Цель воспитания как педагогическая проблема
Проблема целей воспитания – ключевая. Цель – то, к чему стремится воспитание. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает.
Цель – 1) в глобальном смысле – идеал совершенного человека;
2) ожидаемые изменения в человеке под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Цели воспитания конкретизируются в задачах. Т.е., при практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач.
Задач обычно много – общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы одна всегда. Цель – определяющая характеристика воспитательной системы.
Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании ещё индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека свои возможности, свои устремления, своя судьба. Но, тем не менее, он – член общества, и его подчинённость обществу, зависимость его благополучия от общественного положения факт неоспоримый. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной (индивидуальной) целей есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике.
Кроме того, конкретная цель д-ти воспитателя (учителя) в структуре своей содержит ряд частных целей (задач): цель изучения курса, крупного раздела учебной дисциплины, цель отдельного занятия, урока, воспитательного мероприятия.
Таким образом, мы имеем дело с системой целей, с определённой иерархической структурой:
- общая цель воспитания;
- цель воспитания детей определённого возраста;
- цель воспитательной д-ти учебно-воспитательного заведения;
- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;
- воспитательные цели отдельных занятий и мероприятий.
Классификация целей м.б. проведена и на другой основе, например, Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:
- общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление д-ти всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической д-ти вообще);
- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;
- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.
Борьба вокруг целей воспитания разразилась уже в антич6ном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания д.б. воспитание добродетелей. Но что считалось добродетелью – мнения расходились.
Платон – о воспитании ума, воли и чувств.
Аристотель – о воспитании мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Коменский – безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он выбрал слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». 3 цели – умственное, нравственное, религиозное.
Английский философ и педагог Джон Локк – главная цель – сформировать джентльмена, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».
Прусский философ и педагог Э. Кфент – цель, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.
Немецкий педагог Гербарт - всестороннее развитие индивидов. Идеал – добродетельный человек.
В отечественной педагогике цель воспитания в разные периоды уточнялась и конкретизировалась.
Русский социал-демократ В.Г. Белинский – в 40-х гг. 19 в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом.
Герцен – подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.
Ушинский – нравственное. Так классик русской педагогики К.Д. Ушинский (19 в.) писал: «…цель для того, чтобы постоянно наполнять разрывающуюся пустоту человеческой души (её стремление к д-ти), д.б. такова, чтобы достигаемая постоянно, она никогда не м.б. достигнута». (Ушинский, Избранные сочинения, в 2 т., М., 1974, т. 1). Он указывал на развитие умственное, трудовое и нравственное.
В русской дореволюционной педагогике – цель воспитания выводилась из 3 начал – православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров: «Разумный и добрый человек – вот незыблемая и бесспорная цель воспитания, как понимает её и слово Божие, и здравый смысл народа».
3. История педагогики – длительная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Т.е., цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер.
Цель воспитания всегда отражает конкретный достигнутый уровень развития общества, или определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его цель – вооружать человека опытом выживания. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства и цель воспитания находятся между собой в согласии.
При рабовладельческом строе воспитание уже стало особой ф-ей государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие 2-х классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они д.б. вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности (т.е. тоже уровень развития правовых сил диктует именно эти цели).
При феодализме основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, для детей крестьян – трудовое, в «школе» под открытым небом.
Капиталистический строй – два класса – буржуазия и пролетариат. Характер развития производства, для которого уже требуются более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно буржуазия даёт хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики. Создаётся сеть частных привилегированных учебных заведений.
Посткапиталистический (рыночный, демократический и т.п.) строй. При всём многообразии поступательных форм и отношений, существующих в мире (социализм) общественная зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.
Но не только способ производства определяет цели воспитания, а и другие факторы – темпы научно-технического социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности УВУ, воспитателей, учителей и т.п.
Т.о., вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научного прогресса, достигнутого уровня педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учеников.
4. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками ПП (т.е. гуманистическое воспитание).
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии её самостоятельности и социальности (это 2 полюса направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно 2 стороны самосоздания).
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остаётся идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал даёт статичную характеристику личности. Динамическая же её характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и с обществом.
Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияния человека на свою жизнь, своё право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на него общества.
В современной трактовке ЦГВ заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.