для достижения собственных коммуникативных целей;

-ф- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

-ф- способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собствен­ную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

-ф- способность вызвать у собеседника положительное восприятие

собственной личности.

В целом формирование коммуникативной культуры, компетент­ности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесто­ронность, системность знаний — гуманитарных и естественно-науч­ных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной выс­шей школы становится введение в образовательный стандарт ком­плекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, дина­мичного, но противоречивого мира выдвигает повышенные требо-

Литература

61

60

Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

вания к уровню образованности, общей и коммуникативной культу­ ры будущего специалиста, ,

Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает:

•ф- рационализацию механизмов управления обществом;

•ф утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;

•ф формирование нравственной, духовной личности путем расши­рения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной об­ласти деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обла­дающий высокой культурой коммуникативной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования чело­веческого общества и природных сообществ. Этим объясняется присталь­ное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социально-гума­нитарные, естественные и технические науки.

2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникативного знания, в которой каждый из уровней обобщает и ин­тегрирует теоретические результаты исследований коммуникативных процессов в природе, обществе и технике, достигнутые другими науками.

3. Теория коммуникации располагает собственным, теоретическим арсе­налом, отвечающим строгим критериям научности: у нее есть свой пред­мет, категориальный аппарат, свои законы, общие и специфические мето­ды исследования коммуникативных процессов.

4. Развитие человека и общества сопровождалось развитием способов и средств социальной коммуникации от примитивной зоокоммуникации го-минид (обезьяноподобных предков человека) до современной компъютеро-ориентированной коммуникации. В этом процессе можно выделить сле­дующие этапы («коммуникативные революции»): возникновение речи, письменности, книгопечатания, наконец, электронных средств коммуни­кации.

5 Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаи­модействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рам­ках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Возрастание коммуникативной ком­петентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означа­ет рационализацию механизмов управления обществом, утверждение диа­лога в качестве приоритетной формы общения и единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов», формирова­ние нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответст­венности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Объясните, чем вызван рост научного интереса к проблеме коммуникации.

2. Дайте определение понятия «коммуникация». Охарактеризуйте многообразие подходов к определению понятия «коммуникация».

3. Какие научные дисциплины исследуют проблемы коммуникации?

4. Как соотносятся теория коммуникации и другие коммуникативные дисциплины? з. Попытайтесь определить место теории коммуникации в системе социогумани-тарного и естественно-научного знания.

6. Определите объект и предмет теории коммуникации. Какие вам известны подхо­ды к определению объекта и предмета теории коммуникации?

7. Охарактеризуйте основные законы теории коммуникации.

8. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?

9. Охарактеризуйте основные методы теории коммуникации.

10. В чем сострят основные функции теории коммуникации?

11. Опишите эволюцию коммуникативных способностей человека в процессе ан­тропогенеза.

12. В чем состоит главное различие в коммуникативных способностях человека и животных?

13. Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.

14. Дайте определение коммуникативной компетентности и охарактеризуйте основ­ные источники ее формирования.

ЛИТЕРАТУРА

Бланды Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпох)' инфор­мации. СПб., 2000.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера РК. СПб., 1997.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Кпгпп М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М., 1997.