logo
ГОСЫ - 2010

Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.

Детские и юношеские объединения способствуют раз­витию и реализации личностных возможностей воспитан­ников на основе удовлетворения их интересов и потребно­стей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, уча­ствовать в самоуправлении. В детских и юношеских орга­низациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.

Разные цели объединяют воспитанников: желание не­формального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в опре­делении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.

Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отлича­ется от внеклассной работы. Например, цель деятельности детских и юношеских объединений рассматривают с одной стороны как цель, которую ставят перед собой воспитанни­ки, с другой — как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединений.

В детских и юношеских объединениях повышается со­циальная значимость деятельности воспитанников. Спо­собствует этому создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего формируются желание и готовность к выполнению соци­альных функций в обществе. Так же создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанни­ка, что способствует внутреннему обогащению как его са­мого, так и организации, формированию новых устремле­ний; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, соци­альными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков).

Принято различать объединения:

• по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические' познавательные и др.);

Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, метода­ми работы и соответствует возрастным особенностям вос­питанников, их интересам и потребностям. Право выбора детского или юношеского объединения, свободы в пере­движении из одного коллектива в другой остается за деть­ми. Такой подход называют вариативным. Он дает возмож­ность выбрать объединение по интересам, реализовать любую, соответственно выбору, программу, самому плани­ровать сроки ее реализации и темпы выполнения.

Современными исследователями (Н.Г. Полянская и др.) разработана модель деятельности детского объединения. В ней отражены основные этапы и педагогические условия организации деятельности объединения, которые соотно­сятся с особенностями развития личности воспитанника в детском объединении (первоначальная адаптация, освое­ние новых видов деятельности, самореализация в условиях детского объединения, готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях).

Различают три принципа деятельности в данных объе­динениях:

Существуют временные объединения (детские лагеря, молодежные смены, инструктивные сборы), которые обла­дают особыми воспитательными возможностями. В них создаются реальные условия для динамичного и интенсив­ного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой ак­тивности. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятель­ность и занимают при этом позицию от пассивного наблю­дателя до активного организатора.

Образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанником в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате разви­тия детей, — это итог совместной деятельности с воспитате­лями, сотрудничества в реальных контактах друг с другом.

  1. Семья как соц. институт воспитания.

  1. Общая характеристика социально-педагогической деятельности.

МТРСП

  1. Сущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.

  1. классификация и назначение социально-педагогических технологий.

Применительно к педагогической, в том числе и социально-педагогической, деятельности специалисты традиционно отме­чают такой существенный недостаток, как низкая результатив­ность. При соблюдении всех возможных рекомендаций получае­мый результат далеко не всегда соотносим с той целью, которая определяла деятельность. Закономерным в связи с этим стало ув­лечение технологическим подходом. Его ведущее преимущество как раз и заключается в научном подборе таких методов, средств и способов деятельности, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность.

Технология — система "знаний о способах и средствах обра­ботки и качественного преобразования объекта.

Ключевым звеном любой технологии является детальное оп­ределение конечного результата и точное достижение его. Другое достоинство технологии, актуальное для социально-педагогиче­ской деятельности, — тиражируемость, воспроизводство, т. е. воз­можность ее осуществления другим человеком после специально­го обучения, освоения.

Процесс выстроен технологично, если заранее спрогнозиро­ваны конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения резуль­тата, запущен процесс и получаемый результат максимально со­ответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. «Если содержание деятельности специалиста имеет цель, опреде­ленный алгоритм... стандарт или норматив действий, объектив­ные критерии оценки результатов деятельности, то можно гово­рить о технологичности его работы»1, — пишет Л. Е. Никитина.

Столь жесткие требования к использованию технологии в со­циальных процессах претерпели ряд изменений:

- огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса.

Алгоритм — программа решения задач, точно предписыва­ющая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными.

Социальные технологии — система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отно­шений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регули­рования социальных отношений и процессов.

Специалистами в области социальных технологий определены следующие необходимые условия технологизации практической де­ятельности в социальной сфере:

Разновидностью социальных технологий выступают педагоги­ческие, в том числе социально-педагогические, технологии.

Социально-педагогическая технология — один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обосно­ванных путей достижения определенной социально-педагогиче­ской цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обо­снование (описание) этапов, методов и средств социально-педа­гогической деятельности, обеспечивающих достижение опреде­ленного результата; как целесообразная, оптимальная последо­вательность деятельности, направленная на достижение опреде­ленной социально-педагогической цели.

В какой мере можно сегодня говорить о технологизации соци­ально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.

Так, Л. Е. Никитина считает, что в отношении социального пе­дагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых мето­дов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Примени­тельно к деятельности социального работника подходы технологи­зации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.

С точки зрения В. П. Беспалько, любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством2. Искусство основано на ин­туиции, технология — на науке. Развивая его мысль, можно логи­чески заключить, что с утверждением социальной педагогики как науки все больше направлений деятельности социального педа­гога должны быть в той или иной степени технологизированы. В связи с этим, как полагает Л. В. Мардахаев, в каждой конкрет­ной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:

На этой основе подбирается либо одна из имеющихся техно­логий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.

Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю соци­ально-педагогическую деятельность. Различные направления ра­боты социального педагога в разной степени поддаются техноло­гизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в боль­шинстве случаев построена на заранее разработанных технологи­ях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру ис­полнения. Работа в «открытой» среде (на улице), наоборот, мак­симально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некото­рого технологического подкрепления (типовые технологии обще­ния, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповтори­мости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.

Будучи по сути технологиями социального типа, социально-педагогические технологии подразделяются на:

субъектные технологии — индивидуальные, групповые, сфер-ные и массовидные. К индивидуальным (персональным) техно­логиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосох­ранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д. Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных — технологии реадаптации, для подростков — технологии адаптации к условиям современно­го общества, для лиц с ограниченными физическими возможно­стями — трудотерапия, для семей — семейная психотерапия и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих социальной помо­щи, все время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно растет и число социальных групповых технологий. Массо-инниые технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии);

дятельностные технологии:

средовые технологии, например, технологии оздоровления ок­ружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нару­шений адаптации и т.п.).

Кроме того, можно выделить следующие группы технологий:

Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.