Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
Социальным работникам по самому содержанию своей деятельности приходится иметь дело с самыми разными людьми, в том числе и с теми, чье поведение не соответствует или вступает в прямое противоречие с существующими социальными нормами. Кроме того, значительная часть социальных служб ориентирована на непосредственную работу с представителями так называемых «групп социального риска»: преступниками; несовершеннолетними правонарушителями; лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью; проститутками; бродягами и нищими; теми, кто совершал попытки самоубийства а также с родными и близкими этих граждан.
Социальная работа с теми людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику и требует определенных специальных знаний в области социологии, медицины, психологии и права.
Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения).
В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными ориентирами общественного развития. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп (свобода, равенство, справедливость и т. д.). Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных общностей, социальных организаций. Усвоение социальных норм — основа социализации личности.
Социальные нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи, традиции и т. д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы права). В зависимости от сферы регуляции общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиозные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими нормативными системами и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль — это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.
Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным. Под девиантным (лат. deviatio — отклонение, уклонение) поведением принято понимать поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям. Когда девиантное поведение приобретает заметные масштабы и превращается в социальное явление, в данном случае применяется термин «социальные отклонения» или «социальная патология».
Анализируя виды отклоняющегося поведения, следует провести их классификацию. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е гг. XX в. американский социолог Г. Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. Девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.
Вторичные отклонения, в свою очередь, можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) Отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т. е., правонарушения. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Они разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее (в частности, преступное) поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».
б) Отклонения в сфере общественной морали:
Пьянство и алкоголизм. Под пьянством понимается злоупотребление алкоголем (не менее 200 г в неделю абсолютного алкоголя или реже, но в больших количествах). А алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) — это заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы.
Наркомания (греч. narke — оцепенение, mania — страсть, безумие). Злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, которое выражается в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания — использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.
Проституция (от лат. prostituere — выставлять публично). Вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении, или, систематическое (в виде промысла) вступление в половую связь за вознаграждение, которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа. жизни.
Бродяжничество — систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.
Попрошайничество, или нищенство — систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без такового.
Самоубийство, или суицид (лат. sui — себя, сае-dere — убивать) — сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство достижения чего-либо другого, кроме нее самой
Это не идеальная классификация, так как многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам, например хулиганство, а проституция является также и правонарушением (ст. 6.11. КоАП РФ), поэтому применяется также и классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации — корыстные преступления, в определенной ситуации проституция; б) отклонения агрессивной ориентации: насилие как средство для достижения какой-либо цели: выгода, самоутверждение, ревность; насилие как самоцель, например хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство и алкоголизм, наркомания и, крайняя форма — самоубийство).
Иногда в особую категорию выделяют так называемые аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction — пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема психоактивных веществ (в том числе алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком., Это, например, алкоголь и наркотики, азартные игры, полное погружение в какой-либо вид деятельности (в частности, музыка, коллекционирование, когда хобби превращается в единственный смысл жизни, а также компьютерные игры, Интернет, «работоголизм» и т. д.), что сопровождается сужением социальных связей, страхом перед реальной жизнью, стремлением уйти от обыденности в иллюзорный мир своего увлечения.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, пьянство способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная зависимость (уровни убийств и самоубийств).
Существует 3 основных подхода для объяснения девиантного поведения:
Биологический (антропологический) (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиант-ное, в частности преступное, поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода иногда объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы Y).
Психологический подход (3. Фрейд, А. Адлер). Девиантность при таком подходе обусловлена психическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение Id («ОНО») и Super-Ego — системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удов летворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.
Видимо, следует согласиться с мнением, что посредством анализа биологических, психологических особенностей, наличия комплексов нельзя в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации. Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасположенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дает соответствующий результат.
Социологический подход (Г. Беккер, С. Селлин, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). В данном случае девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства и т. д.
В рамках отечественных исследований феномен девиантного поведения в основном объясняется «тройным несовпадением»: требований нормы, требований жизни, и интересов личности (В. Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой — объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов, как необходимого условия прогресса. Поэтому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Я. Гилинский) считают, что главной причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство. Оно порождает противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и неравномерными возможностями их удовлетворения.
Помимо названных объективных причин появления девиаций можно выделить и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека гораздо более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности и могут содержаться определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов; несогласие с рядом социальных норм в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, опытом, убеждениями (правовой нигилизм); пренебрежение социальными нормами, усвоение привычек, норм и принципов, которые не соответствуют общепринятым (например, уголовных).
Категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — называют группами риска. В частности, это подростки из неблагополучных семей, лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотическими веществами, ведущие аморальный образ жизни, попавшие под отрицательное влияние окружающих.
Социальные технологии в профилактике и коррекции девиантного поведения (технологии социального контроля). Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.
К институтам (субъектам) социального контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали.
По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением, идентификацией с референтными группами. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции.
Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. В современной зарубежной литературе различают три уровня превенции: primary prevention (близка по смыслу отечественной «общесоциальной профилактике» — воздействие на среду, экологию, экономические, социальные, политические условия жизни в целях их улучшения, гармонизации); secondary prevention (аналог отечественной «специальной профилактики», рассчитанной на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений или иных правонарушений); tertiary prevention или «индивидуальная профилактика» в отечественной криминологии.
Социальные санкции — система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. То есть нормы и санкции соединены в единое целое. Если у нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она превращается в декларацию лозунг, призыв, и фактически перестает регулировать поведение и отношения людей.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные (поощрения) и негативные (наказания), формальные и неформальные, которые применяются в соответствующих сочетаниях. К основным механизмам социального контроля можно отнести внутренний контроль, основанный на усвоении ценностей и норм, который осуществляется через социализацию (самоконтроль), и внешний контроль, т. е. различные виды формальных и неформальных санкций, который осуществляется посредством группового давления или принуждения посредством государственных органов. Поощрение как один из основных методов социального контроля применяется в основном в процессе социализации индивидов, при формировании конформного, законопослушного поведения. Когда же девиантность поведения стала фактом, приоритет отдается наказанию.
Такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства и т. п., требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны доверия» и пр. В то же время в отношении преступного поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.
Весь мир сегодня нуждается в новой концепции и практике социального контроля. Общая стратегия уже ясна: это перенос акцента с наказания на превенцию, т. е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями.
Выделяют 2 уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне — одно из направлений социальной политики государства. Говоря об общесоциальных мерах, мы должны иметь в виду, что общество, устанавливая определенные нормы, уже демонстрирует свое несоответствие этим нормам. Если бы никто не употреблял наркотики, не было бы необходимости борьбы с наркоманией. Функциональность социальных отклонений в том, что они служат индикатором состояния общества, показывают его несовершенство. Кроме того, они являются способом удовлетворения потребностей определенных людей или социальных групп, хотя эти способы зачастую извращены или же извращены сами потребности. Поэтому полностью устранить девиантность, видимо, нельзя, но поставить ее в социально приемлемые рамки можно и нужно.
Из внедряемых в практику мер (технологий) общесоциального контроля можно назвать следующие: последовательное воплощение принципа социальной справедливости. Меры по сокращению экономической дифференциации, безработицы, улучшению городской экологии и т. п.; расширение доступа к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной или нейтральной деятельностью. Как справедливо отмечают специалисты, если, например, потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, следовательно, надо искать и предоставлять желающим альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций. Это же относится и к употреблению наркотиков: программы поддержки семьи и детей; программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы.
Развитие соседской и общинной (в современном смысле) системы взаимопомощи. Сокращение доли приговоров к лишению свободы в системе правоохранительной деятельности и переход к альтернативным мерам наказания. Возможно, что лишение свободы следует применять как вынужденную меру только к насильственным преступникам; создание домов-приютов временного содержания для тех, кто вступил в конфликт с семьей; дальнейшее увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Возрождение» и т. д.), а также организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение); оказание помощи жертвам преступлении (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); учет этнических и религиозных факторов; развитие системы психологической помощи подросткам, которая должна включать в себя семейное консультирование и использовать методы психотерапии с привлечением сверстников и братьев с сестрами.
Эти меры предполагают как совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, так и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями. В качестве примера можно привести декриминализацию употребления наркотиков, т. е. отказ от уголовного и административного преследования лиц, потребляющих наркотические вещества, что дает возможность обращаться в медицинские учреждения, не опасаясь войти в конфликт с законом.
Специальные меры — это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках (диспансерах) и амбулаториях, психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных непосредственно в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», «телефонов доверия» и т. д. В данном случае это уже прерогатива специалистов: наркологов, психологов, педагогов.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.