logo search
vasilik_communikation

Глава 9. Межличностная коммуникация 396

10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе (397) • 10.2. Структу­ра и динамика коммуникации в малой группе (406) • 10.3. Прагматика коммуника­ции в малых группах (419)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «межличностная коммуникация».

2. Наличие каких умений и навыков предполагает коммуникативная компе ность человека?

3. Что означает понятие «эффективная межличностная коммуникация»?

4. Перечислите аксиомы межличностной коммуникации, сформулиров П. Вацлавиком.

5. Перечислите типы ситуаций межличностного взаимодействия, вызь стресс. -

6. Каковы основные причины стрессовых социальных ситуаций?

7. Какие характеристики межличностного взаимодействия можно выявить и Я сать с помощью понятия «коммуникативный стиль»?

8. Что лежит в основе различия коммуникативных стилей поведения людей?

9. Используя модель «окно Джохари», опишите возможные стили межлично Общения.

10. Какова особенность эмоциональных проявлений на социально-ролевом, , вом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

11. В чем отличие открытого способа выражения эмоционального состояния < рессивного?

Гл а в а 1 О

КОММУНИКАЦИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ

ЛИТЕРАТУРА

Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

Берн 9. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 191

Вацяавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных ком:

СПб., 2000.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 199! Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. '

1989.

Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, 1998.; Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1999. л Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение: Уч!

для вузов. СПб., 2001. Лабунская В.А. Невербальное поведение. (Социально-перцептивный подход).

н/Д, 1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. :™ Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001. "* Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М., 1989. ХъеллЛ., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и

нение). СПб., 1997.

10.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ В МАЛОЙ ГРУППЕ

\

Основные подходы к изучению коммуникации в малой группе.

Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых груп­пах, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской лите­ратуре нет работ, посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. В то же время во многих работах в той или иной степени рассматриваются различные аспекты фено­мена коммуникации в группе. Нелишне также заметить, что указан­ная проблематика затрагивается не только в исследованиях в облас­ти социологии и социальной психологии, но в значительной степе­ни и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.

Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выде­ляют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и Массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего При непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он Не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в Дальнейшем организует свою деятельность.

Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфи-

399

398

Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе

ческие для этого типа коммуникации феномены, к которым сятся совокупность позиций членов группы относительно пол ния и хранения значимой для группы информации (структура! муникационных потоков); групповое влияние и степень идет кации человека с группой; принятие группового решения, т.е»| суждение значимых для группы проблем, в процессе кото| происходят поиск и выработка общего группового решения.

В современной литературе присутствуют два основные под в исследовании коммуникации: механистический и деят ностный.

При механистическом подходе под коммуникацъ нимается однонаправленным процесс передачи и приема информацъ

Деятельности ы и подход подразумевает понимание! муникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувс схемами поведения, а также как совместной деятельности участн коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.

И если в первом случае контекст внешней среды рассматр* ся как «шум», то для второго подхода характерно рассмот коммуникации как процесса, протекающего в определенном ческом и социальном контексте.

Указанные подходы задают концептуальную основу и ва шие направления исследования групповой коммуникации: п| са передачи информации в группе (коммуникация в узком с» слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, осе " тей коммуникации в различного вида малых группах и т.д.

Было бы неправильно утверждать, что все аспекты кома ции в малой группе изучены к настоящему времени одинакс рошо. Достаточно сказать, что и само понятие малой груш сущностные черты, границы и виды все еще являются диску* ными. Исходя из этого, представляется целесообразным на» определения сущности объекта нашего рассмотрения — группы.

Малая группа: понятие, отличительные черты. Малой -я пой обычно называют небольшое число людей, хорошо зна" друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Кс ство определений малой группы в литературе приближа" сотне, но чаще всего в них указывается на следующие призна •ф- контактность — возможность каждого члена группы регул

общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг ,"

обмениваться информацией;

л. целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

.ф. стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников; .ф. устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

^ наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

<$• удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде­ленного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой груп­пы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: Ф наличием феномена большинства и, следовательно, более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений;

V возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может Добавить нечто к одной из позиций в конфликте. Тем самым со-

400