logo
vasilik_communikation

Глава 12. Коммуникации в организациях

степени вынуждены принимать во внимание определенные ус вия макросреды. К этим условиям относятся законы потреблен» культура тех стран, куда или откуда вывозятся товары. Преде ленные выше факторы внешней среды как прямого, так и косе ного воздействия в той или иной мере влияют на все организа но среда организаций, действующих на международном уровне, ( личается повышенной сложностью.

Эффективность существования открытой организации завис от того, насколько налажены внутренние и внешние коммуникаю между всеми ее элементами.

12.2. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

В современной литературе описываются различные типы орг заций: системная, живая, развивающая, социальная, техничес* психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и прео разующая их в конечный продукт, многообразная по целям и мс дам, применяемым в достижении целей. Эти и многие другие опр деления могут использоваться по отдельности, в различных соче ниях, с различной детализацией для определения типа совреме ных организаций.

Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит' или иная организация, необходимым условием ее существованк является координация совместной деятельности работников достижения поставленных целей. Это требует хорошо отлаженнс системы приема, передачи и переработки информации. Для то| чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а зультат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима витая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность* точность понимания передаваемого.

Каждый тип организации может быть работоспособным в то случае, если в нем культивируются соответствующие именно формы реализации функций управления.

Роль коммуникации в процессах целеполагания и организаг обратной связи вряд ли можно переоценить. Целостность орг зации, ее принадлежность к какому-то конкретному типу опреде ются тем, каким именно способом коммуникации объединяют эл менты внешней и внутренней среды и направляют деятельность 1 достижение поставленных целей. Основные различия коммун» ций заключаются в их структурных и процессуальных характер* тиках.

12.2. Особенности внутренних коммуникаций в организации 489

Структура внутренних коммуникаций. Организационную структуру можно рассматривать как формальную сеть передачи ин­формации, обеспечивающую необходимый уровень эффективнос­ти. Она определяет принципы разделения труда, структуру и разме­ры подразделений, правила делегирования полномочий.

Выделяют три параметра, характеризующих особенности орга­низационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.

Г. Минцберг выделяет следующие способы координации дея­тельности организаций (см.: Минцберг Г. Структура в кулаке: созда­ние эффективной организации / Пер. с англ. СПб., 2001. С. 21): ^взаимное согласование (рис. 12.2а) способствует коор­динации труда благодаря простому процессу неформальных ком­муникаций. Контроль над процессом труда осуществляется сами­ми работниками;

•^прямой контроль (рис. 12.26) способствует координации, так как ответственность за работу других людей, определение за­даний для них и наблюдение за их действиями возлагаются на одного человека;

-ф- стандартизация рабочих процессов (рис. 12.2в) предполагает точное определение (спецификацию) или про­граммирование содержания труда;

-^стандартизация выпуска (рис. 12.20). Специфицируют­ся результаты труда (параметры изделия, нормы выработки);

•ф- стандартизация навыков и знаний (квалификации) оз­начает точное определение необходимого для участия в процес­се труда уровня подготовки работников (рис. 12.2<?). На практике комбинируются все пять способов координации де­ятельности организаций. Проблемы выбора и комбинирования ме­ханизмов координации — всегда актуальная тема для менеджмента. Организационная структура является формальным каналом пе­редачи информации, установленным администрацией и должност­ными обязанностями работников. Она связывает людей по верти­кали и горизонтали внутри трудового коллектива. Однако социаль­ные контакты не ограничиваются только формальными потоками информации, они включают и неформальные (социальные и пси­хологические) способы взаимодействия.

Социальная структура коммуникаций в организации. Социаль­но-демографическая структура организации определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уров­нем их образования, квалификацией, опытом и стажем работы. Вы­деляются гомогенные и гетерогенные типы структур. Эта характе-

491

490

Глава 12. Коммуникации в организациях

12.2. Особенности внутренних коммуникаций в организации

ристика оказывает существенное влияние как на производстве» экономическую деятельность предприятия, так и на эффекч _^

ность и социально-психологический характер взаимоотношений..!

о,

о, И-

(.*;

Выпуск

Навыки Рабочие процессы в

Рис. 12.2. Схемы координации:

в — взаимное согласование; б— прямой контроль; в — стандартизация; М — менеджер, А — аналитик, О], О2 — операторы или работники

Г омогенность организации, т.е. ее однородность по тага! признакам, как пол, возраст, уровень образования и пр., являет предпосылкой формирования общности интересов, ценное-" ориентации, норм и стереотипов поведения.

Гетерогенные организации часто распадаются на нескс ко более или менее гомогенных группировок, и формирование!

психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым.

Профессиональная структура основана на разделении труда и не­обходимости согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Таким образом, возникают четыре типа структурных подразделений:

административный персонал — руководители, в обязан­ности которых входит организация системы производства;

производственный персонал — работники, занятые про­изводством продукции;

обслуживающий персонал — работники, занятые обеспече­нием системы производства (маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности);

инженерно-технический персонал — работники, заня­тые созданием новой техники и технологии, обеспечением бес­перебойной работы имеющейся техники.

Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контак­там в рабочей среде на основе действительных функций, выполня­емых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы. Эта струк­тура возникает и развивается спонтанно по мере того, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Люди вступают в неофициальные отношения, чтобы удовлетворить потребность в общении, в привя­занности, дружбе, в той или иной информации (профессиональ­ной). Иногда неофициальные контакты устанавливаются из эгоис­тических побуждений.

Привязанность людей друг к другу может быть также следствием сходства в образовании, квалификации, семейном положении, на­циональной принадлежности и т.п.

Рассматривая особенности взаимодействия в гфеделах формаль­ной и неформальной организационных структур, можно говорить, отмечает А.Л. Свенцицкий, соответственно о формальной и нефор­мальной организациях. Формальная организация представляет со­бой систему официальных ролей, в то время как неформальная ор­ганизация есть система ролей неофициальных. Эти системы тесно Переплетены между собой и влияют друг на друга. Результатом та­кого переплетения можно считать создание коммуникативных сетей (структур), обеспечивающих прохождение вертикальных и горизонтальных информационных потоков.

493

492

Глава 12. Коммуникации в организациях

12.2. Особенности внутренних комм\гникаций в организации

Внутрикоммуникативные сети подразделяются на централизов ные и децентрализованные (рис. 12.3). Здесь «звезда» и «веер*| примеры централизованных моделей распространения инфор»'1' ции, где все потоки замыкаются на руководителя (лидера). Об~ ние работников друг с другом проходит через центральную пс цию. Такие сети обеспечивают высокую эффективность при ре нии относительно простых задач. «Неполная» и «полная» с обеспечивают общение участников коммуникативного проце друг с другом. Они эффективны в случае, если производственна задания требуют постоянного обмена информацией относителк их содержания и способов решения.

В , г

Рис. 12.3. Модели коммуникативных сетей: п— «звезда»; б— «веер»; в— «неполная сеть»; г— «полная сеть»

Психологическая структура внутренних коммуникаций. Среди формальных коммуникационных Сетей можно выделить психе гическую структуру. Она характеризует роли участников комму кйционного процесса. Правильный, психологически аргумента ванный подбор исполнителей ролей является важным фактор обеспечивающим необходимые потоки информации.

Американские ученые, изучая различные варианты коммуника­тивных моделей, выделили четыре типа «коммуникаторов» в орга­низации:

.ф- «сторож» — работник, контролирующий прохождение информа­ции к другим работникам. Чаще всего эту рЪль играют секрета­ри, операторы телефонных станций, диспетчеры и т.д.;

-ф- «лидер мнений» — работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников. Это может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному;

-ф- «связной» — работник, служащий связующим звеном между раз­личными группировками;

-ф- «пограничник» — работник, имеющий высокую степень связей с

внешней средой.

В качестве примера использования психологических особеннос­тей и ролевых функций в построении коммуникационных сетей рассмотрим деятельность по управлению персоналом в известной международной корпорации «ЗМ». Основной целью менеджмента этой организации являются наступательные инновационные стра­тегии. Для внедрения их на практике требуется создание особых условий, в том числе расстановка работников, способных обеспе­чить процесс внедрения инновационного проекта. «В качестве важ­нейшей ставится задача обеспечить в точках межфункционального взаимодействия контакты работников с одинаковым уровнем про­фессиональной подготовки и единство терминологического аппа­рата, с тем чтобы они могли совместными усилиями воспринимать содержание проблем, выявлять сильные и слабые стороны ново­введений в процессе их создания. При ином подходе возможны ошибки, недопонимание. Участники коммуникаций на «стыках» должны обладать примерно равным статусом, чтобы избежать до­минирования точки зрения более старшего в иерархии» (Гра­чев М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной . корпорации. М., 1993. С. 39). В «ЗМ» выделяют следующих носите­лей ролевых функций: «антрепренеры» — энергичные руководите­ли, поддерживающие и продвигающие новые проекты; «генерато­ры идей» — специалисты различного уровня; выдвигающие новые предложения; «информационные привратники» — специалисты, которые накапливают и распространяют необходимую для реализа­ции проекта информацию. Они находятся в узловых точках комму­никационных сетей, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. В организации функциониру­ют также «технологические», «рыночные», «производственные привратники» — квалифицированные специалисты, обладающие