logo search
vasilik_communikation

Глава 14. Публичная коммуникация

Итак, лекция является важнейшим звеном учебного процесса. Она выполняет основную функцию образования — функцию пере» дачи знаний. Хорошая лекция отличается от плохой лекции ролью, которая отводится в ней адресату. Если адресат является объектом, а не субъектом обучения, то, скорее всего, это плохая лекция. Во время хорошей лекции слушатель занят постоянной мыслительной работой, чему способствуют приемы диалогизации этого моноло­гичного жанра публичной речи.

Все сказанное относится к лекции в русской культуре. Другие культуры имеют свои особенности чтения лекций. Например, в финской культуре чтение лекции, впрочем как и доклада на конфе­ренции, предваряется раздачей достаточно полного конспекта лек­ции каждому слушающему. Так что в каждой культуре имеются свои представления о способах достижения должного уровня понима-г ния у слушателей.

14.4. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Устная деловая публичная речь обслуживает разные субъекты дело­вой сферы — от индивидуальных субъектов (фирмы, организации) до институциональных (суды, парламент).

Деловое общение - процесс взаимодействия деловых партнеров, направ­ленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В целом деловое общение может проходить в форме межличност­ного (например, деловая беседа), группового (совещание, перего­воры) или коллективного общения (собрание). Нас будут интересо­вать только формы коллективного общения.

Психологи различают общение в малой и большой группе. В малой группе сохраняется возможность использования межлич­ностных форм общения (прямого диалога). В большой группе (на­пример, собрание трудового коллектива) личный контакт более ог­раничен, развиты формы публичного общения. Малую группу обычно составляют 6—10 человеке в зависимости от форм группо­вой работы. Так, на совещание рекомендуется приглашать 6—7 че­ловек. Группа более 10 человек считается уже большой группой, общение с которой имеет свои особенности. И малая, и большая группы представляют собой социальную группу, т.е. тип социаль­ной общности людей, объединенных в процессе совместной дея­тельности. Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, в которую входят статусно-ролевые отношения, профес­сионально-квалификационные характеристики, половозрастной

557