logo search
vasilik_communikation

Глава 11. Массовая коммуникация

11.1. Понятие массовой коммуникации

439

ся новой волной интереса к человеческой личности и общей тЦ денцией к гуманитаризации наук.

Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей тельности обратилась к проблемам культурологической функционирования массовой коммуникации. Вольно или 1 вольно представители этой школы сохраняют марксистский пс лат о важности исторического подхода к анализу факторов, словливающих социальные отношения в обществе. Это отражен постановке и условиях выполнения основной задачи: прежде изучать реакцию различных социальных групп на информа передаваемую СМК, необходимо провести тщательный анализ ложения, которое та или иная группа занимает в культурном нас дни данного общества.

Критическая направленность этой школы, первоначально п| явившаяся при подходе к анализу социальных процессов, перенесена впоследствии на культурологическую сферу и наиЙ наиболее последовательное выражение в работах Т. Адорно. Спе! ализируясь в теории и социологии музыки и других видов искусе Адорно показал разрушительное воздействие СМК на личность! средством распространения стереотипов массовой культуры, указал даже на изменение типов личности под влиянием стере пов телепередач, а именно на то, что наблюдается утвержде внешне ориентированного типа личности.

Линию критического анализа СМК, дегуманизирующих куль! ру, поддерживал немецкий социолог Г. Энценсбергер. Он расе» ривал СМК как репрессивный механизм, который осуществ/ централизацию и бюрократический контроль, что усугубляет сивность аудитории.

Бирмингемская школа, которая начала функционировать*! 1970 г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культ в обществе. Одним из авторитетных представителей этой шкс является С. Холл. В его трудах и работах его последователей сдеЯ[ на попытка исследовать более тщательно роль СМК в процессе 1 имодействия массовой культуры и различных социальных ст. тур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этничес* меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, инте рующая роль массовой культуры.

Культурологическая теория массовой коммуникации как новс этапа социального общения представлена исследованиями кан? ского социолога и публициста Г.М. Маклюэна и французского сои олога А. Моля.

Маклюэн разработал типологию исторически развивающ! систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основ

на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодейст­вия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. И еще одно интересное наблюдение: пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы, посредством так называемого резо­нанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных про­изведений — книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию. «Мозаичность» культуры, создавае­мую при помощи СМК, отмечал также и Моль.

К культурологической концепции исследования массовой ком­муникации можно отнести идеи Л. ван Зоонен, которая изучала фе­номен функционирования СМК через призму развлекательных программ и их влияние на различные целевые аудитории («риЬНс 1тош1ес1§е ргсуесс» — «проект мыльных опер»). Также к культуроло­гическим теориям можно отнести феноменологическую школу, изу­чающую вопросы укоренения медиа-реальности в массовом созна­нии. Так, в 1974 г. была опубликована книга X. Молотча и М. Лесте­ра «Новости как целесообразное поведение», в которой авторы рассматривали, как «мир грез», созданный СМК, живет в сознании людей, подчиняясь своим особым закономерностям, и влияет на со­циальную реальность.

Теории «информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским со­циологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:

•ф- информация является главным источником и средством произ­водства, а также и его продуктом;

•ф- СМК являются мощным стимулом для потребления информа­ции и ее оценки, они также стимулируют коммуникативные тех­нологии, благодаря чему создаются вакансии для работы (в США до 50% работающих так или иначе связаны с процессом подготовки, переработки и распространения информации);

•ф- изменения в обществе, «революционные потенции» заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее пере­дачи и дальнейшего ее применения (иначе говоря, не важно что, а важно как). Истоки этих идей можно обнаружить в работах американских

с°Циологов старшего поколения. Так, основатель чикагской школы