logo
vasilik_communikation

Глава 9. Межличностная коммуникация 340 ул. Понятие межличностной коммуникации 341

Чтобы оценить уровень формирования необходимых для:; фективной коммуникации умений и навыков, используется пан тие коммуникативной компетентности, которая складывается иа-с дующих моментов:

•ф- способности человека прогнозировать коммуникативную се цию, в которой предстоит общение; ориентироваться в С1 ции, в которой он оказался;

•ф- коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умед| найти адекватную теме общения коммуникативную структуру! реализовать коммуникативный замысел;

•ф- способности разбираться в самом себе, собственном психолог ческом потенциале и потенциале партнера;

•ф- навыков самонастройки, саморегуляции в общении, вклмчв!

умения преодолевать психологические барьеры в общении; эд|

мать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на

туацию; распределять свои усилия в общении.

Хотя коммуникативный опыт каждого человека уникален и повторим, вместе с тем можно развивать навыки компетентю! коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего о4и ния, а вместе с ней и удовлетворенность жизнью.

Далее мы рассмотрим ситуационные и психологические предп! сылки успешной межличностной коммуникации, а также такие со| муникативные действия, как речь, слушание, невербальное повед ние, эмоции и чувства, особенности их проявления в межлич* ном взаимодействии, причины возможных трудностей и споссбй позволяющие сделать эти действия более эффективными.

Аксиомы межличностной коммуникации. Американскому 1С хологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некото>рь свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значен яе| контексте межличностного взаимодействия и названных им ак:г мами человеческой коммуникации (см.: Вацлавик П., Бивин Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб 2000). Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исслед| ватель назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнений способные привести к тупикам в межличностном общении. Ра смотрим важнейшие аксиомы.

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.

Если признать, что любое поведение в ситуации взаимодейс'звк обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацзе^ становится очевидным, что как бы человек ни старался, он не мс не вступать в коммуникацию. Активность или пассивность, слова! молчание — все это передает информацию: влияет на других

которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Если люди просто не разговари­вают друг с другом или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не опровергаетутверждения, сделанные выше. Человек у стой­ки бара, который смотрит прямо вперед, пассажир, сидящий в само­лете с закрытыми глазами, — оба они ясно сообщают, что не хотят ни с кем разговаривать, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия.

Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):

-ф прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежела­ния общаться; правда, поскольку такое поведение не соответст­вует правилам вежливости, оно требует определенного мужест­ва и способствует возникновению довольно напряженного и не­ловкого молчания, что на самом деле и означает наличие комму­никации;

-ф стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партне­ров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;

-ф дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров дей­ствует так, что сводит на нет как собственные сообщения, так и сообщения другого человека. К этой технике относится широ­кий спектр коммуникационных феноменов: противоречивые высказывания, непоследовательность, перемена темы, непол­ные предложения, неправильное понимание, невразумитель­ность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т.д;

-ф- приемлемое для собеседника, не обижающее его указание при­ чин, по которым в данный момент общение нежелательно: чело­ век может притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид, что не понимает языка собеседника или изобразить наличие лю­ бого другого дефекта, свидетельствующего об оправданно невоз­ можной коммуникации. Во всех этих случаях сообщение остает­ ся одним и тем же, а именно: «Я бы не возражал поговорить с тобой, но есть то, что мне мешает, что сильнее меня, то, в чем я не виноват». ; Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию де­ лает все ситуации, в которые включены два или более человека, Межличностными, коммуникационными.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет урд'венъ содержания и уро­вень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, Но одновременно детерминируется характер отношений между