logo
ГОСЫ - 2010

Цель воспитания как педагогическая проблема

Проблема целей воспитания – ключевая. Цель – то, к чему стремится воспитание. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает.

Цель – 1) в глобальном смысле – идеал совершенного человека;

2) ожидаемые изменения в человеке под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Цели воспитания конкретизируются в задачах. Т.е., при практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач.

Задач обычно много – общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы одна всегда. Цель – определяющая характеристика воспитательной системы.

Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании ещё индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека свои возможности, свои устремления, своя судьба. Но, тем не менее, он – член общества, и его подчинённость обществу, зависимость его благополучия от общественного положения факт неоспоримый. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной (индивидуальной) целей есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике.

Кроме того, конкретная цель д-ти воспитателя (учителя) в структуре своей содержит ряд частных целей (задач): цель изучения курса, крупного раздела учебной дисциплины, цель отдельного занятия, урока, воспитательного мероприятия.

Таким образом, мы имеем дело с системой целей, с определённой иерархической структурой:

- общая цель воспитания;

- цель воспитания детей определённого возраста;

- цель воспитательной д-ти учебно-воспитательного заведения;

- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;

- воспитательные цели отдельных занятий и мероприятий.

Классификация целей м.б. проведена и на другой основе, например, Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:

- общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление д-ти всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической д-ти вообще);

- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;

- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.

Борьба вокруг целей воспитания разразилась уже в антич6ном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания д.б. воспитание добродетелей. Но что считалось добродетелью – мнения расходились.

Платон – о воспитании ума, воли и чувств.

Аристотель – о воспитании мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Коменский – безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он выбрал слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». 3 цели – умственное, нравственное, религиозное.

Английский философ и педагог Джон Локк – главная цель – сформировать джентльмена, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

Прусский философ и педагог Э. Кфент – цель, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.

Немецкий педагог Гербарт - всестороннее развитие индивидов. Идеал – добродетельный человек.

В отечественной педагогике цель воспитания в разные периоды уточнялась и конкретизировалась.

Русский социал-демократ В.Г. Белинский – в 40-х гг. 19 в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом.

Герцен – подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Ушинский – нравственное. Так классик русской педагогики К.Д. Ушинский (19 в.) писал: «…цель для того, чтобы постоянно наполнять разрывающуюся пустоту человеческой души (её стремление к д-ти), д.б. такова, чтобы достигаемая постоянно, она никогда не м.б. достигнута». (Ушинский, Избранные сочинения, в 2 т., М., 1974, т. 1). Он указывал на развитие умственное, трудовое и нравственное.

В русской дореволюционной педагогике – цель воспитания выводилась из 3 начал – православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров: «Разумный и добрый человек – вот незыблемая и бесспорная цель воспитания, как понимает её и слово Божие, и здравый смысл народа».

3. История педагогики – длительная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Т.е., цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер.

Цель воспитания всегда отражает конкретный достигнутый уровень развития общества, или определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его цель – вооружать человека опытом выживания. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание уже стало особой ф-ей государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие 2-х классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они д.б. вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности (т.е. тоже уровень развития правовых сил диктует именно эти цели).

При феодализме основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, для детей крестьян – трудовое, в «школе» под открытым небом.

Капиталистический строй – два класса – буржуазия и пролетариат. Характер развития производства, для которого уже требуются более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно буржуазия даёт хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики. Создаётся сеть частных привилегированных учебных заведений.

Посткапиталистический (рыночный, демократический и т.п.) строй. При всём многообразии поступательных форм и отношений, существующих в мире (социализм) общественная зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.

Но не только способ производства определяет цели воспитания, а и другие факторы – темпы научно-технического социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности УВУ, воспитателей, учителей и т.п.

Т.о., вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научного прогресса, достигнутого уровня педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учеников.

4. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками ПП (т.е. гуманистическое воспитание).

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии её самостоятельности и социальности (это 2 полюса направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно 2 стороны самосоздания).

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остаётся идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал даёт статичную характеристику личности. Динамическая же её характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и с обществом.

Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияния человека на свою жизнь, своё право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на него общества.

В современной трактовке ЦГВ заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.