Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
Большое значение в социальной адаптации мигрантов в месте переселения имеет возможность трудоустройства и преодоления языкового барьера. Этнические мигранты зачастую сталкиваются с проблемой трудоустройства и проблемой невозможности реализации профессионального потенциала. Также мигранты имеют затруднения в преодолении языкового барьера. Рассмотрим основные модели социальной работы, и возможность их применения в социальной работе с этническими мигрантами.
Рассматривая ситуацию клиента с позиции теории систем, следует определить характер действий социального работника, основанных на данной теории. Применяя в своей практике теорию систем, «социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов» [5, с. 60]. Таким образом, рассматривая ситуацию мигранта – клиента социальной службы, социальный работник определяет внешние социальные факторы, факторы окружения, влияющие на возможность трудоустройства клиента.
Модели социальной работы, основанные на теории систем, предполагают наличие помогающих систем, на которых должна фокусироваться социальная работа: неформальные или естественные системы, формальные системы, системы учреждений, ведомств [2]. Предлагая модель помощи клиенту в ситуации затруднений в трудоустройстве, социальный работник должен учитывать возможность доступа к этим системам самого клиента, вынужденного переселенца. Рассматривая подобную ситуацию клиента, можно предложить схему действий с учетом возможностей помогающих систем:
1. Неформальные системы (знакомые; земляки, уже переехавшие в этот город), оказывающие неформальную помощь в трудоустройстве и доступе к информации.
2. Формальные системы (некоммерческие организации мигрантов; объединения предпринимателей), оказывающие помощь в трудоустройстве и доступе к информации.
3. Системы учреждений, ведомств (социальная служба; служба занятости; паспортно-визовая служба), проводящие языковую и профессиональную переподготовку, осуществляющие трудоустройство, официальную регистрацию и оказывающие юридические услуги.
Применяя ту или иную модель помощи, социальный работник и клиент могут столкнуться с определенными трудностями. Рассматривая данную ситуацию можно предположить возможные трудности в реализации основной цели клиента: у клиента может не быть доступа к неформальной системе (в новом городе отсутствуют друзья или родственники, а члены семьи находятся в таком же положении, как и сам клиент); появление зависимости от социального работника при неудачном или недостаточном установлении контактов с формальными системами; причинами невозможности трудоустройства клиента могут быть дискриминация по этническому признаку и стереотипные взгляды на трудовую деятельность мигрантов. Таким образом, для социального работника, важно учитывать все факторы, влияющие на возможность трудоустройства клиента, для создания оптимальной стратегии помощи.
При рассмотрении проблемы трудоустройства клиента социальный работник может применять коммуникативную модель, способствуя клиенту успешно общаться в группе, для создания условий трудоустройства и возможностей находить контакт в новом коллективе. В рамках социально-радикальной модели в центре внимания социальной работы находятся «положение этнических меньшинств, инвалидов, умственно отсталых людей, беженцев, женщин и многих других групп, механизмы установления „неполноценности“ той или иной группы в языке, социальном символизме» [3, с. 137]. Рассматривая проблему клиента, социальный работник при применении данной модели выявляет причины невозможности трудоустройства клиента (дискриминация по этническому признаку, стереотипные взгляды на трудоустройство мигрантов), осуществляет контроль за соблюдением прав клиента в обществе.
В основе марксисткой модели социальной работы лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе [5]. Решая проблему трудоустройства, социальный работник привлекает общественные правозащитные организации для защиты интересов клиента. Признавая основные права человека, сторонники марксистской модели отмечают значение «права на труд, достойное жилище, свободу от материальной нужды и возможность совместно решать проблемы отдельных людей» [3, с. 137]. Рассматривая проблему клиента, социальный работник учитывает влияние социальных структур на возможность трудоустройства, при этом «мерам общего характера отдается предпочтение перед мерами особенными, индивидуальными» [3, с. 137]. Возможным вариантом решения проблем клиента может быть разработка программы социальной адаптации вынужденных переселенцев, включающая в себя трудоустройство мигрантов, контроль за соблюдением трудового законодательства и прав человека.
Подводя итого вышесказанному, следует отметить значение антидискриминационного подхода в практике социальной работы. Важным является рассмотрение понятия «дискриминация». Согласно данным «Словаря по правам человека» [4], дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, которое отрицает равное осуществление прав по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения и других социальных факторов. Данное определение следует дополнить такими поводами для отрицания прав, как пол, возраст, материальное положение, идейные убеждения. Особое значение в практике предупреждения и борьбы с дискриминацией имеет социальная работа. З.Бауман говорит о том, что социальная работа является этическим жестом принятия ответственности за судьбу и благосостояние других [1]. Таким образом, умение сопереживать клиенту и активно участвовать в его судьбе является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности социального работника.
Социальный работник в своей практике при решении проблемы клиента может столкнуться с тем фактом, что невозможность трудоустройства клиента может быть объяснена дискриминацией по этническому признаку, следовательно, особое значение приобретает подготовленность социального работника к решению подобных ситуаций. Е.Р.Ярская-Смирнова отмечает, что существуют факты размытости понятий профессиональной этики у специалистов социальной службы, применение языка дискриминирующего клиента, дискриминации в более широкой культурной среде: СМИ, специальная литература, образовательная среда [6]. Особенно важным при реализации антидискриминационного подхода в практике социальной работы является признание нравственно-этических норм специалистами социальных служб. З.Бауман отмечает, что зачастую в практике социальной работы процедурные вопросы превалируют над нравственными требованиями.
Следует отметить, что недопустимость дискриминации и ущемлений по признакам пола, этническим, религиозным, расовым признакам, по поводу отличимости человека от большинства – является основополагающим понятием в деятельности социальных служб и социальных работников. Отмечая необходимость соблюдения антидискриминационного подхода в практике социальной работы, следует сделать акцент на характере процесса обучения будущих специалистов социальных служб. Таким образом, перспективы реализации антидискриминационного подхода в практике социальной работы, зависят как от самих специалистов социальных служб, так и от качества обучения будущих специалистов.
Рассматривая проблему клиента с позиций антидискриминационного подхода, можно предложить следующую программу действий: юридические консультации для клиента, по поводу защиты собственных прав; привлечение общественных и правозащитных организации по поводу возможного несоблюдения прав человека и трудового законодательства; контроль за соблюдением прав клиента; предложения по усовершенствованию трудового законодательства в плане недопустимости дискриминационных практик.
Таким образом, следует отметить, что при решении проблемы клиента, социальный работник может использовать различные модели социальной работы, комбинировать составляющие, однако следование антидискриминационному подходу является необходимой составляющей успешной деятельности по решению социальных проблем. От этого зависит как успешное решение проблемы конкретного человека, так и в целом социальных проблем современного российского общества.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.