logo
vasilik_communikation

Глава 8. Невербальная коммуникация

310

Приведенные симптомокомплексы мимики соответствуют тенсивным проявлениям состояния и представляют достаточЦ очевидную информацию для субъективного распознавания сост ний. Значительно более сложны для распознавания те выраже которые соответствуют переходным состояниям и неинтенсш аффектам. Для решения этой задачи перспективен принцип ния лица на следующие зоны: верхняя зона — область включая брови; средняя зона— область глаз, носа, щек, в« ней губы; нижняя зона— область рта (или нижней губы) и щ| бородка.

Немецкий психолог К. Леонхард, анализируя «топографию м| мического поля», выделил наиболее характерные движения лш предложил классификацию состояний по основанию мин:

-ф> м и н ы области лба— напряжение, страх, внимание;

-фомины области подбородка и носа— стремление, I вращение, порицание;

-ф- м и н ы области рта— удивление, отвращение, упрям* волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, стр радость;

<^мины области глаз — легкое внимание, удовлетвори симпатия, антипатия, размышление, оценивание, вопрошай*

<ф- м и н ы области щек— страдание, скорбь;

-ф- неспецифические мины — мины смеха, мины слез, с|

щение; фмины интегральные— пренебрежение, восхищение,

зрение, сострадание, одобрение, нерешительность, счастье.

Выделяют три типа сигналов лица:

-ф- стабильные — цвет кожи, форма, конструкция лица;

-ф- относительно стабильные — внешний вид кожи, рас ложение морщин, тонус мышц лица (признаки, изменяющиеся

)'<т ;

<^ нестабильные — кратковременные изменения движе* мышц лица — подмигивание, наморщивание носа и т.д. Американские психологи П. Экман и У. Фризен создали фс эталоны естественных мимических выражений основных эмоци^ предложили метод кодирования выражений — ЕА5Т, позволяют! провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней ческих признаков основных эмоций. Приведем описание осо ностей выражения шести основных эмоций.

Удивление: 1) брови округлены и высоко подняты; 2) кс под бровями натянута; 3) горизонтальные морщины на лбу; 4) раскрыты; 5) рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

Страх: 1) брови приподняты и сдвинуты; 2) в центре лба появ­ляются морщины; 3) верхние веки подняты так, что видна склера, а няжнее веко напряжено и приподнято; 4) рот раскрыт, губы слег­ка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и рас­тянуты.

Отвращение: 1) верхняя губа поднята, а нижняя приподнята По направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена; 2) нос наморщен; 3) щеки подняты; 4) нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины; 5) брови опуще­ны, как и верхние веки.

Радость: 1) уголки губ оттянуты в стороны и приподняты; 2) рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами; 3) от носа к внешнему краю губы тянутся морщи­ны {носогубные складки); 4) щеки подняты; 5) верхние веки спокой­ны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены; 6) у наружного края уголков глаз появляются мор­щинки — «гусиные лапки».

Горе: 1) внутренние уголки бровей подняты вверх; 2) кожа между бровями треугольной формы; 3) внутренние уголки верхних век приподняты; 4) рот закрыт, уголки губ опущены, но не напря­жены.

Гнев: 1) брови опущены и сведены; 2) между бровями верти­кальные складки; 3) верхние веки напряжены и приподняты, ниж­ние веки также напряжены; 4) глаза неподвижные, могут казаться . выпученными; 5) губы находятся в одном из двух положений: креп­ко сжаты, уголки губ прямые (опущенные) или губы раскрыты и на­пряжены, как при крике; 6) ноздри могут быть расширены.

Фундаментальные эмоции считаются межкультурными феноме­нами, но все же социокультурные факторы играют значительную роль в определении экспрессии. Каждая культура обладает своими «правилами проявления» эмоций, которые могут требовать подав­ления или маскировки одних эмоциональных выражений и частого проявления других. Так, представители западной цивилизации Могут улыбаться, переживая неприятности, а японцы обязаны улы­баться, даже переживая горе. Культурные различия определяют си­туации, в которых надо смеяться и в которых надо плакать. Анало­гично правилам проявления эмоций в разных культурах различают­ся и социальные установки по отношению к эмоциональным пере­живаниям.

Многочисленные эксперименты показали, что верхняя часть •"ица контролируется человеком больше, чем нижняя. По нижней Части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с тРУДом определяется удивление. По средней части лица успешно