logo
ГОСЫ - 2010

Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.

Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направ­лена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаи­модействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

В зависимости от профиля, специализации местом работы со­циального педагога могут быть:

дома и микрорайоны;

Социальный педагог призван способствовать развитию (само­развитию) личности, созданию благоприятных условий, психо­логического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и воз­можностей общества применительно к конкретному ребенку (взрос­лому), развивая его активность как субъекта воспитательного про­цесса.

  1. Специальность утверждена приказом Министерства обра­зования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

  2. Квалификация выпускника — социальный педагог.

Нормативный срок освоения основной образовательной про­граммы подготовки социального педагога по специальности 050711 Социальная педагогика при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Выпуск­ник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен быть:

подготовлен к формированию общей культуры личности и спо­собствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

использовать разнообразные приемы, методы и средства обу­чения и воспитания;

осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащих­ся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об обра­зовании», Конвенцией о правах ребенка;

систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родите­лями (лицами их заменяющими);

выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопас­ности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации; решения Правительства Российской Федера­ции и органов управления образованием по вопросам образова ния; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педа­гогических, научно-методических и организационно-управлен­ческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учеб­ных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспекти­вы развития образования и педагогической науки, основы права; научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, тех­ники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031300 Социальная педагогика подготовлен для работы в образовательных учреждениях различ­ного типа.

Виды профессиональной деятельности специалиста: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно - просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

Специализации социальной работы. Практика показывает, что сфера социальной работы в России расширяется год от года. И хотя социальная работа — единая про­фессия, ей свойствен широкий спектр специализаций. В формиру­ющейся системе социальных служб наибольшее распространение получили следующие специализации.

Социальный семейный педагог или работник семейного профиля..Специализируется на оказании разносторонней помощи се­мье. Клиентами социального семейного педагога (работника) яв­ляются 30—50 и более семей, проживающих в одном или не­скольких близлежащих домах. Ныне это самый распространен­ный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля, который представляет собой базовый компонент в ин­фраструктуре кадрового обеспечения системы социальных служб. Семейный педагог — специалист высшей квалификации, чело­век большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непо­средственной профессиональной деятельности, связанной с де­ликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения самой семьи в этот процесс.

Общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник. Специализируется на оказании разносторонней помощи сельс­ким жителям. Клиентами общинного социального педагога (ра­ботника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, боль­шого жизненного опыта, профессионального мастерства, автори­тетный и уважаемый на селе. Желательно, чтобы это был местный житель, хорошо знающий традиции, специфику, образ жизни, психологию сельского населения.

Специалист по социальной работе с детьми и молодежью (молодежный социальный работник). Специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского социума, проживающим на Территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует вклю­чению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины и на этой основе созданию корпуса помощников (ассистентов) социального педагога (работника).

Специалист по организации культурного досуга.. Специализируется на организации социокультурной деятель­ности как детей, так и взрослых. В организации культурно-досуговой деятельности населения он отдает приоритет семейным фор­мам досуга, уделяет специальное внимание организации совмест­ного времяпрепровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных социально ущемленных групп населения.

Валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник. Социальные работники, представляющие это направление, за­ботятся о своевременном сохранении людьми своего здоровья, о повышении их жизненной активности, включении в физкультур­но-оздоровительную деятельность. Их клиентами являются дети и взрослые. В организации медико-оздоровительной деятельности на­селения приоритет отдается семейным формам; особое внимание уделяется оздоровлению детей, пожилых людей, инвалидов.

Социальный эколог. Специализируется на организации экологической и природо­охранной деятельности населения. Работает с детьми и взрослы­ми, с предприятиями и учреждениями обслуживаемой им терри­тории. В организации экологической деятельности он отдает при­оритет организации общественного движения в защиту окружаю­щей среды, экологическому образованию детей и взрослых.

Социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости. Организует разнообразные виды трудовой деятельности, спо­собствует созданию новых рабочих мест, оказывает помощь безра­ботным, содействует трудоустройству и профессиональной адап­тации подростков и молодежи. Способствует развитию семейныхформ трудовых объединений: особое внимание уделяет организа­ции внешкольной трудовой деятельности детей, организации тру­да пожилых людей и инвалидов.

Социальный этнолог. Специализируется на организации этнокультурной работы по возрождению прогрессивных народных, национальных традиций, обрядов, народного творчества: промыслов, ремесел. В этнокуль­турной деятельности отдает приоритет восстановлению традици­онных форм общения, проведения досуга, развитию ремесленных промыслов, присущих данному этносу.

Социальный педагог-дефектолог. Специализируется на оказании профессиональной коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в умственном и фи­зическом развитии, их семьям. Его клиентами становятся дети, которые проживают на обслуживаемой им территории, обучаются в образовательных, специализированных школах или на дому. Сфера деятельности социального педагога-дефектолога определяется орга­нами муниципальной власти исходя из потребностей конкретного социума. В организации коррекционной работы основное внима­ние он уделяет ликвидации социальных причин заболевания де­тей, их адаптации к условиям среды проживания.

Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист особое внимание уделяет организации меж­личностного общения здоровых и больных детей, различным ви­дам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде.

Социальный работник-геронтолог. Специализируется на оказании всесторонней помощи пожи­лым людям. Его клиентами являются лица пенсионного возраста, проживающие на обслуживаемой им территории. В организации ра­боты он уделяет особое внимание социальной реабилитации пожи­лых людей, включению их в различные виды активной общест­венно ценной деятельности, организации досуга.

Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реа­лизации способностей каждого, защите интересов личности, орга­низации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое вни­мание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жесто­кости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог (работник), специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Клиентами этого специалиста являются дети с нарушениями норм поведения, проживающие на обслуживаемой им территории. Особое внимание он уделяет профилактической работе и предупреждению противоправных действий подростков и их реабилитации путем создания условий для организации их социаль­но полезной, оздоровительной деятельности и нормального быта.

Специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог. В сфере деятельности этого специалиста решение вопросов, связанных с организацией специальной практики, руководством про­цессом социального формирования и развития личности в услови­ях открытой микросоциальной среды, проведением экспертизы пер­спектив развития системы социальных служб. Специалисты этого профиля — работники муниципальных органов власти, комитетов социальной защиты, социальной помощи семье, собесов, цент­ров социальной педагогики и социальной работы, межведомствен­ных культурно-досуговых центров.