logo
vasilik_communikation

Глава 11. Массовая коммуникация

476

1980-х гг. в период расцвета телевизионных и телекоммуникац! ных технологий появляется так называемое «демассифицирс ное индивидуалистское общество», когда человек взаимодейст со всем окружающим миром посредством новых информациог технологий, при этом не выходя из своего дома.

Конец XX в. ознаменовался также появлением телеличнс частично десоциализированного человека, потерявшего многие^ выки поведения. Для телеличности характерны агрессия, откло| ния в психике, отчуждение от собственной жизни. Такой чело$[ живет в ирреальном мире телеобразов, что негативно сказывается! его интеллектуальном и культурном развитии. Телеличности с-"^ вятся удобными объектами для информационно-психологиче манипуляции, а в конечном счете — хорошими подчиненными власть имущих. Согласно точке зрения Д. Балтера, современный 1 ловек — это «человек Тьюринга» (по имени английского математ разработавшего идею ЭВМ в 1936т., а в 1950 г. сформулировав! принципиальные основы теории искусственного интеллекта), ловек Тьюринга» подобен машине, так как он существует в т взаимодействии с компьютером, СМИ и искусственным инт том. Хотя Балтер полагает, что «человек Тьюринга», интегрироя ный вместе с новейшими достижениями техники и информатй"4* единый организм, является вершиной западной культуры, автор: концепции вынужден признать уязвимость такого человека п возможными непредсказуемыми изменениями во внешней среде.1

Аналогичной точки зрения на природу современного челогу придерживается и Д. Пелтон, называя людей конца XX в. «глоб; ные электронные машины». По Пелтону, нынешний человек—*| Ьото е1ес[готси5 (человек электронный), принципиально отл ющийся от своих предков по социально-психологическим черт

В этом ряду специалистов, объясняющих состояние развити^! временного человека, пожалуй, лишь японский ученый И. Ма<г оптимистически оценивает новую личность, называя ее Ьото ш Н§еп8 (человек интеллектуальный), т.е. человеком занятым тод|( умственным трудом и переложившим все другие проблемы'] «плечи новых машин». Тем не менее Ьото т1еШдеп8 также вес'1" зависим от современных технологий и утратил многие умения: тановки своих предшественников.

ВЫВОДЫ

/. Массовая коммуникация - процесс распространения информации^ мощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на чи"

большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуника­ции - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проис­ходит распространения информационных сообщений на большие террито-

рии.

2. Структура массовой коммуникации в современном обществе представ­ляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации. Данная система выполняет ряд важ­нейших социально значимых функций, среди которых выделяются интег­рация и поступательное развитие современной цивилизации.

3. Социальная сущность массовой коммуникации, находящая выражение в ее функциях и характеристиках, состоит в том, что это — мощное сред­ ство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, со­ циализации индивида и интеграции общества. ' •

4. Эффективность СМК есть отношение достигнутого резулътата-к пред­варительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК име­ется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительно­му результату, то можно говорить об их эффективности.

5. Теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на исследование социальной роли СМК. Одни уче­ные прогнозируют, что увеличение разнообразия СМК приведет к упадку культурного уровня общества и ослаблению его интеграции. Другие, напро­тив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора ин­формации, поскольку это дает возможность избежать централизованного контроля над СМК, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и прочной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ .

Дайте определение понятию «массовая коммуникация».

Назовите основные теоретические направления изучения массовой коммуника-

ции.

Дайте определение понятию «массовая информация» и назовите характеристи-

ки массовой информации.

Охарактеризуйте структуру массовой коммуникации по Г. Лассуэллу.

Какие существуют основные условия функционирования процесса создания и

преобразования массовой информации?

Какова роль коммуникаторов в создании массовой информации?

Кто и какими средствами осуществляет контроль за процессом создания массо-

вой информации в СМК?

Определите механизм превращения социальной информации в массовую инфор-

мацию. *

"•

Дайте определение понятию «средства массовой коммуникации».