logo search
vasilik_communikation

Глава 6. Устноречевая коммуникация

6.1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации 227

Целевой аудиторией инициатора речи может быть л» бое число собеседников, связанных с ним общими коммуникат* ными намерениями.

Итак, акты речевой коммуникации всегда обусловлены наборе параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении. |

В любой ситуации общения говорение — слушание провождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия!

•ф- механические акты (приведение в действие речевого аппарат произнесение звуков, складывающихся в слова);

•ф- речемыслительные акты (информирование, предъявление за ния, формулирование вопросов, ответов и т.д.);

•ф- активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слуи

телей.

Например, в ситуации инициативного говорения специалис выполняющий профессиональные обязанности, отдает кома! или докладывает, предупреждает, благодарит или порицает, пре^ гает новое решение проблемы, запрашивает информацию или цаеЗ установку на осуществление каких-либо неречевых действий.

Специфика поведения говорящего заключается прежде всего знании свойств и качеств обсуждаемого предмета, в умении испо/ зовать свои знания и свой интеллект в частично подготовленно! говорении, отражающем результаты мыслительной деятельности Конечно, поведение коммуникантов зависит от условий, в которыМ разворачивается речевое общение: сферы общения, временной туации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями учасч ников общения и другими характеристиками.

Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекаетсЛ (последовательно или одновременно) в различные сферы ния: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производстве! ную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого ст* речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицис! тического, делового и т.д.), терминологического тезауруса и т.} Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной сит ции, разворачивающейся в той или иной сфере. Коммуникативный смысл взаимодействия, постигаемый собеседниками, выражается I отношении между целью речевого действия и его формой.

Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация пред| полагает:

•ф- отражение в речи целеустановок общения;

^ реализацию умений в разных видах речевой деятельности;

^ использование способов изложения и лексико-грамматических

средств, необходимых для выражения конкретного предметно­го содержания.

Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как мо­дель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия со­беседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуни­кативных ролях. Типичную ситуацию можно рассматривать как мо-тивационно-ориентировочную базу общения. В типичной ситуации наблюдается заданность обстоятельств действительности, отноше­ний между собеседниками, мотивов и задач общения. Одним из ос­новных компонентов общения в той или иной ситуации является коммуникативно-речевое побуждение (мотив) каждого коммуни­канта. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации представляет собой речевое (языковое) выражение системы, отра­жающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в речевом предъявлении.

В речевой реализации каждой коммуникативной ситуации участ­вуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и ад­ресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики.

Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристи­ки слушающих и цель своего говорения. Сравнение речевых ситуа­ций: преподаватель — студент, студент — преподаватель, коллега — коллега, руководитель — подчиненный и т.д. — показывает, что в каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языко­вых) параметров говорящего и слушающего.

Каждый адресант обладает своей индивидуальной речевой мане­рой, которая является, как правило, результатом его сознательной ориентации на тот или иной тип, жанр, код речи и его предшеству­ющего речевого опыта. Индивидуальная манера дополняется и не­вербальными средствами коммуникации (интонация, темп, тембр, паузы, акценты и т.д.).

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых Действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную ауди­торию.

Адресат может находиться на ином информационном, интеллек­туальном уровне по сравнению с адресантом, владеть большим или Меньшим объемом средств выражения предметного содержания.

15'

ные смысловые единства, передающие цели общения, выражают;» предметное содержание. Например, в деловой сфере мы часто ис

непринужденностью в отношениях сторон, большей или меньше] уверенностью говорящего в наличии позитивной обратной связи Непосредственная, спонтанная речь чаще наблюдается в бытово! общении. Профессиональное общение обычно базируется на ков кретных источниках информации, меньше использует разговорнс обиходную лексику, отличается большей степенью ораторского и( кусства, соблюдением норм литературного языка. Каждая коммуникативная ситуация в любой сфере общения -это процесс социально-речевого взаимодействия. Собеседники, за интересованные в успехе взаимодействия, должны испытывать чуь ство эмпатии. Это значит, что каждый участник общения обяза] осознавать не только собственные цели и задачи, но и потребное ти, целеустановки, психологические характеристики собеседника Инициатору беседы следует продумать ее ход, чтобы максимальн< соблюдать интересы сторон, что будет способствовать установлс нию взаимопонимания. Способы изложения содержания в комуникативны: ситуациях соотносятся с конкретной сферой общения. Именн< сфера (деловая, научная, бытовая и др.) диктует набор понятий, тер минов, лексико-грамматических единств, являющихся объектами ре чевой деятельности. Кроме того, в каждой сфере приняты собствен

Общение может характеризоваться также большей или меньше]

средств общения в сочетании с невербальными; •ф- по результатам коммуникации: эффективные (достигшие цели ] вызвавшие ответные действия), неэффективные (в которы: отсутствовала обратная связь, реактивные действия собесе^ ников).

ве — потреблении речевых продуктов (письмо — чтение), на ш пользовании технических средств, использовании вербальны:

ные; -Ф- по средствам коммуникации — основанные на потреблении щ теллектуального содержания (чтение и слушание), производс]

•ф- по условиям взаимодействия — непосредственные, опосредован

частично подготовленные;

Виды коммуникативных ко н та кто в (как устные, та: и письменные) классифицируются по нескольким основаниям: •ф- по наличию субъектов коммуникации — межличностные, мел групповые, публичные; •ф- по степени подготовленности — спонтанные, подготовленные

тических единиц.

Все это влияет на выбор жанра сообщения, отбор лексико-граммз

ю ю

со

ь'

и

Ю

и;

с-.

^

Н

г* л а

§ а я с

У1

3

Е

К И С

и

Л

СЕ

7

61

п

п

я

О О

СП

га

^

^""*

о

П

3

|

о

0

н

о

и

р

Ъз

5

^<

У

Я

п

п

п

О

2

0

^

о

X

о

X

X

п

я

и

а

к

0

»

13 <Т

Л

я

о

Ю 0 о

п

О

п ш

2

о о

0\

Я

о

X

со

Т!

н

2

ь*

5

я

3

и

Я К

0 п «а

у я 5

0 о

61

о

Ьй

X

п>

»

о

3

ЫСЛО

Я 13

3

ш

м

«

Е

о

н

п

я

Я

я

о •п

ш

•о

О

;ывания

едметно

содержан!

п

га

йЭ

2

о

Р

О


Название

Описание

Перечисление

Обобщение

Объяснение

Уточнение

Характеристика

Определение

Классификация

Формулировка

-

Сравнение

Доказательство

Убеждение

Противопоставление -

Предложение

-

Утверждение

Опровержение

ш

Е га о Ь

Обоснование

Аргументация

«

Оценка

о\

о

ш п

Т!

43

(Т)

к п

0 Н

в 6)

0 X

с ^5

п л

о и а;

5а 0 И

§ \

На рис. 6.1 представ в изложения предмет

ей содержательно-смысловой структуры высказывания.

юстого к сложному, так как их реализация связана с усложнени

нии, совершенствует эти способы изложения, развивая их

вующих ситуации, теме разговора способов изложения предм 1го содержания. Человек, развивающий свои способности в го

х благодаря использованию говорящим определенных, соотв

>бой сфере. Являясь содержательной основой речевой деяте 1сти, они находят отражение в высказываниях, суждениях, те

Объекты речевой коммуникации можно выделить и обобщит)

ной речи, объектами речевых действий становятся явления, п ссы, величины, термины, функции, понятия и др.

ть резолюцию, объявить благодарность, а в учебном общении: ать предмет, перечислить свойства, классифицировать действ: слать выводы и т.д. В учебном общении, реализующем функции

,льзуем такие смысловые единства: передать распоряжение, п

0

0

о

ч и у

п

3_

ч

X

^ га

СЛ - -^

^1

О

а

о Ч

У

<-; ч

2

0

•о о & о

03

я

о 2

^

я

и

с

лена модель усложне

ного содержания в у» Рассуждение

1

ния и обобщения спо 1ебной сфере общени

а о

п

о

ю п

п

Я Ь)

и

я я я

ьо

?

н

9 ^

н

п ег

и

о

ра » 6)

•?

••о