logo search
vasilik_communikation

Глава 11. Массовая коммуникация 11.1. Понятие массовой коммуникации 434 435

•ф- симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, п« ляющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;

•ф- репликация— свойство, реализующее регулирующее воздейс массовой коммуникации.

История исследования проблем массовой коммуникации»

чало исследований массовой коммуникации связывают с им« немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологи» обосновал необходимость изучения прессы в социологическое пекте, убедительно показав ориентацию периодической печат| различные социальные структуры и ее влияние на формиро! " человека как члена социума. Он также сформулировал социа ~ требования, которые предъявляются к журналисту, обо* метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникацвд рала работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедг свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека своди1 реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, ченных из опыта предшествующей деятельности, формирует I деленные стереотипы — иллюзорные конструкты в сознании, века, заменяющие реальность. Поскольку большинство имеют возможности самостоятельно исследовать и оценива или иные факты, их мышление основывается на стереотипа формирования и закрепления стереотипов в сознании люде статочно поверхностных оценок различных явлений или соб! В современном мире именно СМК создают большинство стер пов, формируя «псевдоокружающую среду» (рзеисТо-егтгопт.е которой живет большинство современных людей. Следова" по Липпману, исследуя комплексные процессы создания сте{ пов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

В дальнейшем изучение массовой коммуникации провод* трех аспектах — теоретическом, прагматическом и экспе| тально-прикладном.

Известные теории построены главным образом на фу нальном подходе к пониманию сущности массовой коммунш различие заключается в обосновании доминирующей фун! последствий ее актуализации. Несмотря на множество интер)? ций массовой коммуникации, эти теории можно объединить^ группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) фун!—' литического контроля, 2) функция опосредованного духе контроля, 3) культурологическая функция. Особое место за теория «информационного общества», в рамках которой исс

ся роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуни­кации и подходы к их решению.

В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. 15 первой подгруппе доминирующим фактором является материаль­но-экономический, во второй — идеологический. К первой под­группе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.

Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти инсти­туты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается дво­якая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать обще­ственным мнением, с другой — помогают людям выжить в трудных условиях.

Политико-экономическая теория, в которой наибо­лее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, по­скольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представите­лями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Холдинг. К политико-экономической теории относят также эко­номико-социологическую традицию изучения массовой коммуника­ции и политико-социологическое направление.

Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в процессе реализации социокультур-ных функций (информирование аудитории о событиях на локаль­ном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потре­бительского поведения, стереотипов восприятия экономической Реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы про­изводства, распределения и потребления продуктов СМК (инфор­мации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как Нематериальных общественных или частных благ. В этом контекс­те СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зави­сят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают соб-ав-