Глава 10. Коммуникация в малых группах
422
423
1
Технология принятия группового решения. Сразу следует | вериться, что групповое решение не является универсальным собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требус найти быстрое решение. На выработку решения группой требу больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, как групповой подход предполагает взаимные контакты и по можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям.
Влияние типа задачи, или формы организации (модели) вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в ственных группах. Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от других^ полняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев! реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213).
Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели.
Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном|
чае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.
Способность лидера группы оказывать влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к инициированию активности членов группы. Определенную роль играет, например, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное число.
Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решений.
Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основное внимание сосредоточить на максимальной объективности информации.
Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они думают о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющиеся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мнения людей как членов данной группы.
Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои способности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение.
Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предложенные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе анализа достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы-
Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стимулирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» руководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воз-^ержание от какой-либо критики в адрес участников.
424 425
10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей.
Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, кс решение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие.
Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: « Почему я должен это делать? Ведь я был п^
Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.
Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники : получили достаточное время для его анализа.
Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр!| правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ
преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе говоря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивидуально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изобретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства больше стремится к новаторскому коллективному решению.
Наконец, в современных условиях система поддержки групповых решений (это особенно важно для формальных групп) предусматривает использование компьютерных технологий, дающих возможность благодаря наглядности, быстрой обработке поступающих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.
Особенности коммуникации в психокоррекционных группах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.
Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и терапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Скорее они символизируют созданную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.
Такие группы возглавляет специально назначенный руководитель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: эксперта (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависимости от формы работы с группой может занимать позицию как активного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важнейшая функция руководителя состоит в организации коммуникационного пространства группы.
Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения проблем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы.
Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой —
426 427
10.3. Прагматика коммуникации в м;шых группах
группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м»
Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки.
Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных целей. На такое достижеЙ они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведе включают, например, внесение и принятие предложений, мщ или сведений.
Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и ее альным климатом в группе. Они способствуют возникновению ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что 1 легчает достижение групповых целей.
Поведение членов группы, занятых решением конкретной за чи или оказанием поддержки, может либо способствовать ра тию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезл ной зависимости представляет собой негативную форму пове ния. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать сове руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать соС венную позицию. Проявление чрезмерного напряжения — форма негативного поведения, поскольку затрудняет обще* В ходе групповой работы функции решения задач и оказания Ш держки постоянно переплетаются. Достижение цели может по! ять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти желание командовать способны затормозить решение даже сам| простой задачи.
Для эффективной работы группе требуется определенный I ланс позитивных способов поведения, связанных как с оказан* поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда па трудится над достижением цели, кто-либо в Ней может взять I себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряже ность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может 1 помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены гру играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в доста нии конечной цели.
Б типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гар-^оничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. 3 большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. В табл. 10.1 представлены роли, которые связаны либо с выполнением задач, либо с оказанием поддержки и проявляются на разных этапах существования группы.
Та б л и ц а 10.1. Роли в психокоррекционных группах
Решение задач
Оказание поддержки
Вдохновитель
Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идеи и мнений
Инициатор
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач
Разработчик
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы
Гармонизатор
Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию
Координатор
Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы
Примиритель
Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию
Контролер
Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса
Диспетчер
Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы общения
Нормировщик
Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов
Оценщик
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи
Ведомый
Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений
Погонщик
Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к Тому, чтобы сделать больше уже сделанного
Источник: Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С. 29.
429 428
10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официа принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Наг мер, члены группы, созданной для решения какой-либо проблс внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают| шать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту,.) какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отно| ниях с ними руководствоваться их личными качествами или их < тусом. Обычно стандартом становится поощрение проявлений; циональной открытости и душевного тепла. В группе, ориет ванной на решение конкретной задачи, вся работа может быть д| организована нарушителями установленных норм.
Нормы поведения должны соответствовать целям группы, блюдение этих норм способствует установлению честных и венных отношений между членами группы. Стиль реализации ; обратной связи может быть разным: в некоторых группах прищ( высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в др поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме нормы могут меняться по мере развития группы. Например, В1 кий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неуд обе тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в, нейшем такое поведение может стать для них совершенно ест венным.
Возможность установить облегчающие коммуникацию нор общения часто бывает ограничена личными нуждами и забс Скрытые цели и намерения, оборонительные реакции членов ] пы, обусловленные чувством необходимости защитить себя покойства, замешательства или возможной грубости, могут при! в противоречие с целями группы. Большинство членов группы;! ботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом гр пы может повлиять на готовность индивида к интеллектуалы^ или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при;| успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего ] вития эффективных коммуникационных норм.
В группах могут возникать своеобразные содружества или группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие 1 группы способствуют достижению целей группы, они могут заться полезными. Например, два психологически зажатых уча ника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрен!-поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, вы* дающего их делать то, к чему они еще не готовы.
Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, уст раивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищен ности и превосходства. При повышенной потребности в близости, зависимости или доминировании играть свою излюбленную роль во всей группе трудно, но зато можно преуспеть в рамках подгруп пы. Дружеские связи могут тормозить коммуникационные процес сы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обменива ются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапев тического общения не соблюдаются, а изменение и развитие лич ности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности всей группы тем самым наносится урон. , "
Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника. Члены группы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблюдения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не достигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной связи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия.
Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплоченных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени.
Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы выступает возможное снижение общего уровня критичности, наивный °Птимизм в принятии решений, а также явление, получившее название «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать
- Часть I
- 1.1. Предмет теории коммуникации
- Б1бл1ятэка белдзярж- ун1верс1тэта
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Глава 2. Истоки и основные этапы развития теории коммуникации
- 2.2. Современные концепции коммуникации
- 2.3. Теории массовой коммуникации
- Глава 3. Коммуникационный процесс 128 129 1. Структурные модели коммуникации
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс 3.3. Коммуникативные барьеры 155 154
- Глава 3. Коммуникационный процесс 156 3.3. Коммуникативные барьеры 157
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Часть II 5. Дайте характеристики основных элементов коммуникационного процесса.
- Глава 4. Вербальная коммуникация 167 166 4.1. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация 186 4.4. Речь как способ передачи информации 187
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация 192
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 194 5.1. Диалог 195
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 200 5.2. Монолог 201
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 210 211 5.4. Стратегия и тактика аргументации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация 6.4. Умение слушать 240
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация 244 6.4. Умение слушать 245
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 276 277 7.2- Навыки и умения письма и чтения
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 7.2. Навыки и умения письма и чтения 279 278
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 292 Контрольные вопросы 293
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 294
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 304 ;.2. Пара- и зкстралингвистические особенности невербальной коммуникации 305
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- 8.4. Жесты
- Глава 8. Невербальная комм)т!икация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 324 325 8.6. Позы и походка
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 334
- Часть III
- Глава 9. Межличностная коммуникация 338 9.1. Понятие межличностной коммуникации 339
- Глава 9. Межличностная коммуникация 340 ул. Понятие межличностной коммуникации 341
- Глава 9. Межличностная коммуникация
- Глава 9. Межличностная коммуникация
- Глава 9. Межличностная коммуникация 394 Выводы 395
- Глава 9. Межличностная коммуникация 396
- Глава 10. Коммуникация в малых группах
- Глава 10. Коммуникация в малых группах
- Глава 10. Коммуникация в малых группах 430 Литература 431
- Глава 11
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.1. Понятие массовой коммуникации 434 435
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 442 11.2. Струьтура и функции массовой коммуникации 443
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 451 450
- Глава 11. Массовая коммуникация 452 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 453
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 458 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 459
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 462 463
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 465 464
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 467 466
- Глава 11. Массовая коммуникация 468 11.3. Эффективность массовой коммуникации 469
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 472 473
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 474 475
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 478
- Часть IV
- Глава 12
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуннкациил) организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях 512
- Глава 13
- Глава 13. Политическая коммуникация 514 13.1.'Понятие политической коммуникации 515
- Глава 13. Политическая коммуникация 522 13.3. Электоральная политическая коммуникация 523
- Глава 13, Политическая коммуникация
- Глава 13. Политическая коммуникация 13.3. Электоральная политическая комм)гникация 526 527
- Глава 13. Политическая коммуникация 528 13.3. Электоральная политическая коммуникация 529
- Глава 13. Политическая коммуникация
- Глава 13. Политическая коммуникация 544
- Глава 14
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.3. Устная публичная учебная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.3. Устная публичная учебная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.4. Устная деловая публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация 562 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 563
- Глава 14. Публичная коммуникация 564 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 565
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация 14.5. Устная публицистическая коммуникация 571 570
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 15
- Глава 15. Межкультурная коммуникация 580 15.1. Понятие межкультурной коммуникации 581
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация 15.3. Формы межкультурной коммуникации 594 595
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Часть I
- Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина ....... 9
- Глава 2. Истоки и основные этапы развития теории
- Глава 3. Коммуникационный процесс .............................. 126
- Часть II
- Глава 4. Вербальная коммуникация ................................. 165
- Глава 5. Формы речевой коммуникации ............................. 193
- Глава 6. Устноречевая коммуникация............................... 224
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация ......................... 260
- Глава 8. Невербальная коммуникация .............................. 295
- Часть III
- Глава 9. Межличностная коммуникация ............................ 337
- Глава 10. Коммуникация в малых группах........................... 397
- Глава 11. Массовая коммуникация.................................. 432
- Часть IV
- Глава 12. Коммуникации в организациях ........................... 481
- Глава 13. Политическая коммуникация ............................. 513
- Глава 14. Публичная коммуникация ................................ 545
- Глава 15. Межкультурная коммуникация ............................ 578