logo
vasilik_communikation

Глава 11. Массовая коммуникация

460

-Ф- связанная и универсальная система отображения мира (н« технократическая философия);

•ф- общие стратегические и экономические цели системы СМК В этих условиях цифровая парадигма, представляющая весь! ружающий мир в форме цифровых кодов, — это не только фено« электроники, но и определенная система ценностей, в которой! вокупность естественных явлений (биологических, социальных*

манитарных) материализуется с помощью логических расчетов^

*

Массовые аудитории. На четвертом месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляю)! информационные потоки и превращающиеся в массовые зу" рии.

Создание и потребление массовой информации непосредс но взаимосвязано с психологическими процессами восприяг усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют ауд рии — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в с! предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитыва при исследовании взаимодействия источника и получателя инс| мации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социальна мографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень с' зования, место жительства, семейное положение, профессио* ная ориентация и др.). Также при приеме массовой информад поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими с! тивный характер (уникальность обстоятельств, внешняя 6бст~ ка и т.д.). О значимости самой массовой информации и исто» ее передачи часто говорят количественные параметры аудит< чем больше аудитория, тем более важна информация и значим точник. *

В основе типологизации аудитории лежит возможность дс Групп населения к конкретным источникам информации. На : основании можно выделить следующие типы аудиторий: услов и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются С8$ регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто /"• вительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум на! лениям: по форме потребления информации разными соци" ми общностями; по способам оперирования полученной ин(* цией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: кон­такт с источником (каналом) информации, контакт с самой инфор­мацией, прием информации, освоение информации, формирова­ние отношения к информации.

По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. Причем не-ауди-тория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.) В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реаль­ной или потенциальной аудитории СМК. В связи с этим россий­ский социолог Б. Грушин вывел формулу количества (интенсивнос­ти) социальной информации, приходящейся в среднем на душу на­селения:

где V— количество (интенсивность) информации; I— информация, передаваемая тем или иным каналам за сутки (сюда относится время для контактов со СМИ); г— численность аудитории (реципи­ентов), контактирующих с каналом; Л^ — число взрослых жителей населейного пункта.

Необходимо отметить, что продукция СМК, формально доступ­ная большинству населения, потребляется по-разному. Так, фран­цузский социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информаци­онные страты современного общества:

•ф- низший уровень — представители уходящих в прошлое форм об­щественной жизни, периферийные по отношению к современ­ному информационному производству, фактически исключен^ ные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.);

•ф- низко квалифицированные рабочие (в основном ориентирова-

ны на развлекательную продукцию); ф- активные потребители продукции СМК — служащие, ориентиро-

ванные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие ре-

шения (сюда относятся журналисты и пиармены); ^ «технократы» (управленцы, производители новых знаний и цен-

ностей, сочетающие профессиональные интересы и аристокра-

тическое искусство).