logo
ГОСЫ - 2010

Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.

Педагогика как наука имеет объектом изучения личность, т.е. конкретного человека. От того насколько педагогическое знание учитывает особенности личности и ее развития зависит эффективность педагогического воздействия. Основными объективными факторами развития личности являются:

- наследственность;

- среда;

- воспитание.

Существуют два основных фактора, от которых напрямую зависит развитие личности – наследственный и социальный.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности гены. Наследственный фактор включает в себя: особенности физиологии, анатомо-физиологические особенности, задатки. Его специфика заключается в функционировании нервной системы личности, которая выражается: в разнообразных характерах, в своеобразии работы всей нервной системы, проявлении темперамента, эмоций, чувств, в поведении и поступках. К анатомо-физиологическим особенностям следует отнести структуру тела человека, оказывающее определенное влияние на его психику. Задатки – те врожденные анатомические особенности, которые облегчают развитие.

Социальные факторы:

А) макросреда – общество во всех проявлениях. Именно оно формирует ту или иную личность (личность неодинакова даже в тоталитарном обществе);

Б) микросреда – главным определителем формирования личности является семья или микрогруппа. Именно в микросреде происходит формирование важнейших морально-нравственных характеристик человека. В педагогическом процессе следует принимать во внимание эти характеристики, совершенствовать и трансформировать в процессе обучения и воспитания.

В) труд, деятельность человека – все важнейшие качественные и количественные свойства личности формируются только в общественно-полезной деятельности. Только труд способен привить человеку те качества, которые необходимы ему в процессе взаимодействия с другими людьми.

Г) общение – формирование и совершенствование качеств личности происходит у человека в процессе общения, которое помогает присвоить индивиду новые, не присущие ему качества и свойства.

Д) организованное и специальное воспитание – воспитание является самостоятельным фактором развития личности, так как специально организовано и направлено из вне.

Е) самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности и преодоление отрицательных. Самовоспитание возникает тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки и ставить перед собой общественно значимые цели. Эта способность становится характерной для конца подросткового – начала юношеского возраста. Для развитой формы самовоспитания характерно наличие системы, выражающейся в постановке комплекса задач и отбора способов их решения. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Повторимся, что основными объективными факторами развития и формирования личности являются наследственность, среда и воспитание. Рассмотрим различные точки зрения и по этому вопросу.

Теория преформизма – древнейшая теория, в соответствии с которой все свойства и качества человека заложены в семени, т.е. ведущим и неизменным фактором является наследственность.

Теория конвергенции двух факторов предполагает взаимодействие наследственности и среды, причем наследственность является основной, а среда лишь условием реализации наследственно предопределенных особенностей личности.

Существует своеобразная теория, утверждающая, что в основе развития ребенка лежит биогенетический закон. Суть этой теории в том, что прослеживается аналогия между развитием ребенка и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни ребенка рассматриваются следующим образом: первые полгода соответствуют развитию обезьяны; второй год жизни – элементарному человеческому состоянию; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и пр. И только зрелость отражает современную культуру.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Проблема развития личности изучается специалистами отдельных научных отраслей: физиологией, педагогической и возрастной психологией, лингвистикой, дефектологией, нейропсихологией, медициной, патопсихологией и т.д. В результате был накоплен позитивный материал об отдельных сторонах общего и возрастного развития детей. Но вместе с тем, развитие личности не изучалось как единый целостный процесс. На долгие годы педагогика лишилась своего базового фундаментального раздела теории – развитие личности. Только лишь во II второй половине 20 века начала возрождаться педагогическая антропология и целостное знание о человеке и снова становится достоянием педагогики.

Развитие личности относится к наиболее сложным и трудноразрешимым проблемам науки, это связано с многозначностью феноменологии личности, междисциплинарным статусом проблемы. Все эти и другие причины не дают возможности установить единый общенауный подход к проблеме развития личности. С трудом поддаются классификации даже отдельные свойства и качества сторон жизнедеятельности человека.

Неоднозначно определение в специальной литературе и самое главное систематизирующее понятие развития личности.

Структура процесса развития личности должна включать в себя отдельные компоненты подструктуры: отражать логическую взаимосвязь между ними, взаимопереходы внешнего и внутреннего, природного и социального. Знание личности воспитуемого необходимо педагогу для того, чтобы добиться большей результативности воспитательного процесса, предупреждать возникновение отрицательных явлений в психике формировать правильные социально-верные, ценные привычки и обычаи поведения, развивать творческие способности и дарования.

Рассматривая личность как общественно-историческую категорию, в ее характеристике выделяют социально-обусловленные функции: жизнедеятельность, дело, общение, разум, чувствование, познание.

В понятие личности включается не только ее отношение и роль в обществе, но и характерные особенности ее психологии (направленность, потребности, мотивации, способности, характер, темперамент, воля).

Согласно представленной концепции развития личности деятельность представляет собой главное и основное условие одновременного проявления всех других функций личности. Именно в деятельности человек реализует свою природную и социальную сущность. Источником активной социально и личностно значимой деятельностью являются потребности, которые могут быть социальными, материальными, духовными в зависимости от способа их удовлетворения. Непосредственными побудителями в совершенствовании того или иного поступка или действия выступают мотивы, которые определяют то поведение человека в обществе и наедине с собой. В такой же степени мотивы определяют возникновение любой исходной формы функций личности (замысел, представление, желание, ознакомление и т.д.). Все мотивы подразделяются на осознанные и неосознанные. В зависимости от такого подразделения поступки и действия совершаются осознанно и неосознанно. К неосознанным побудителям можно отнести влечение и желание.

Преобразующая роль ведущих потребностей в процессе развития личности подчеркивается в концепции А.И. Кочетова. По мысли автора потребности связывают внешние (деятельность) и внутренние (саморегуляцию) активность в единый процесс жизнедеятельности человека.

В современной педагогической науке и практике получила признание деятельностно-отношенческая концепция развития личности (Макаренко, Мясищев, Харламов, Лихачев). Основное из положений этой концепции – это то, что система социальных и личных отношений человека, является наиболее специфической характеристикой личности, пронизывающей все функциональные формы, ее макро и микро существование.

В педагогической науке процесс развития личности характеризуется количественными и качественными изменениями во взаимодействии с природой и средой.

Воспитание и развитие личности обусловлено уровнем развития культуры общества и зависит от конкретного исторического типа социума (чем выше уровень культуры в обществе, тем гармоничнее происходит взаимодействие личности с природой и средой). Тем не менее в условиях одной среды могут быть сформированы различные типы личности.

Вывод: воспитание и развитие личности происходит только в процессе включения в различные виды деятельности: учебно-познавательную, эстетическую, игровую, и т.д.