logo
vasilik_communikation

Глава 6. Устноречевая коммуникация

Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий к »м-| муникации, уровней восприятия, понимания информации и ее ос-| мысления и, следовательно, неодинакова.

В реальных ситуациях главную роль играют новизна инфориа-1 ции, ее актуальность. Когда студент слушает лекцию или участвует! в дискуссии на семинарском занятии, сама форма общения застав-! ляет вслушиваться, чтобы достичь учебных целей общения. Но вюс-| приятие сообщения на слух, не подкрепляемое визуальными сред-! ствами, — сложный процесс. Если одну и ту же информацию прослу- ] шали несколько человек, каждый из них по-разному ее воспримет, по-разному будет реагировать.

В реальной коммуникации принято различать три вида слуша-.! ния, которые соответствуют определенным целям восприятия, ж>-нимания и реагирования.

Выяснителъное слушание. Целью его является получение опреде­ленной информации для ответа на вопрос, приобретения нов их данных по известной теме, понимания деталей содержания, пожи­мания темы, которую нужно развить в реактивном сообщении, по­нимания инструкции к выполняемой работе и др. При этом слу­шающий сосредоточивает внимание на конкретных высказывани­ях, разъясняющих интересующие его проблемы. Стремясь вьпс-нить для себя определенные обстоятельства или позицию автора сообщения в целом, слушающий объединяет отдельные моменты информации или, наоборот, детализирует их, делая анализ и оцен­ку услышанного. Результатом такого слушания часто становится не­посредственное применение полученной информации в коммуви-кативных ситуациях.

Например: 1) из довольно подробной инструкции по выполнению лаборатор­ной работы студент выясняет главное — какой прибор включить в ходе работы. Он немедленно выполняет указание. При этом внимание его напряжено, запомина­ние — произвольное, т.е. целенаправленное, информация фиксируется только в оперативной памяти; 2) услышав радиорекламу, рекомендующую приобрести к»м-пьютер, человек выясняет, обладает ли эта модель качествами, необходимым лично для него. Если сообщение убеждает его, он совершает конкретное действи е — покупку.

Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольств ия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов и д]>., установления смысловых связей между фрагментами информации, детального понимания информации, точного воспроизведения части или всей информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др. Этот вид слушания не предполагает обязатель-

ной реакции на услышанное (реплики, воспроизведения основной идеи, совершения физических действий). Слушающий получает ин­формацию «для себя».

Запоминание подученной информации происходит произволь­но: объем запомненного материала обусловлен уровнем заинтере­сованности слушателя или оригинальностью формы подачи сооб­щения. Ознакомительное слушание можно рассматривать как сумму его подвидов — познавательного, развлекательного, познава­тельно-развлекательного.

В ситуациях реальной коммуникации (лекция, восприятие уст­ного художественного текста, беседа с интересным человеком) новая привлекающая внимание информация запоминается непро­извольно. Фиксация этой информации может происходить как в оперативной, так и в долговременной памяти и зависит не только от установки, но и от эмоционального состояния слушателя.

Например, часто перед экзаменом вы не можете запомнить необходимый мате­риал, потому что он не кажется вам интересным. В то же время, услышанное по радио стихотворение, созвучное вашему настроению, запоминается сразу и на­долго.

Деятелъностное слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязатель­ным ее воспроизведением. Примером может послужить работа переводчиков во время переговоров: синхронный перевод текстов предполагает его полное, однозначное восприятие, понимание и пересказ. Такое активное слушание реализуется и в иных ситуаци­ях: запоминание информации для ее дословного воспроизведения перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В ка­честве материала для деятельностного слушания выступает моно­лог или диалог профессионального или общественно-политическо­го характера.

Каждый из рассмотренных видов активного слушания характе­ризуется повышенным вниманием слушателя, определенным уров­нем запоминания информации, целеустановкой общения, а глав­ное — безусловным пониманием воспринимаемых сообщений.

6.5. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ГОВОРЕНИИ И СЛУШАНИИ

Речевая коммуникация как процесс, как деятельность предполагает взаимодействие разных видов этой деятельности в зависимости от Целеустановки и условий протекания (реализации).