logo
vasilik_communikation

Глава 13

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

13.1. Понятие политической коммуникации (513) • 13.2. Структура, средства Ц моде­ли политической коммуникации (517) • 13.3. Электоральная политическая коммуни­кация (522) • 13.4. Политическая коммуникация в информационном обществе (530)

13.1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Политика, как и любая сфера человеческой деятельности, изна­чально содержит в себе коммуникационное начало, которое прояв­ляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, «обще­ния» различных субъектов политики — индивидов, социальных групп и выражающих их интересы институтов по поводу установле­ния, функционирования и изменения власти в обществе.

Сущностной стороной феномена власти — ключевого предмета исследования в политической науке — являются отношения господ­ства (руководства) — подчинения. Это дает основания рассматри­вать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управля­ющих» и «управляемых», точнее, информационный обмен, обрат­ную связь между ними.

Политика осуществляется прежде всего в информационном про­странстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владе­ет миром» сегодня приобретает важнейшее значение — информа­ция становится не только технологической основой коммуника­ции, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

Потребности политической системы в средствах, коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов по­литики, способов принятия политических решений, размеров госу­дарства и некоторых других факторов. Естественно, что в традици­онных государствах прошлого потребности в средствах коммуника-