logo
vasilik_communikation

Глава 4. Вербальная коммуникация

4 Я Соотношение «язык — речь». Речевое общение как способ коммуникации 183

Среди частных функций выделяют: -ф- фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ^

альньши формулами, т.е. затрагивающую преимущественна и

ласть речевого этикета (Добрый день. Рад вас видетъ. - Взаияи

Как ваши дела?); 4- м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящеи

или слушающему необходимо проверить, Пользуются ли они п.

общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом реч|

становится сам код (Вы понимаете, что я имею в ви^ Уточнит

что вы понимаете под словом?..).

Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтатив.яо| и ряде других функций.

При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполня, щие только одну из этих функций. Различия между сообщениям^ заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одно! функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообще ния зависит прежде всего от преобладающей функции» (Якобсон Лингвистика и поэтика // Структурализм: <<за» и «против» М1 1975. С. 198). ^ *

Таким образом, система функций речи представляет иерарх» ческую структуру (см. рис. 4.4). Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкрет ные функции общения и сообщения. Для реализации последних:нт, обходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезен! тации (представления). Ее составными и подчиненными частям^! являются функции экспрессии (выражения и выразительности) 1 апелляции (воздействия). Фактически функцця репрезентации н^, возможна без обеих своих составляющих, но и ОНи невозможны 5е| нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая! реальная команда (Уходи отсюда! Пошел вон! Чтобы духу твоего здесь м*| было! Катись колбаской по Малой Спасской!) имеет некое языковое зы-1 ражение, следовательно, несет в себе элемент экспрессии ге.З прежде всего маркирована или нейтральна с Точки зрения экспрес-1 сивности, эмотивности и т.п.

Например, Р.О. Якобсон, иллюстрируя экспрессивную функцию, приводит рас-1 сказ актера Московского художественного театра, которому на прослушивании у К.С. Станиславского предложили так произнести слова Сегодня вечеро^ меняя их же-1 прессивную окраску, чтобы получилось 40 разных сообщении. Актер повторил этот ' же опыт для лингвистов: он составил список приблизительно из 50 ситуаций соот­ носящихся с этой фразой, и прочитал на магнитофонную пленку 50 соответствую-' щих сообщений. Большинство из них было правильно идостаточно полно ! людьми, впоследствии слушавшими пленку.

Объект изучения психологии

Объект изучения философии

Объект изучения лингвистики

Коммуникативная

(репрезентативная)

функция

Мнемическая

Представление (репрезентация)

Познавательная функция

функция

(связанная с работой

памяти) и др.

сооб­щение

Выражение мыслей и

выразительность

(экспрессия)

обще­ние

Воздействие (апелляция)

Подчиненные функции

1

1

1

1

Фатическая

Метаязыковая

Эмотивная

Волюнтативная (волеизъявле­ния) и др.

Рис. 4.4. Функции речи

Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышле­нии. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего филосо­фией и психологией.

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в пер­вую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.