logo search
vasilik_communikation

Глава 11. Массовая коммуникация

436

ственной «властью» над умами людей. При этом государство м< выступать как арбитром, задающим правила игры участникам! ночных отношений — продюсерам, телевизионным и радио» лам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и г стоятельным субъектом, участвующим от имени общества в пр се создания общественных благ, производимых СМК через обг венные каналы массмедиа. Именно в этом контексте запади учеными проводится анализ тенденций коммерциализации С! их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулир ния. Соответственно процессы регулирования взаимодейс СМК, общества и государства представители этого направлен связывают с регулированием отношений и прав собственности! каналы массовой коммуникации. |!

Представители политико-со ц и ологического н а п р ^ л е н и я (Дж. Томпсон, Г Шаттенберг, Р. Голдман, Р. Данн и др.)" сматривают СМК прежде всего как инструмент поддержания вующего в обществе социального порядка и социальной иерар Выражение «СМК как четвертая власть» в этом случае означает н| тивную сторону политической ангажированности массмедиа. *

При таком подходе вопросы регулирования деятельности в большей мере определяются борьбой или балансом интер всех участников процесса массовой коммуникации, что отражав в терминах социальной ответственности СМК и их социальной < фективности.

Критическая .теория представляет собой неомаркс ский подход к анализу социальных процессов в обществе. Эта • рия разрабатывалась Франкфуртской школой раннего период истоков которой стояли немецкие социальные философы М. Хй хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое критическое отношение идее К. Маркса о революционных возможностях рабочего класа преобразовании общества ученые Школы обосновали на прим! СМИ,' которые сыграли большую роль в идеологизации эконс?" ческого базиса в интересах господствующего класса.

Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и тес массовой коммуникации, построенная на основе марксистской1, тодологии.

Те ория гегемонии СМК носит условное название, в КС ром слово «гегемония» интерпретируется как господствую!) идеология. Импульсом для возникновения данной теории яви""1 положение критической теории о СМИ как мощном мехаш способном реализовать изменения в обществе. Наиболее после вательные представители этой теории — греческий социолог-пе

толог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Д. Альтюссер.

В основе теории гегемонии СМК лежит положение о самодоста­точности идеологических факторов как социальных стимулов раз­вития общества, зависящих не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на со­знание масс. Изучаются формы выражения идеологически значи­мой информации и механизм, который обеспечивает укрепление идеологических постулатов и формирует сознание масс. Подчерки­вается огромная (почти самодовлеющая) роль СМИ благодаря их регулярности и возможности воздействия на людей в опосредован­ной, скрытой форме.

Советская социологическая школа на основе марк­систско-ленинской методологии разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Одним из постула­тов этой теории является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выра­женной общностью социальных чувств и общим социальным опы­том. Наряду с изучением духовной деятельности и общественного мнения большое внимание уделялось идеологической пропаганде. Наиболее существенные исследования социального аспекта массо­вой коммуникации были проведены под руководством Б.А. Груши-на: изучалось влияние СМК на формирование массового сознания и общественного мнения.

Во второй группе наиболее значительным являются теории, раз­работанные на основе методологии структурного функционализма.

Структурно-функциональные теории восходят к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса, создателя системно-функциональной школы в социо­логии, и в значительной степени опираются на положение амери­канского социолога Р. Мертона, согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями, а идеологические фак­торы несущественны. СМК рассматриваются как самоорганизую-Щаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господству­ющей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к актив­ным действиям при проведении различных кампаний.

Для теорий третьей группы характерен социокультурологичес-подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМК. настоящее время этот подход явно набирает силу, что объясняет-