logo
vasilik_communikation

14.4. Устная деловая публичная коммуникация

состав. В отличие от учебной аудитории, где все члены группы имеют более или менее равный социальный статус (студенты, школьники), трудовой коллектив представляет собой сложную ие­рархическую структуру. Для каждой социальной группы характер­ны свои групповые ценности, групповое обособление, групповое давление (т.е. воздействие на поведение членов группы), общие цели и задачи деятельности, стремление к устойчивости, закрепле­ние традиций. В группе складываются свои отношения, формиру­ются симпатии и антипатии, на основании которых каждая боль­шая группа распадается на малые психологические группы, в каж­дой из которых есть лидер. Руководитель при организации публич­ного делового общения должен обязательно учитывать все особенности отношений, которые складываются между малыми психологическими группами.

Эффективность публичного делового общения для групп с раз­личным характером иерархических отношений будет исчисляться по-разному в зависимости от стиля руководства, который определя­ется степенью делегирования руководителем своих полномочий подчиненным, степенью участия подчиненных в принятии реше­ния, уровнем информированности подчиненных и типом власти, используемым руководителем. Среди типов власти выделяют: власть, основанную на принуждении; власть, основанную на поощ­рении; экспертную власть, т.е. власть, основанную на признании подчиненными высокой профессиональной компетентности руко­водителя; власть примера, основанная на уважении руководителя; законную, или традиционную власть, основанную на высоком офи­циальном статусе руководителя.

Для авторитарного стиля руководства, который характе­ризуется единоличным принятием решения руководителем, жест­ким управлением деятельностью подчиненных, ограничением ини­циативы подчиненных, эффективным будет информативный тип собрания или собрание-инструктаж.

Для демократического стиля руководства, при котором руководитель передает подчиненным часть своих властных полно­мочий, в том числе осуществление контроля, вводит элементы кол­лективного самоуправления, консультируется с подчиненными, а подчиненные принимают участие в выработке решений, имея до­статочно информации, эффективными будут формы публичной коммуникации, основанные на поощрении инициативы (собра­ние — поиск решения, «мозговой штурм») и кооперативной со­вместной работе (собрание — принятие решений).

При либеральном стиле руководства руководитель вообще старается минимально вмешиваться в деятельность группы, обеспе-