logo search
vasilik_communikation

Глава 14. Публичная коммуникация 564 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 565

тивный образ западных менеджеров, которые появляются в России. Мне кажется, что это бездушные твари, очень похожие на роботов. Они все как один, одеты оди­наково, и мозги у них даже одинаковые. Они функциональны, но абсолютно не творческие люди. Я боюсь таких людей. Хотя они могут оказаться хорошими. У меня был друг, который пошел работать в западную компанию, несколько лет я наблюдала, как он изменялся. И из веселого, разносторонне развитого человека, который любил пошутить, подколоть, посмеяться, был очень свободным, он превра­тился в какого-то техно-сейлса» (Тор-тапа^ег. 2001. № 2 (7)).

Публичный тост — это застольное пожелание, т.е. неболь­шое выступление, которое завершается предложением выпить вина в честь кого-либо или чего-либо. Тост должен быть:

-Ф- коротким, не более одной минуты;

-ф- содержать в себе предложение («Я предлагаю поднять бокалы за...», «Я хочу предложить выпить за... »);

-ф- связан с предыдущими тостами («Здесь у же поднимали тост за...», «Я хотел бы добавить к предыдущему тосту...»);

-ф- содержать в себе какой-то драматический элемент (короткую ис­торию, анекдот, афоризм) с неожиданной развязкой;

-Ф- возбуждать чувство единения.

Различают тосты конкретные — в честь определенного человека или события, и абстрактные — за общечеловеческие ценности (лю­бовь, дружбу, мирное небо, хорошее настроение, детей и т.д.). Кон­кретные тосты обычно предшествуют абстрактным. В конце меро­приятия обычно пьют за всех присутствующих, что означает окон­чание банкета. Этот тост произносит обычно хозяин застолья — ру­ководитель организации. В русской культуре не принято пить без тоста, тост объединяет сидящих за столом. Обязательным элемен­том является и чоканье бокалами. Обычно кто-то из уважаемых лиц берет на себя роль тамады, т.е. функцию распорядителя, который предоставляет слово для тоста гостям, представляет гостя в случае необходимости, а также заполняет паузы.

РК-жанры. Пресс-конференция— встреча официальных лиц (руково­дителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.д.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информиро­вания общественности по актуальным вопросам.

Пресс-конференции обычно проводятся по итогам какой-то важ­ной встречи в стратегических целях, т.е. в целях продвижения какой-то идеи, создания вокруг нее положительного общественно­го мнения.

Инициатором пресс-конференции, как правило, выступают сами руководящие лица, хотя известны случаи, когда инициатора-

ми были представители СМИ, которых интересовала информация из первых рук. Но время и место проведения пресс-конференции выбирает официальное лицо.

Пресс-конференция требует серьезной предварительной подго­товки. Необходимо заранее (не менее чем за 10 дней) разослать из­вещения о пресс-конференции с обозначением времени, места, продолжительности, темы, основного докладчика.

Важным элементом пресс-конференции является подготовка со­путствующих материалов, к которым в первую очередь относится пресс-кит — пакет информационных материалов для прессы, состо­ящий из разножанровых текстов. В пресс-кит могут входить пресс-релиз (актуальная оперативная информация для прессы о собы­тии), бэкграундер (расширенная информация текущего характера об организации), имиджевые фотографии, факт-лист (краткая справка об организации и ее первых лицах), лист вопросов — отве­тов (ответы на наиболее типичные вопросы). Пресс-кит обычно представляет собой папку с двумя отделениями. На титульном листе размещается логотип организации, в правом отделении поме­щается вся наиболее важная информация, в левом — материалы справочного, рекламного характера.

Длительность пресс-конференции — не более 60 мин.

Пресс-конференция состоит из вводной части (3—4 мин, выступ­ления официального лица или лиц (по 10 мин) и его ответов на во­просы журналистов (30 мин).

Во вводной части журналистов приветствуют, объясняют причи­ны проведения пресс-конференции, объявляют программу, пред­ставляют выступающих, информируют о содержании пресс-кита.

Докладчик обычно зачитывает текст краткого заявления, затем журналистам предлагают задавать вопросы. Журналисты, желаю­щие задать вопрос, поднимают руку. Официальное лицо (или веду­щий) устанавливает очередность между журналистами.

Итоги пресс-конференции комментируются в прессе и ТВ-но­востях. Все ответы на вопросы должны быть достаточно коррект­ны. Нередко журналисты умело выдергивают отдельные высказы­вания официального лица из контекста.

Например, на вопрос корреспондента «Как вы относитесь к вопросу захороне­ния тела Ленина?» В.В. Путин дал достаточно пространный ответ, сводящийся к тому, что с захоронением нужно подождать, пока живо поколение, остро реагирую­щее на эту ситуацию. В ТВ-новостях прозвучала только одна категоричная фраза: «Отрицательно» (пресс-конференция для представителей СМИ в июле 2001 г.).

Официальное лицо должно быть заранее готово к острым во­просам и ни в коем случае не уклоняться от ответа на них. Острые