logo
vasilik_communikation

Глава 6. Устноречевая коммуникация

238

•Ф- не учитывая степени владения предметным содержанием вора у собеседника;

•ф- используя слова и выражения, отсутствующие в лексиконе ее седников, и при этом не разъясняя их значение;

•ф- не следя за реакцией слушателей, стараясь как можно дольие ] ходиться в позиции инициатора общения;

•ф- не подкрепляя свою речь наглядными материалами, приметал

•ф- не инициируя ответную реакцию собеседников вопросами к \

дитории и т.д.

Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяет) сколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению

•ф- неточность высказываний;

•ф- неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат

•ф- чрезмерное использование иностранных слов;

•ф- неполное информирование партнера;

•ф- высокий темп изложения информации;

•ф- наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

•ф- неполная концентрация внимания;

•ф- витиеватость изложения;

•ф- наличие логического противоречия;

•ф- неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие I словами;

•ф- отсутствие психологической настроенности на общение « ко кретной аудиторией;

•ф- неуместное использование слов-паразитов, бытовой, жаргснш]

лексики в официальном общении и т.д.

Чтобы быть услышанным и понятым (одним слушающим, тру, пой, многочисленной аудиторией), необходимо соблюдать прлме но такой алгоритм речевых действий:

1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывав убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.;

2) продумать способ изложения информации, соответствующ! цели и предметному содержанию разговора;

3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками; если в речи предполагается испод зовать их стиль, лексикон, терминологию, следует продумать ев высказывания в этом аспекте;

4) выполнить несколько тренировочных упражнений на прод нение в речи лексических и грамматических конструкций, соотв ствующих изложению, описанию, характеристике, рассужден» и т.д. Например, акцентируя внимание на подведении итогов

суждения, можно использовать конструкции типа «итак», «таким образом», «как мы договорились», «подведем итоги» и т.д.;

5) продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые по­зволяют возвращать внимание к говорящему. Самые простые из этих вопросов: «не правда ли?», «вы согласны со мной?», «я понят­но объясняю?», «у вас есть возражения?» и т.д.

Каждое речевое действие воплощается в лексико-грамматичес-ких конструкциях, которые целесообразно использовать для пре­одоления барьеров в устноречевом взаимодействии. Ниже даны не­которые из этих соответствий.

Обобщение: все это говорит о ...; обобщая все сказанное; таким образом; короче говоря; из всего услышанного; и т.п.

У т о ч н е н и е: иначе говоря; я имею в виду; этим я хочу сказать; главным образом; скорее всего; иными словами; допустим; и т.п.

Характеристика: рассмотрим характерные черты; как из­вестно; в данной ситуации; в качестве предмета обсуждения возь­мем...; наиболее важно то; и т.п.

Описание: как говорят ученые; как мы узнали из текста; как утверждает; как показано в таблице; в ходе исследований было уста­новлено; анализ результатов показал; и т.п.

Формулировка: тема моего сообщения; я буду говорить о ...; об этом принято говорить так; данное понятие обозначает; приве­дем определение; здесь утверждается, что; и т.п.

Сравнение: по сравнению с ...; это аналогично; похож на ...; отличен от ...; такой же, как; сходство (различие) состоит в ...; общие (индивидуальные) параметры; и т.п.

Утверждение: конечно; разумеется; несомненно; все знают; очевиден тот факт, что; не вызывает сомнений; и т.п.

Аргументация: на основании проведенного эксперимента; по имеющимся результатам; я придерживаюсь точки зрения; ана­лиз данных показывает; и т.п.

Вывод: вывод состоит в том; как было доказано; отсюда следу­ет; в общем; в итоге; в частности; вообще говоря; и т.п.

6.4. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Общение — это «улица с двусторонним движением». Чтобы общать­ся, человек должен выражать свои идеи, свои мысли и свои чувства собеседникам, но в то же время он должен дать возможность и со­беседнику выразить свои мысли, свои желания и настроения, а зна­чит, слушать другого. Поэтому слушание является предпосылкой правильной, уместной, интеллигентной речи.