logo
ГОСЫ - 2010

Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.

Для совершенствования социально-педагогической деятельно­сти важное значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Документация и учет работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной фор­ме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально-педагогической работе с детьми», оценка деятельности социаль­ного педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, уч­реждений, организаций микрорайона, родителей, работников об­разовательных учреждений.

В ходе анализа результатов необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, осо­бенности организации воспитательного процесса в открытой сре­де, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности социального пе­дагога учитываются конечные результаты двух- или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года) результаты работы.

Результаты деятельности социального педагога могут быть оце­нены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, прове­дения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посе­щающих школу, и т.п.) и т.д. Обязательными для социального педагога являются следующие документы: социально-педагоги­ческая характеристика школьного микросоциума, медико-пси­холого-педагогические характеристики подопечных (они отно­сятся к числу документов для внутреннего пользования и не под­лежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководителем учреждения. За наличие этих до­кументов социальный педагог несет персональную ответствен­ность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления и т.п.) уделяет внимание внутренним преобразованиям в жизни учащихся, ка­чественным и количественным изменениям в их социокультур­ной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тен­денциям в социуме.

Собранная информация служит первичной основой для выво­дов и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний ана­лиз, установление причинно-следственных связей, выявление ре­зервов совершенствования социальной практики.

Немаловажным источником для анализа результативности и эффективности социально-педагогической деятельности высту­пает отчетность.

Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, каждая тер­ритория регламентирует отчетность в соответствии с особеннос­тями социально-педагогической практики, развитостью инфра­структуры, уровнем и спецификой профессиональной подготов­ки специалистов, их специализацией.

Так, согласно Временному положению о службе социальных педагогов в системе образования Воронежской области, социальный педагог ежегодно (до 5 января) информирует орган управления образованием района, города о проделанной работе за истекший год, представляет планы деятельности на следующий год.

Отчетность включает следующие блоки информации:

- о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреж­дения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устрой­стве на дальнейшее воспитание;

- о выполненной работе по охране детства за истекший кален­дарный год;

- об успеваемости и здоровье подопечных детей;

- об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;

- об оказании материальной помощи несовершеннолетним;

- о продолжении обучения или выпуске из детского дома, школы-интерната, ПТУ учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекунов (попечителей).

Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (тре­бованию) администрации образовательного учреждения, органа управления образованием, местного самоуправления, социаль­ной защиты населения и т.п.

Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности. Существует два пути определения степени эффективности.

Первый — это соотношение между достигнутыми результата­ми (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Оно бывает самым разным. Например: затраты сохра­няются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравне­нию с прежними периодами; затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли; затраты в какой-то степени возросли, но и результаты стали еще большими. На практике при­ходится считаться с так называемыми предельными результата­ми, когда количественные и качественные характеристики не воз­растают из-за ограничения возможностей ряда факторов (напри­мер, из-за ограничения возрастных возможностей усвоения опы­та или ограниченности личностных ресурсов социального педа­гога).

Второй подход рассматривает эффективность работы как фак­тически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). По­скольку результаты и затраты могут предполагаться, планировать­ся, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, плани­руемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными факторами кроме вышеназванных являют­ся субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/ неэффективность. Методическое письмо «О социально-педагоги­ческой работе с детьми» в числе основных критериев эффективно­сти работы социального педагога выделяет:

- результаты решения социально-педагогических проблем де­тей и взрослых конкретного микросоциума;

- степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;

- динамику изменений отношения детей, подростков, моло­дежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;

- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;

- улучшение социально-психологической обстановки в социу­ме, микрорайоне, их микроклимата;

- степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, от­ношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;

- уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.

Разработка критериев эффективности социально-педагогической работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами.