Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте как специфический вид профессиональной деятельности, впервые узаконена в России в 1991 году. С этого периода обозначается активный интерес философов, педагогов, психологов, социологов, представителей других наук к проблемам социальной работы.
В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения на определение понятия «социальная работа».
Г. Бернер и Л. Юнссон, например, считают, что социальная работа — одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений. Эти шведские авторы отмечают существование двух направлений социальной работы: психосоциального и структурного.
С. Хессле полагает, что психосоциальная работа направлена на определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее главная цель — усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения, происходящие внутри индивида.
Н. С. Данакин определяет социальную работу как содействие людям в решении их личностных проблем.
Деятельностный подход в определении сущности социальной работы в начале 90-х годов представлен работами С. И. Григорьева, Т. Е. Демидовой, Н. Стойко, М. В. Фирсова, Основной акцент в ранних исследованиях сделан на деятельностную сущность работы, которая определяется как деятельность государственных организаций и отдельных лиц по оказанию помощи, как деятельность по восстановлению, сохранению психоментальных и социэтальных связей индивида со средой.
М. П. Гурьянова считает, что социальная работа — это прежде всего педагогическая деятельность в социальной сфере с теми, у кого возникли проблемы; в целом социальная работа есть специфическая форма государственной и общественной воспитательной помощи человеку в духовном, нравственном, физическом развитии, в преодолении жизненных трудностей, в улучшении качества жизни.
Отечественные ученые И. А. Зимняя, В. А. Иванников, В. А. Луков и др., как отражают публикации начала 90-х годов, видят основную цель социальной работы в создании и сохранении условий правового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта.
С. В. Тетерский, рассматривая социальную работу как науку, отмечает, что она изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
В то время как в большинстве стран мира уже с начала XX века интенсивно развивалась социальная работа как самостоятельная профессия, осуществлялась подготовка специалистов для этой области, выход России на профессиональный уровень постановки социальной работы осуществился лишь в 1991 году. Однако этот выход в нашей стране произошел отнюдь не с нулевой отметки, а на мощной базе, созданной представителями других профессий. Фактически, распределяясь между воспитателями и практическими психологами (работниками культуры, органами соцобеспечения), социальная работа все эти годы развивалась неофициально, как бы изнутри, снизу, непосредственно на местах, где формировались и совершенствовались различные модели социальной защиты людей.
Для отечественной практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время было характерно сочетание и взаимопроникновение социальной работы и социальной педагогики при доминирующей роли последней.
Анализ научной литературы свидетельствует, что теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения социальной роли и смысла такого явления общественной жизни, как благотворительность, а также в связи с попытками научного обоснования проблем социальной помощи нуждающимся.
В ранних исследованиях по вопросам социальной работы во второй половине XIX — начале XX века обычно рассматривалось эффективное или неэффективное воздействие субъекта социальной помощи на способность личности поправить, улучшить свои социально-бытовые и финансовые дела, особенно в контексте семейного благополучия.
Теоретические исследования проблем социальной работы касались в этой связи вопросов методологии обоснования справедливости тех или иных мер, которые должны опираться на методы изучения условий жизни людей. Пиком развития этой тенденции в научном изучении социальной работы, ее теоретическом обосновании на рубеже XIX—XX веков стала «научная социальная работа», в частности публикации 1915— 1920 г. Мэри Ричмонд, предложившей обширный набор схем оценок диагноза социальных проблем. Так, в книге «Социальные диагнозы» отмечается отход от методов моральных убеждений и альтернатив и переход к методам воздействия и социально-психологического взаимодействия, которое характеризуется как «использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».
Эта традиция в истории развития теории социальной работы может быть представлена как этико-терапевтическая. Тяга к повышению уровня научного осмысления практики социальной работы уже в 20—30-е годы, бум популярности психоаналитических теорий 3. Фрейда и его последователей выдвинули уже тогда в теоретическом обосновании социальной работы на передний план психодинамические конструкции.
В 30—40-е годы распространилось влияние бихевиоризма, а вместе с ним обострилось внимание к объективным факторам. Несмотря на это, авторитет психоанализа не ослабевает и в дальнейшем. В одном из первых крупных трудов, посвященных методологическому обоснованию социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил все дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, антропология, педагогика, социальная психология. С тех пор этот список практически не изменился. В 70-е годы доминирующем становится системный подход, согласно которому от социального работника требуется не узкая специализация в одном виде или области, а универсализм.
К началу 90-х годов в научной литературе обозначилось множество моделей теоретического обоснования социальной работы. Так, профессор С. И. Григорьев называет 12 подобных моделей. Но большинство ученых выделяют три группы теорий:
социолого-ориентированнные теории;
психолого-ориентированные теории;
комплексно-ориентированные теории.
Изучение теории показало, что в отечественной науке с 1992 года очевидно проявились следующие подходы к социальной работе: «личностный» (Н. С. Дана-кин); средовый, «социэтальный», где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений (И. Г. Зайнышев, Е. И. Холостова); социально-деятельностный, когда социальная работа рассматривается в традиционной для отечественного познания субъектно-объектной схеме (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Т. Е. Демидова, М. В. Фирсов).
В подходах В. Никитина проблемы научной идентичности социальной работы рассмотрены в контексте философских подходов. Ученый акцентирует внимание на необходимости многомерно-диалектического подхода с использованием всей совокупности познавательных методов.
Комплексное осмысление социальной работы, включая ее теоретическую модель, концепцию жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, принадлежит ученым Алтайского государственного университета (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. Д. Демина, В. А. Елчанинов, Г. А. Сицкая, Ю. Е. Растов).
Несомненная значимость данной концепции состоит, прежде всего, в том, что она рассматривает человека в органичном единстве, взаимодействии со средой обитания, отнюдь не сводя эти отношения лишь к производственно-хозяйственной деятельности и защите природы. Социум и человек видятся в рамках характеризуемой концепции как система отношений, взаимодействий жизненных сил и пространства бытия человека. Жизненные силы представляются как его способность к воспроизводству и совершенствованию жизни. Эта способность, в свою очередь, рассматривается как единство индивидуальной и социальной субъектности человека. Индивидуальная субъектность характеризуется через способность воспроизводить жизнь индивидуально-личностными средствами, потенциалом знаний, умений и воли индивида.
Социальная субъектность представляется, как способность человека воспроизводить и совершенствовать жизнь социально организованными, коллективными средствами.
Методы социальной работы, формирующейся на базе концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, интегрируются из различных моделей социально-педагогической деятельности. Данное обстоятельство позволяет констатировать, что сфера применения методов оказания помощи нуждающимся в рассматриваемом подходе охватывает всю сферу жизненного пространства человека.
В этом смысле данный подход в теории и методике социальной работы представляется наиболее практико-ориентированным. Целесообразно также признать комплексность классических методов теории социальной работы: индивидуальных, групповых, общинных.
Теоретическое осмысление социальной работы с позиции структурного подхода осуществлено И. Г. Зайнышевым, Е. И. Холостовой и др. Научный статус социальной работы отражен и в ее структурных элементах: специфический предмет исследования, специфические понятия, категории, принципы, методы деятельности.
Развитие теории социальной работы отражается в научных исследованиях, обращенных к понятиям и категориям изучаемого феномена. В исследованиях А. А. Козлова, С. И. Чорбинского предпринимаются попытки компаративных подходов к теории социальной работы. Намечаются тенденции к систематизации понятийного аппарата социальной работы в трудах А. И. Лященко, М. В. Фирсова.
Любая наука как самостоятельная область знаний имеет свой предмет и объект. Следует отметить, что в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования предмета, объекта, теории социальной работы.
И. А. Зимняя считает, что объектом социальной работы являются взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом, предметом — личностная и социальная защита человека.
В подходах И. Г. Зайнышева социальные процессы являются предметной областью социальной работы.
В. Ковалев объектом внимания в социальной работе ставит трудные жизненные ситуации клиента.
Относя научные знания социальной работы к междисциплинарным, Е. Холостова рассматривает в качестве объекта социальной работы социальные отношения, специфика которых определяется ее предметной областью, — совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей, тенденций. В предмете она выделяет ряд направлений, которые представлены индивидуальными, семейными, социально-экономическими проблемами.
В. Митрохин понимает под объектом социальной работы нуждающуюся личность. Вместе с тем предметная сущность теории социальной работы будет изменяться в зависимости от возрастных, психосоциальных и других нужд человека.
В практической деятельности социальных работников наибольшее распространение получило следующее понимание субъекта и объекта социальной работы.
Первый субъект — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения, навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, следующие:
высокий уровень интеллектуального развития;
хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;
настойчивость;
способность помогать людям в трудных ситуациях;
физическая сила, выносливость;
способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;
- здравый смысл, умение четко мыслить;
- чуткость, эмпатия.
Следует заметить, что имеются противопоказания к занятиям социальной работой, и среди них — экстремизм любого толка — от политического до религиозного.
Второй субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и умения, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога, семейного психотерапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока мало.
Третий уровень субъекта социальной работы — это исследователь.
Его задача — наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций ее состояния и развития, систематизация, обобщение накопленного опыта и прогнозирование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для развития социальной науки в стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной работы, объединенных в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности социальных служб.
Четвертый субъект — административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависят в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику.
Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимален. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируются в соответствии с выполняемой ролью.
Он включает в себя:
-знание административного и социального права;
-управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);
знакомство с методами работы, с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений); оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;
способность выявлять психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;
умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического, психологического здоровья;
социальная и социально-психологическая адаптация в таких ситуациях как одиночество, болезнь, семейная или школьная отверженность детей;
-информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;
-организация социальных проектов, акций помощи;
представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении);
исследование проблем суицида (среди детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных).
Группы людей, являющихся объектами социальной работы, можно разбить на три категории. К первой относятся социально незащищенные, ко второй — маргинальные, к третьей — лица с отклоняющимся поведением.
Под предметом социальной работы мы понимаем социальные проблемы.
Социальная проблема представляет собой осознаваемое субъектом деятельности несоответствие между ее целью и результатом. Это несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостатка у субъекта деятельности средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению его социальных потребностей.
Социальные проблемы возникают на уровне индивидов, а также их групп и человечества в целом. В последнем случае имеют в виду глобальные проблемы, поскольку для своего решения они требуют согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. Что касается социальной работы, то она имеет дело с проблемами, возникающими на уровне индивидов и их групп. В первом случае говорят об индивидуальных проблемах, во втором — групповых.
Перечислим типичные проблемы социальной работы — охраны здоровья населения, гуманизации общественных отношений, современной семьи, защиты материнства, женщин, несовершеннолетних, молодежи, трудоспособных пенсионеров, осужденных к лишению свободы, беженцев, бывших осужденных, бродяг, инвалидов, безработных, пожилых людей, одиноких людей.
Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несет ответственность и перед клиентом, и перед обществом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются две основные ее цели:
способствовать интеграции общественного целого;
содействовать адаптации людей в меняющемся мире.
Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах.
1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за все происходящее в их жизни.
Особенно важно формировать у клиентов представление о том, что к полноценным и долговременным позитивным изменениям могут привести только их собственные личные усилия, желание работать, повышать свой жизненный потенциал. Рыночное общество выработало особый взгляд на человека-работника, при котором главной характеристикой является его рыночная стоимость. Желающий преуспеть на рынке должен выйти на этот рынок со знаниями и умениями, обязательными сегодня, на которые есть спрос, а значит, необходимо овладевать новыми или смежными профессиями, повышать свою квалификацию. Поэтому для социального работника самым важным сегодня считается как можно быстрее стать ненужным для клиента, заблаговременное определение того временного интервала, в котором социальный работник и клиент должны получить определенные практические результаты.
2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он
существует.
Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента не должен заслонять важности привлечения таких естественных источников помощи, как близкие и дальние родственники, использование дружеских и соседских связей, привлечение сослуживцев. Это гуманизирует общество, способствует диалогу и взаимопониманию различных поколений, культурных и социальных групп.
3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления.
Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи, соблюдение этнического равноправия, организации медицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки, профилактики и искоренения преступности требует активного участия в избирательных кампаниях, административных структурах, средствах массовой информации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и других организациях.
4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.
Пропаганда здорового образа жизни3 физической культуры, полноценного сбалансированного питания способствует сохранению оптимального уровня жизни. Профилактика означает также выявление и устранение социальных и экономических причин тех или иных болезней, внимание к проблемам окружающей среды, повышению качества жизни. Контроль социальных работников за исполнением действующего законодательства о среднем образовании, организацией детского досуга, выявление проблемных семей, содействие усыновлению — важнейшая часть социальной профилактики.
5. Организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практических работников и студентов.
6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий населения, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.