logo
vasilik_communikation

Глава 10. Коммуникация в малых группах

422

423

1

определенным образом изменяется системой. Отсюда необход! рассматривать не только вводимую информацию, но и природу, темы и механизмы ее обратной связи.

Технология принятия группового решения. Сразу следует | вериться, что групповое решение не является универсальным собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требус найти быстрое решение. На выработку решения группой требу больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, как групповой подход предполагает взаимные контакты и по можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям.

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в ственных группах. Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от других^ полняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев! реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213).

Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном|

чае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Способность лидера группы оказывать влияние на коммуника­тивные связи в группе не сводится исключительно к инициирова­нию активности членов группы. Определенную роль играет, напри­мер, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьша­ется, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фрак­ции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличени­ем численности группы, особенно если членов группы четное число.

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие ре­шений.

Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основ­ное внимание сосредоточить на максимальной объективности ин­формации.

Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они дума­ют о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющие­ся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мне­ния людей как членов данной группы.

Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои спо­собности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение.

Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предло­женные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе ана­лиза достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы-

Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стиму­лирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» ру­ководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воз-^ержание от какой-либо критики в адрес участников.

424

425

Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в малых группах

браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей.

Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, кс решение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие.

Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: « Почему я должен это делать? Ведь я был п^

Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.

Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники : получили достаточное время для его анализа.

Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр!| правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ

преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Особенности коммуникации в психокоррекционных груп­пах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и те­рапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разно­видности естественных групп. Скорее они символизируют создан­ную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.

Такие группы возглавляет специально назначенный руководи­тель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: экспер­та (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависи­мости от формы работы с группой может занимать позицию как ак­тивного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важней­шая функция руководителя состоит в организации коммуникацион­ного пространства группы.

Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения про­блем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы.

Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой —

426

427

Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в м;шых группах

группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м»

Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки.

Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных целей. На такое достижеЙ они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведе включают, например, внесение и принятие предложений, мщ или сведений.

Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и ее альным климатом в группе. Они способствуют возникновению ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что 1 легчает достижение групповых целей.

Поведение членов группы, занятых решением конкретной за чи или оказанием поддержки, может либо способствовать ра тию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезл ной зависимости представляет собой негативную форму пове ния. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать сове руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать соС венную позицию. Проявление чрезмерного напряжения — форма негативного поведения, поскольку затрудняет обще* В ходе групповой работы функции решения задач и оказания Ш держки постоянно переплетаются. Достижение цели может по! ять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти желание командовать способны затормозить решение даже сам| простой задачи.

Для эффективной работы группе требуется определенный I ланс позитивных способов поведения, связанных как с оказан* поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда па трудится над достижением цели, кто-либо в Ней может взять I себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряже ность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может 1 помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены гру играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в доста нии конечной цели.

Б типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гар-^оничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. 3 большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. В табл. 10.1 представлены роли, которые связаны либо с вы­полнением задач, либо с оказанием поддержки и проявляются на разных этапах существования группы.

Та б л и ц а 10.1. Роли в психокоррекционных группах

Решение задач

Оказание поддержки

Вдохновитель

Поддерживает начинания других, выка­зывает понимание чужих идеи и мне­ний

Инициатор

Предлагает новые идеи и подходы к про­блемам и целям группы. Предлагает спосо­бы преодоления трудностей и решения задач

Разработчик

Детально прорабатывает идеи и предложе­ния, выдвинутые другими членами группы

Гармонизатор

Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают раз­ногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию

Координатор

Комбинирует идеи и предложения и пыта­ется координировать деятельность других членов группы

Примиритель

Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддержива­ет в группе гармонию

Контролер

Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и вы­являет отклонения от намеченного курса

Диспетчер

Создает возможности для общения, по­буждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы обще­ния

Нормировщик

Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе про­цессов

Оценщик

Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с суще­ствующими стандартами выполнения по­ставленной задачи

Ведомый

Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

Погонщик

Стимулирует группу и подталкивает ее чле­нов к действиям, к новым решениям и к Тому, чтобы сделать больше уже сделанного

Источник: Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С. 29.

429

428

Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в малых группах

Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официа принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Наг мер, члены группы, созданной для решения какой-либо проблс внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают| шать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту,.) какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отно| ниях с ними руководствоваться их личными качествами или их < тусом. Обычно стандартом становится поощрение проявлений; циональной открытости и душевного тепла. В группе, ориет ванной на решение конкретной задачи, вся работа может быть д| организована нарушителями установленных норм.

Нормы поведения должны соответствовать целям группы, блюдение этих норм способствует установлению честных и венных отношений между членами группы. Стиль реализации ; обратной связи может быть разным: в некоторых группах прищ( высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в др поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме нормы могут меняться по мере развития группы. Например, В1 кий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неуд обе тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в, нейшем такое поведение может стать для них совершенно ест венным.

Возможность установить облегчающие коммуникацию нор общения часто бывает ограничена личными нуждами и забс Скрытые цели и намерения, оборонительные реакции членов ] пы, обусловленные чувством необходимости защитить себя покойства, замешательства или возможной грубости, могут при! в противоречие с целями группы. Большинство членов группы;! ботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом гр пы может повлиять на готовность индивида к интеллектуалы^ или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при;| успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего ] вития эффективных коммуникационных норм.

В группах могут возникать своеобразные содружества или группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие 1 группы способствуют достижению целей группы, они могут заться полезными. Например, два психологически зажатых уча ника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрен!-поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, вы* дающего их делать то, к чему они еще не готовы.

Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, уст­ раивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищен­ ности и превосходства. При повышенной потребности в близости, зависимости или доминировании играть свою излюбленную роль во всей группе трудно, но зато можно преуспеть в рамках подгруп­ пы. Дружеские связи могут тормозить коммуникационные процес­ сы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обменива­ ются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапев­ тического общения не соблюдаются, а изменение и развитие лич­ ности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности всей группы тем самым наносится урон. , "

Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установ­ленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обсто­ятельств, например от группового статуса участника. Члены груп­пы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблю­дения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не до­стигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной свя­зи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действо­вать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы под­держивать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия.

Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявля­ется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участ­ники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплочен­ных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участ­ников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени.

Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы высту­пает возможное снижение общего уровня критичности, наивный °Птимизм в принятии решений, а также явление, получившее на­звание «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать