logo search
ГОСЫ - 2010

Педагогический процесс, характеристика функций.

Основными функциями (функция-назначение) целостного педагогического процесса являются: образовательная, развивающая, воспитательная.

Образовательная функция. Компоненты образования — знания, умения, навыки. Знания мы понимаем как понимание и сохранение в памяти основных фактов науки и вытекающих из 1111 ч выводов, законов, теорий и других теоретических обобщений. Умение — владение способами применять усвоенные знания на практике; часто умения называют знаниями в действии. Навык — упрочившееся благодаря упражнениям умение (умение, доведенное до автоматизма). Образовательная функция, пожалуй, самая простая и реализуется в большей степени в процессе обучения.

Развивающая функция. Мы уже отмечали ранее взаимо связь развития (саморазвития) личности с педагогическим процессом. Во-первых, являясь искусственным, педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии. Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся. В-третьих, пе­дагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития ребенка.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер.

Воспитательная функция. Рассматривая воспитательное назначение целостного педагогического процесса, мы исходим из того, что эта функция более объемная, чем две предыдущие. Лич­ность характеризуется совокупностью трех компонентов: сознания, чувств, поведения. И если образовательная, развивающая функции "работают" с отдельными компонентами, то воспитательная "забо­тится" о целостности, гармонии личности, тем самым являясь ве­дущей и корректирующей среди трех названных функций.

Основными компонентами сознания являются знания, сужде­ния, убеждения. Реализация образовательной функции более спо­собствует формированию знаний, суждений, менее — убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятель­ность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.

Чувства определяются развитием отношений. В педагогичес­ком процессе отношения складываются самые разнообразные: между учителем и учеником, между учителями, между учениками, меж­ду учителями и родителями, учениками и родителями и др. В последнее время четко прослеживается конфликтность отношений. Рассмотрим основные три группы конфликтов.

Первая — мотивационные конфликты (когда дети не хотят учиться) наблюдаются между учителем—учеником, учеником—родителями.

Вторая группа конфликтов связана с недостатками органи­зации педагогического процесса. Эти конфликты чаще всего наблю­даются между учителем—учеником, между учениками и связаны с определенными периодами в целостности педагогического воздей­ствия: например, когда ребенок начинает учиться в школе после детского сада (смена ведущего вида деятельности: игры на учение); при переходе из начального звена в среднее (смена влияния одно­го учителя на нескольких предметников); при необходимости выбора после окончания неполной средней школы и ряд других.

Третья группа конфликтов — конфликты взаимодействия: учитель—ученик (чаще всего нравственного характера); учитель— учитель (претензии в организации педагогического процесса, в разделении функций, в личностных привязанностях); ученик—ученик (в определении лидера, в разности суждений, ценностей, материального благополучия). Все эти и другие конфликты возможно избежать, предупредить, смягчить; отношения в целом регулировать, грамотно строить и развивать. Для этого необходима специальная деятельность, которая предусмотрена реализацией воспитательной функции целостного педагогического процесса.

Поведение — система действий и поступков человека, в кото­рых проявляются его взаимоотношения с социальной средой. Слагаемые поведения — умения, привычки, воля, характер. (Воля — способность действовать в соответствии с целью, преодолевая при этом внутренние противоречия, желания, стремления. Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта спо­соб поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.)

Даже из такой краткой характеристики поведения, как ком­понента личности, ясно, что он является самым сложным, требую­щим специальной деятельности по его формированию, которая пре­дусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.

Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимо­действия педагога и ученика (не только учебного материала, но и используемого во внеучебной деятельности); требует разнообразия форм, средств, методов организации педагогического процесса; спо­собствует развитию гуманных отношений, складывающихся в пе­дагогическом взаимодействии. Реализация этой функции происхо­дит и в обучении, и в воспитании.

Таким образом, каждая функция, имея свое содержание, тес­но связана с другими; они взаимопроникают друг в друга, состав­ляют единое целое в педагогическом процессе, что способствует формированию целостной, гармонично и всесторонне развитой личности.